14 августа 2011 г., в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднованием которого начинается Успенский пост, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова была отслужена Божественная литургия.
Вечерню и утреню с великим славословием накануне вечером и Божественную литургию в этот день совершил иерейским чином епископ Гатчинский Амвросий.
Его Преосвященству сослужили проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Иларион (Резниченко), священники Андрей Парафенюк, Дионисий Харин, Владислав Малышев, диаконы Кирилл Журавлев и Андрей Дулин.
После заамвонной молитвы ректор СПбПДА отслужил водосвятный молебен и прочитал молитву на освящение меда.
Справка
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля — ст. ст.), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (ст.ст.) 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т.н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Пресс-служба СПбДА