Крещенский сочельник – преддверие праздника Богоявления. Особое последование богослужения в этот день подготавливает человека к встрече с Господом у Иорданской купели, делает его свидетелем земного пути Иисуса Христа. «Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» – слова тропаря проникают в сердца людей и каждый стоящий в храме человек становится сопричастным Самому Спасителю.
В этот день, после продолжительных рождественских каникул, академическая семья вновь собирается за совместными богослужениями. По традиции, со служб Крещенского сочельника в Духовной Академии начинается второй семестр обучения.
«Сегодняшними особыми богослужениями Царских часов и Великой вечерни с Божественной Литургией cвятителя Василия Великого мы входим в празднование Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Вступив в воды реки Иордан, Спаситель явил Свое Божество и мессианство и, одновременно,тайну Святой Троицы. В Евангелии сказано, что после погружения в Иордан на Христа сошел Дух Святой в виде голубя, а с небес голос Бога Отца свидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:16-17). Поэтому, а также ввиду сопряжения с Рождеством Христовым,мы и называем нынешний праздник Богоявлением.
Христианам, как наследникам Богоявления, надлежит неуклонно нести в окружающий мир свет Христовой Истины и просвещать им всякого человека. Праздник Богоявления неслучайно также именуется Просвещением, ибо ныне Господь полагает начало благодатному освящению и просвещению человеческого рода. Он начинает Свое спасительное земное служение, которое завершится созданием в день Пятидесятницы Его Святой Церкви, в которой каждый человек через веру и покаяние способен обрести полноту благодатных даров Святого Духа».
18 января епископ Петергофский Серафим совершил последование Царских часов, изобразительных и Великой вечерни в соединении с Божественной литургией Василия Великого, за которыми ему сослужило академическое духовенство.
После чтения Евангелия ректор Академии обратился к молящимся с проповедью. В своём слове владыка отметил, что через Таинство крещения каждый человек сочетается Христу, становясь наследником Его благодатных даров:
«Зачем безгрешный Господь Иисус приходит на реку Иордан к Иоанну Крестителю и принимает от него троекратное погружение, символизирующее раскаяние и желание нравственной перемены? Христос делает это для того, чтобыуказать путь, по которому должен идти всякий верующий человек – путь покаяния, изменения своей жизни и духовного совершенствования. Проповедь Иоанна – это призыв к покаянию, а главной темой проповеди Христа является Царство Божие, к которому призывается человек, и которое может наступить уже в сей жизни – в наших сердцах и душах. Между покаянием и Царством Божиим существует прямая связь, одно без другого невозможно. Именно через раскаяние и перемену образа своих мыслей и действий мы можем наследовать блаженство в Царстве Небесном. С одной стороны, от человека не требуется чего-то неимоверного – необходимо лишь перед Богом и собственной совестью признать свои грехи и ошибки и затем стараться более их не совершать. С другой стороны, такой, казалось бы, не сложный феномен, как покаяние оказывается подчас очень трудным, и человек готов на все, что угодно, но только не на смиренное признание своей неправоты и греховности.
Покаяние, имеющее целью вхождение в Царство Божие – это великий духовный труд над собой, который может быть тяжелее, чем работа в каменоломне или жизнь в ограниченных условиях. Этот труд связан с самой тонкой материей – человеческой душой, в которой сокрыт огромный потенциал, могущий помочь нам возвыситься над собой и прийти к Богу, либо напротив поддаться нравственной и духовной деградации.
Крещение Иоанна свидетельствовало о раскаянии тех, кто его принимал, однако отпущения грехов не давало. Оно было прообразом Таинства Крещения, которое мы ныне имеем в Святой Церкви и посредством которого совершается вхождение в благодатное Царство Христово. В Крещении каждый получает прощение грехов и благодать Духа Святого. Для этого в Крещении мы отрекаемся от дьявола и насаждаемого им зла и сочетаемся Христу, обещая жить в соответствии с Его спасительным учением. Необходимо всегда помнить о данных нами крещальных обетах, сохранение которых способно соделать нас нескверными сосудами Духа Святого».
Во время сугубой ектении диакон возгласил особые прошения о сохранении единства Православной Церкви, после чего владыка прочитал молитву о мире на Украине.
По окончании Божественной литургии под пение тропарей епископ Серафим в сопровождении духовенства и студентов спустился в вестибюль Академии, где совершил чин Великого освящения воды.После славления владыка ректор окропил Великой Агиасмой молящихся, учебные аудитории и комнаты общежития.Справка:
За Божественной литургией епископу Петергофскому Серафиму сослужили: архимандрит Софроний (Смук), иеромонах Геннадий (Поляков), секретарь Учёного совета иеромонах Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонахи Лука (Пронских), Феофан (Друганов) и Никон (Касярум); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Павел Топоров, диакон Иннокентий Шишов и иеродиакон Павел (Чхве).
Пели три хора Духовной Академии.
Накануне вечером всенощное бдение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил иеромонах Геннадий (Поляков) в сослужении академического духовенства.
Богослужения Крещенского сочельника в академическом храме Двенадцати апостолов совершил священник Андрей Парафенюк в сослужении иеромонахов Варфоломея (Магницкого) и Паисия (Джерковича). Пел хор иностранных студентов.
Пресс-служба СПбДА