Великая суббота. Воздух, облачения и стены академического храма пропитаны запахом фимиама. Студенты неспешно подходят и прикладываются к Плащанице, в которую завернут Господь. Вчера и всю предыдущую неделю они провели за богослужениями не один десяток часов. Погребальные песнопения, темные ризы, чтение паремий и Евангелия уже стали неотъемлемой частью их жизни.
Сегодня последний день Страстной седмицы. На первый взгляд, в храме все по-прежнему: молитвы и пение. Но только не в алтаре. Кажется, что сейчас произойдет нечто настолько необычное и фантастическое, что поразит сердце каждого человека. В эти минуты храм напоминает Иерусалим две тысячи лет назад. Здесь, на земле, после погребения Учителя остаются скорбь и безнадежная утрата, а в загробном мире, который никто не видит, происходит чудо – Христос побеждает смерть. Начинается богослужение. После часов и изобразительных молящиеся слышат стихиры Пасхи, в которых содержится призыв прийти и поклониться Спасителю. Далее Церковь переносит верующих в ветхозаветные времена: в пятнадцати паремиях повествуется о сотворении мира, пребывание Ионы во чреве кита, пророчестве о Мессии и о Его восстании из мертвых. Далее апостол Павел в Послании к Римлянам обращается к каждому человеку и говорит о том, что «поскольку Христос восстал от мертвых, то и мы во обновлении жизни начнем ходить…» (Рим 6:4).
Наступает кульминация. Вместо обычного аллилуария в исполнении женских голосов, тишину прорывает возглас, вмиг охвативший вселенную радостью: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех!»*. Человечество обретает новый облик, что символически выражено в смене богослужебных одежд с черных на блистательно белые ризы. Кажется, что и за пределами храма мир преображается, оживает и становится светлее. Благая весть доходит до людских сердец. Субботнее Евангелие переносит все человечество к ученикам Спасителя, идущим в Галилею. Им является воскресший Христос и отправляет возвестить всему миру об этом чуде. Сердце каждого преисполнено радости. Воскресение произошло, теперь все будет иначе. Нужно лишь донести до сердец других людей ту Истину, о которой говорили пророки, апостол Павел, Сам Христос и которая лейтмотивом пронизывает все богослужение. Евангельскому зачалу вторят слова епископа Серафима:
«Вчера Сын Божий умер на Кресте, принеся искупительную Жертву ради нашего спасения. Сегодня Он нисходит во ад, чтобы вывести оттуда души Адама и Евы, а также прочих праведников древности, которые ожидали и веровали в Его пришествие. Литургией Великой субботы мы вступаем в праздник светлого Христова Воскресения, но еще не вкушаем его радости в полной мере. До полуночи, пока Господь телом Своим пребывает во гробе, наше ликование будет умеренным и сдержанным. Однако затем, когда Воскресший Христос предстанет пред нами во всей славе и величии, нашу радость уже ничто не будет ограничивать. Воскресение Христово — это наше сегодняшнее и будущее счастье! Оставшиеся часы каждый из нас должен постараться провести в сосредоточенном, благоговейном молчании ума и сердца, стараясь осмыслить глубину Божественной любви к роду человеческому».
Вместо привычной Херувимской песни сегодня молящиеся слышат умиротворенное и тихое произведение «Да молчит всяка плоть человеча…». Торжествовать еще рано, поэтому до полуночи вся Церковь вновь погрузится в молчание. Не мысля ни о чем земном и временном, молящиеся будут готовиться к встрече Христа Победителя.
Справка:
За Божественной литургией епископу Петергофскому Серафиму сослужили: архимандрит Софроний (Смук), иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий), секретарь Ученого совета иеромонах Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонахи Лука (Пронских), Феофан (Друганов), Никон (Касярум), священник Климент Нехамая, иеромонахи Паисий (Джеркович), Павел (Чхве), Филарет (Гавщук); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Павел Топоров, иеродиаконы Иоанн (Галумов) и Герасим (Водовозов), диаконы Дмитрий Колесников и Дмитрий Ромашов.
После заамвонной молитвы ректор Академии прочитал молитву о мире в Святой Земле и совершил благословение вина и пяти хлебов. Также владыка Серафим положил начало освящению пасхальных куличей и яиц, прочитав над ними молитву и окропив святой водой. Во время чтения часов иеромонах Феофан (Друганов) в храме Успения Божией Матери совершил оглашение и Таинство крещения над жительницей Санкт-Петербурга — Марией Антоновой. Ее вхождение в Церковь завершилось участием в Евхаристии, к которой она приступила в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. После богослужения епископ Серафим поздравил нового члена Церкви с Таинством крещения и пожелал, чтобы отныне благодать Христова Воскресения всегда наполняла ее сердце любовью. Также от лица всей академической семьи владыка вручил новокрещенной молитвослов и уменьшенную копию академической иконы Божией Матери «Знамение» Царскосельская.
За богослужениями пели три хора Духовной Академии.
*стих 81-го псалма
Пресс-служба СПбДА