6 октября 2011 г. в рамках второй сессии III Международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы богословских исследований», посвященной 65-летию возрождения Ленинградских – Санкт-Петербургских духовных школ, состоялось заседание библейской секции.
На заседании секции была прочитана лекция-доклад одного из ведущих израильских археологов, сотрудника Израильского департамента (министерства) древностей Яны Чехановец на тему: «Археология библейского Иерусалима: старые споры и новые перспективы».
Лекция была посвящена археологии «Города Давида» (Я. Чехановец является соруководителем раскопок данного археологического объекта) периода железа II и затрагивала вопросы археологии другого, недавно раскопанного объекта – Хирбет Кайафы. В первой части сообщения докладчица обратила особое внимание на актуальность исследования города Давида данного археологического объекта, поскольку от правильной интерпретации как его сооружений, так и датировки найденных на его территории артефактов, во многом зависит ответ на вопрос об историчности существования царя Давида и его царства. В связи с этим Я. Чехановец указала на целый ряд трудностей, связанных с ответом да данный вопрос:
- Излишняя вольность реконструкции фортификационных сооружений (в частности реконструкция т. н. «дворца царя Давида» Эйлат Мазар).
- «Нестерильность территории» объекта из-за отсутствия пола сооружений, что привело в свою очередь к перемешиванию различных культурных слоев (с VII в. до Р. Х. – I в. по Р. Х.).
- Отсутствие слоя Железа IIА на вершине теля, датирующегося периодом правления царя Давида, из-за частого «срезания» верхнего слоя как породы (верха скалы), так и культурных слоев в ходе частого перестраивания Иерусалима на протяжении десятка столетий.
В связи с этим докладчица обратила внимание на другой археологический объект – тель Хорват-Хирбет Кайафа (Khirbet Qeiyafa), расположенный в 12-ти километрах от некогда филистимского города Гефа, т. е. на границе библейских Палестины и Филистеи. Принципиально то, что данный тель является однослойным (Железо IIА, т. е. времени правления царя Давида).
При раскопках было найдено двое четырехкамерных ворот – показатель монархического строительства, а также казематные стены, являющиеся, в свою очередь, задней стеной пристроенных к ней домов, что свидетельствует в пользу единовременной планировки города. При этом интересно, что упоминание города с двойными воротами, или «Шаарима», встречается в 1 Цар 17:52 (бегство филистимлян после победы Давида над Голиафом).
Самый важный, принципиальный пункт – в каждом из домов был найден исключительно иудейский поднос (поддон) для выпечки хлеба. Также было обнаружено большое количество практически полностью сохранившейся посуды – свидетельство в пользу быстрого разрушения города, причем на ручке каждого сосуда сохранился знак-клеймо в виде оттиска большого пальца – свидетельство импорта товаров.
Радиоуглеродный анализ шести различных найденных на его территории органических предметов, проведенный в шести ведущих различных лабораториях мира, дал на удивление одинаковую датировку 1050-971 гг. до Р. Х. – т. е. начало царства Давида.
Докладчица сделала предположение, что если такой мощный укрепленный город периода начало царства Давида существовал на самой границе с Филистией (а, возможно, и не один такой город) с налаженным импортно-экспортным товарным оборотом (возможно, со столичным городом), то его наличие может являться доказательством в пользу существования единого могущественного царства Давида.
Далее прозвучали доклады д.и.н., проф. Смоленского государственного университета и Смоленской духовной семинарии М.М. Казакова на тему «Раннехристианский Родос», к.б., доцента Минской академии В.В. Акимова на тему «Дреевнегипетское «Пророчество Нефертити» и библейская книга Экклезиаста».
В унисон докладу Яны Чехановец вниманию слушателей были предложены доклады заведующего кафедрой библеистики Тобольской духовной семинарии иеромонаха Варлаама (Горохова) на тему «Проблема формирования политического института монархии в древнем Израиле (по данным современной зарубежной историографии)» и заведующего кафедрой библеистики СПбПДА, протоиерея Димитрия Юревича: «Археология Вифании заиорданской и ее значение для экзегезы Евангелия от Иоанна».
Доклады сопровождались наглядными презентациями и оживленными дискуссиями.
В конце лекции Яна Чехановец преподнесла в дар библейскому кабинету небольшую коллекцию артефактов VII в. до Р. Х. – I в. по Р. Х.
Пресс-служба СПбПДА