23-28 мая 2013 года в университете г. Клуж (Румыния) проходила международная богословская конференция “Может ли православное богословие быть контекстным?”, на которой среди приглашенных участников выступил преподаватель иеромонах Иларион (Резниченко).
Конференция состоялась благодаря организации Академии богословских исследований (Волос, Греция), Института межправославных, межконфессиональных и межрелигиозных исследований (г. Клуж, Румыния), Центра исследований православного христианства при Фордэмском университете (США), кафедры православного богословия Мюнстерского университета (Германия), Христианского культурного центра (Белград, Сербия), Института исследований культуры и христианства (Белград, Сербия), Библейско-богословского института св. ап. Андрея (Москва, Россия), Европейского форума православных богословских учебных заведений (Брюссель, Бельгия), при поддержке православной митрополии г. Клуж и Факультета православного богословия Университета Бабеш-Боляй (Клуж, Румыния).
Первая конференция с такой тематикой проходила 3-6 июня 2010 г. в г. Волос (Греция) в Академии богословских исследований при поддержке тех же исследовательских центров. По замечанию организаторов, эта конференция имела большой успех: были представлены доклады высокого уровня, приехало большое количество участников, а также около 12000 человек могли наблюдать за работой конференции и слушать выступления через сеть интернет. Сама конференция повлекла за собой обширную дискуссию как в самой Греции, так и во всем православном мире.
По этой причине прошедшая в этом году конференция стала необходимым продолжением разрабатываемой темы, на которой были представлены конкретные примеры контекстности богословия, что позволяет православному богословию достойно отвечать на вызовы современности, не пытаясь отвергнуть отцов Церкви, но, напротив, показать релевантность святоотеческой мысли для современной ситуации.
Нынешняя конференция собрала представителей различных стран мира, среди которых США, Греция, Румыния, Россия, Германия, Австралия, Сербия, Финляндия, Бельгия, Австрия, Великобритания. Помимо докладчиков, представлявших православное богословие, на конференции присутствовали три экуменических обозревателя, принадлежавших к католицизму, евангелическому христианству и англиканству (известный философ Грэм Ворд из Оксфордского университета).
Докладчики, приглашенные на данную конференцию, осветили разного рода вопросы, в контексте которых православной богословие сегодня находится и призвано вырабатывать свою позицию. Всего было представлено 20 докладов.
Профессор Аристотель Папаниколау (Фордэмский университет, США) в своем докладе “Личностность, добродетель и война” поделился размышлениями о том, что сегодня необходимо сделать акцент на понимании личностности как реальности, свойствами которой являются уникальность и свобода. Всемирная история наполнена войнами и угнетением человека, которые подавляют в нем личностность. Автор оспаривает мнение, что войну следовало бы воспринимать скорее как “меньшее добро”, нежели “меньшее зло”, как сегодня принято считать в православном этосе. Учение о добродетели как реализации любви и приближения к Богу (озвученное, в частности, прп. Максимом Исповедником) должно стать критерием богословского осмысления поступков человека.
Профессор диакон Павел Гаврилюк (Университет св. Фомы, США) в докладе “Эпистемологические контуры неопатристического богословия Флоровского” провел черту преемственности между богословием прот. Георгия Флоровского и русской философией XIX-XX вв. На основе трудов известного патролога автор рассмотрел видение Флоровским откровения, которое не может быть деисторизировано, а его единственно законным реципиентом является Церковь. Писание, как одно из выражений Откровения, должно интерпретироваться Церковью. Помимо этого о. Павел рассмотрел некоторые экклезиологические воззрения о. Георгия, касающиеся его понимания кафоличности (или соборности) Церкви. По мнению автора, эпистемологические интуиции прот. Георгия Флоровского были стимулированы философией А. Хомякова. Его понимание религиозного познания было формой социальной эпистемологии, которая могла бы быть описана как “экклезиологическая эпистемология вселенского преображения”.
Профессор Джон Фотопулос (Колледж св. Марии, США) озвучил доклад на библейскую тему: “Давай поупражняемся в Писании”: переписка между Иеронимом и Августином Иппонским в контексте современных православных библейских исследований”. Он изучил долгую переписку между блаженным Августином и прп. Иерономом по поводу некоторых вопросов библейских переводов, которые вызвали дебаты внутри церковных общин. Данный пример, по мнению профессора, заставляет нас говорить о том, что библейские исследования всегда должны быть соотносимы с современной ситуацией.
Доктор Раду Преда (Клуж, Румыния) в своем докладе на тему “Права человека как контекстуальное богословие” отметил, что православие и другие христианские конфессии проделали долгий путь до того, как признать права человека. Его главный тезис заключался в том, что права человека должны быть выдержаны в двойной контекстуальности: во-первых, в контексте христианских ценностей, основанных на библейской антропологии; во-вторых, в контексте поиска новых путей осмысления этих ценностей, то есть в процессе контекстуализации контекста.
Архимандрит Григорий Папатомас (Брюссель, Бельгия) представил на суд аудитории доклад на тему “Каноническое право. Современное значение канонов”. Разделяя понятия истины и исторического контекста, о. Григорий на исторических примерах показал, что важный критерием принятия того или иного канонического правила является истина, а затем уже историческая обусловленность. Поэтому каноника имеет свою онтологию, которая не умаляется историческим контекстом.
Профессор Давор Дзалто (Белград, Сербия) сделал презентацию на тему «Православие и современное искусство: (не)естественный союз». Он подчеркнул, что религия занимает «странное» место в искусстве, как и искусство занимает «странное» место в религии, особенно в православном богословии. Он попытался показать, почему современной искусство и религия пошли разными путями, и чему может научиться друг у друга православие и современное искусство. Он определил общие области возможного соприкосновения православия и искусства: понятие творения и творчества, свобода и социальное измерение человеческого творчества и бытия.
Иеромонах Иларион (Резниченко) (Санкт-Петербургская духовная академия) представил сообщение на тему «Наука и религия: совместимость и баланс». По мнению докладчика, диалог науки и религии является одной из самых актуальных тем для православного богословия. В своем докладе автор рассмотрел некоторые исторические вехи взаимодействия науки и религии, концепцию мифа русского философа А. Лосева как возможный герменевтический принцип толкования сакральных текстов, в том числе Библии, а также богословские интуиции прот. Думитру Станилоае, которые могут стать важной аргументацией в понимании необходимости учитывать научное видение мира как необходимый элемент познания Божиего творения.
Все доклады вызвали вопросы у присутствующих, дискуссии по представленным темам живо проходили в течение всех дней работы конференции.
Экуменические наблюдатели поделились своими впечатлениями о прошедшей конференции, которая хорошо показала заинтересованность современного православия в адекватном ответе на современные вызовы.
Пресс-служба СПбПДА