C 26 апреля по 8 мая 2011 г. группа студентов СПбПДА приняла участие в церковно-археологической поездке, организованной ректором Смоленской духовной семинарии протоиереем Георгием Урбановичем.
От Санкт-Петербургских духовных школ в поездке принимали участие студенты I курса академии библейского отделения Алексей Медведев, Владимир Зегнуна и Андрей Волков. Кроме того в состав группы вошли представители Московских и Смоленских духовных школ, Библейско-богословского института имени святого апостола Андрея Первозванного, а также прихожане храма Косьмы и Дамиана г. Москвы.
Целью данной поездки являлись библейско-археологические исследования, результаты которого впоследствии будут использованы в научных работах студентов академии, а также в докторских диссертациях представителей профессорско-преподавательской корпорации. Во всем мире происходит развитие библейской археологии (особенно на территории Малой Азии), и данного рода поездки позволяют не только собрать аналитический материал, но и на практике освоить методы библейско-археологических исследований. В частности, такое направление как аналитическая археология практически немыслимо без подобного рода выездов.
Маршрут поездки предполагал посещение следующих объектов, связанных с распространением христианства на территории Малой Азии и апостольской проповедью в этом регионе.
В первый день после прилета в аэропорт города Анталии участники поездки посетили городской археологический музей, состоящий из императорского зала, зала античных богов, зала предметов, найденных на месте раскопок в окрестностях Анталии (Пергия, Аспендос). Особый интерес вызвал зал, посвященный захоронениям, где были представлены древние саркофаги и оссуарии. Далее группа отправилась на осмотр руин древних городов Аспендоса и Пергии. Аспендос знаменит хорошо сохранившимся театром, а Пергия (Перге) – это отправной пункт первого миссионерского путешествия апостола Павла.
г. Аспендос
Второй день начался с длительного переезда через горы Тавра, в сторону Коньи (древней Иконии) и Каппадокии через Галатию. По дороге состоялось посещение музея, посвященного Дж. Руми.
Третий и четвертый дни были всецело посвящены Каппадокии. Это название в переводе означает «страна красивых лошадей». В программу входило посещение подземного города Каймаклы, скального города Учхисара, «страны церквей» Гёреме, скальных городов Пашабага, Аваноса и Ургюпа (Прокопиона). Все эти объекты тесно связаны с христианской эрой и отцами-каппадокийцами и дают понятие об аскетическом монашестве того времени. Особое впечатление на всех произвела монашеская долина Ихлара, которая располагается в глубоком скальном каньоне на глубине 150 метров. В долине множество монашеских поселений и скальных церквей с сохранившимися росписями. Далее маршрут предполагал возвращение в Иконию, в пригороде которой была посещена церковь святой Елены, датируемая по разным источникам IV веком нашей эры.
Каппадокия
Пятый день был посвящен посещению Антиохии Писидийской, в которой неоднократно бывал святой апостол Павел. Именно в этом городе был построен первый храм в его честь. Также программа предусматривала посещение археологического музея в г. Ялвач. Интерес вызвал зал, который был отдельно посвящен апостолу Павлу. Во дворе музея собрано множество мраморных плит с надписями на греческом и латинских языках.
Антиохия Писидийская
Шестой день имел самую насыщенную программу. Группа посетила античный город Иераполь, который связан с проповедью апостола Филиппа, где он и принял мученическую кончину. Город знаменит минеральными источниками и травертинами. Недалеко расположен другой античный полис – Лаодикия, упоминание о котором есть в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Активные раскопки в городе ведутся с 2008 года, и на сегодняшний день постоянно увеличивается число объектов, которые можно посетить. После переезда участники экспедиции прибыли в античный город Афродисиас, раскопки в котором ведутся Нью-Йоркским археологическим университетом. Помимо знаменитого храма Афродиты, который впоследствии стал христианским кафедральным собором, в этом городе была самая большая школа скульпторов, многие творения которых дошли и до наших дней. В этом городе сегодня расположен археологический музей, который поражает своими размерами.
г. Иераполь
г. Афродисиас
Седьмой день был всецело посвящен посещению Ефеса. В городе для посещения открыты более 100 археологических объектов. На сегодняшний день это самый крупный античный город, который в таком объеме раскопан современными археологами. Для участников экспедиции наибольший интерес представляли объекты, связанные с проповедническими трудами святых апостолов Павла и Иоанна Богослова: Агора, Училище Траяна, Серапион, Театр, Башня Лиссимаха, храмы имперского культа и храм Иоанна Богослова, где предположительно и находилась его гробница, являющаяся центром паломнического посещения, начиная с IV века. С 2010 года для посещения открыт так называемый Квартал Богатых, где в прекрасном состоянии сохранились византийские мозаики и настенные росписи. Античный мегаполис представляет огромный научно-исследовательский интерес и может представлять базу для дальнейших научных изысканий как студентов, так и преподавателей духовных школ.
г. Эфес
Восьмой день ознаменовался посещением античных городов на побережье Эгейского моря Приен, Милета (где была основана одна из первых философских школ) и Дидима, в котором находится самый большой из сохранившихся языческих храмов – храм Аполлона.
г. Дидим
В девятый день группа посетила такие города как Патары и Миры в Ликийском регионе. Патары – это родина Николая Чудотворца, а в Мирах находится храм Св. Николая Чудотворца, в котором по некоторым источникам и проходило архиерейское служение Святителя. Наибольший научный интерес вызвал город Патары – участники экспедиции смогли подробно ознакомиться с деятельностью археологической экспедиции и увидеть непосредственно процесс раскопок.
Завершилась экспедиция снова в городе Анталия на десятый день. На этот раз участники поездки посетили Старый город, в центре которого расположены руины огромной неизвестной христианской базилики.
Анталия
Пресс-служба СПбДА