13 ноября 2010 года группа из четырнадцати учащихся второго курса иконописного отделения совершила поездку в Великий Новгород.
Куратором данной поездки являлась Ольга Анатольевна Писаренко. Цель поездки заключалась в копировании фрагментов икон новгородского музея. В результате сложных переговоров дирекция музея разрешила производить копирование в музее в течение лишь трех дней четверым студентам. Реальный же срок для подобной работы составляет около месяца.
За те три дня, которые были даны студентам на работу, жертвуя временами полноценным завтраком или обедом, знакомством с красивым древним городом и даже просто посещением других залов музея, полностью все время сосредотачиваясь на работе, они успешно выполнили свои задания.
Остальные же участники, которым не довелось заниматься копированием, посвятили свое время знакомству с городом. В первый день пребывания в Новгороде большое внимание студенты уделили иконам, представленным в музее. Многие брали с собой блокноты и делали в них зарисовки, записи, фиксируя предположительные те или иные цветовые решения, отмечая происхождение той или иной работы средневековых иконописцев. Знакомство с местом происхождения иконы – конкретным храмом – тем литургическим пространством, ради котрого появился на свет и жил тот или иной образ, оживляет восприятие образа. Так, знаменитая икона XII века «Апостолы Петр и Павел», один из первых в истории церковного искусства праздничных рядов иконостаса – чин из 12 композиций, написанный в 1341 году, трехчастная икона страстей Христовых и многие другие образы новгородского музея рождались в разные века ради главной архитектурной жемчужины Новгорода – собора Святой Софии. Поэтому никто не мог пройти мимо этого удивительного исторического памятника, стенам которого без малого 1000 лет.
К сожалению, из-за дождливой пасмурной погоды был закрыт для посещения храм Спаса на Ильине улице. Тот самый храм, из которого была взята икона «Знамение» епископом Иоанном во время осады города войсками князя Андрея Боголюбского и спасшая своим чудом город от суздальцев, в XIV веке преобразился в удивительно уютный одноглавый каменный храм с восьмискатной кровлей, с бегунцами и поребриками под барабаном и каменными узорами на фасадах. Интерьер храма украшен фресками, выполненными Феофаном Греком в 70-е годы XIV века.
Затем студенты посетили храм того же времени – церковь Феодора Стратилата на ручью. Свое обаяние церковь сохраняет не только в архитектуре, но и в самом названии. Та улица, которая сегодня уверенно идет по городу под именем Феодоровская, когда-то была ручьем, впадавшим в реку Волхов. Отсюда и составляющая часть названия храма. В одном из залов новгородского музея находится храмовая икона, пребывавшая когда-то в местном ряду иконостаса этой церкви – образ святого Феодора Стратилата с житием в клеймах. В церкви сохранились фрески 60-х годов XIV века, которые поражают лаконичностью в средствах построения рисунка фигур, цветовых решений, формы. Сдержанные монохромные гаммы, четкие и пластичные живые линии, уверенные и могучие движки казалось бы простыми средствами создают такие образы и сюжеты храмовой росписи, которые сами вызывают человека на молитву. Несмотря на то что церковь уже много лет работает как музей, паломники испытывают здесь живое молитвенное чувство – то самое ощущение соприкосновения небесного и земного, временного и вечного.
В храме Спаса на Ильине храмовая роспись сохранилась лишь небольшими фрагментами. Студентам было полезно увидеть воочию фрагменты фресок, с которыми они соприкасались в ходе изучения курса иконографии. Это лишний раз подтверждает то, что подобные поездки не являются простой прогулкой, но самым настоящим и, возможно, самым эффективным учебным процессом.
Важнейшей составляющей поездки стало посещение богослужений в Варлаамо-Хутынском и Юрьевом монастырях. Именно вдали от города, в иноческих обителях у человека появляется гораздо больше возможности сосредоточиться на молитве. Несмотря на то что одни из студентов устали от долгих прогулок, а другие – от напряженной копировальной работы, все отнеслись к монастырскому богослужению как к еще одному неоценимому дару.
Воспитанники иконописного отделения смогли увидеть фрески церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря – уникальный памятник монументальной живописи XV века, содержащий в себе образы святых, поминаемых Православной Церковью в течение всего календарного года. Кроме того, паломники познакомились с такими храмами, как церковь Николы Белого, Покровская, Спаса на Ковалёво, Успения на Волотовом поле, церковь Перынского скита, Димитрия Солунского, Жен-мироносиц, Георгия на Торгу, Никольский собор, Параскевы Пятницы, Иоанна на Опоках, апостола Филиппа, св. Климента.
Пресс-служба СПбПДА