Пространство безмолвия — дом святости. В Духовной Академии прошла первая Литургия Преждеосвященных Даров

4 марта 2020 года. Редкий благовест прерывает академический сон. В каждом ударе слышится: «Пост… Пост… Пост…». Этот скромный, но настойчивый звук, как ключевая вода поутру, освежает и приводит в себя: нега и желание полежать в кровати лишнюю минуту мгновенно пропадают. «Пора в храм», — проносится в голове.

Ноги останавливаются на пороге Дома Божия. За дверным стеклом видно несколько подвижников — студентов, которые встали пораньше, чтобы насладиться утренней тишиной храма. Медленно, чтобы не потревожить их, рука тянет дверь на себя. Предательски, совершенно не вовремя, петля издаёт протяжный скрип. Этот звук разрывает умиротворённое, сосредоточенное настроение молящихся, подобно кусачкам кромсающим лист металла. Несколько человек оборачиваются посмотреть, кто посмел нарушить святость Дома Божия. Остаётся только быстро пробраться в уголок и затаить дыхание. В этот момент происходит чудо. Его почему-то мало кто замечает: храм вновь обволакивает тишина. Сколько бы раз злосчастная дверь не скрипела, снова и снова побеждает покой. «Так же и с человеческими грехами. Их много. Они одни и те же, и такие же противные, как дверной скрип. Но в итоге всегда торжествует спокойствие Божественной любви и милосердия», — неожиданно для самого себя звучит мысль в голове, и в сердце загорается надежда.

«Благословен Бог наш!» — выводит из раздумий возглас священника. Начинается великопостная утреня. Друг за другом идут положенные чтения. Хоры поют библейские песни, земным поклоном после «Достойно есть» заканчивается канон. После первого часа храм пустеет — 15-минутный перерыв. Идти никуда не хочется. Боязно потерять те крупицы сосредоточения, которые удалось собрать на утрене. Выйти сейчас — всё равно что стряхнуть росу с цветка ранним утром: он уже не будет столь красивым, а следующая возможность увидеть его таким будет только завтра. Да и будет ли?

Тихо. Лишь уставщики спешно переходят от клироса к клиросу, готовя для следующей части богослужения ноты и книги. На обложке одной из них глаза различают серебристые буквы: «Службы на каждый день первой седмицы Великого поста. Среда».

«Уже третий день постимся», — мыслит вслух одна из девушек, оставшихся на клиросе. Её слова заставляют задуматься: действительно, идёт уже третий день Четыредесятницы. Третьи сутки всё другое: пища, режим в Академии, богослужебный напев. Осознавая своё несовершенство, земная Церковь отлагает полную Литургию: идёт третий день «покаянного голода» по Христу, по Евхаристии. Но сегодня он закончится. Ждать осталось совсем немного.

Наконец, на четвёртом часу богослужения, открываются Царские врата. Храм наполняет гимн «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». Всё замирает. Из боковой двери иконостаса величественно «выходит Царь Славы» — старший священник на голове выносит дискос с Телом и Кровью Спасителя. Чтобы не задеть дверной проём, он приседает, а затем бережно отдаёт Святые Дары епископу в Царских вратах.

Через несколько мгновений владыка указывает на Чашу и читает молитву перед Причастием. Ему вторит храм: «Верую, что это истинное Твоё Тело и истинная Твоя Кровь». После молитвы хор начинает петь причастный стих «Вкусите и увидьте, как благ Господь», во время которого один за другим к Чаше подходят верующие. Внешне ничего не происходит: тот же храм, священники и прихожане. Но именно в этот момент, тихо и незаметно случается единственно важная встреча. Христос соединяется с теми, кто преодолел свои сомнения, страхи и неуверенность и пришёл к Нему.

После окончания богослужения студенты направляются в трапезную, чтобы подкрепиться, а вечером уже с новыми силами осознанно и торжественно пропеть на Великом повечерии — «С нами Бог!».

Студент 3 курса бакалавриата Дмитрий Янкин.

Справка

Круг суточных богослужений в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова начался с утренних молитв, утрени и первого часа, которые совершил иеромонах Филарет (Гавщук).

После непродолжительного перерыва иеромонах Филарет совершил третий, шестой и девятый часы, а также последование изобразительных.

Вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров возглавил ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии — епископ Петергофский Силуан. За богослужением ему сослужили: архимандрит Софроний (Смук), проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, иеромонах Лука (Пронских), священник Глеб Санюк, иеромонахи Феофан (Друганов) и Филарет (Гавщук); протодиакон Кирилл Журавлёв, иеродиакон Гавриил (Раичевич), диаконы Никита Баскаков и Максим Горкавченко.

Вечером того же дня в храме Иоанна Богослова было совершено великое повечерие, за которым епископ Петергофский Силуан вместе с академическим духовенством прочитал третью часть покаянного канона преподобного Андрея Критского.Завершила богослужения заупокойная лития, которую совершил иеромонах Лука (Пронских).

В богослужениях третьего дня Великого поста в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова участвовали два хора Академии: мужской — под управлением Александра Рассадина и смешанный — под руководством монахини Ксении (Каньшиной).

Утренние богослужения среды первой седмицы Великого поста в академическом храме Двенадцати апостолов возглавил иеромонах Геннадий (Поляков) в сослужении иеромонаха Варфоломея (Магницкого), Алексия (Дурнева) и иеродиакона Филиппа (Панфилова). Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского совершили иеромонахи Феофан (Друганов), Варфоломей (Магницкий), Филарет (Гавщук) и иеродиакон Гавриил (Раичевич). Пел женский хор под управлением Анастасии Корзун.

Пресс-служба СПбДА

Фотогалерея


Опубликовано 05.03.2020 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter