Сорок дней поста – это наилучшее время для возвращения человека домой, к своему небесному Отцу и Спасителю. Эта дорога рассечена глубокими оврагами грехов и сплошь усеяна острыми камнями раскаяния. Поэтому Церковь предлагает в помощь человеку все необходимые средства для прохождения этого непростого пути: продолжительные богослужения, сдержанные песнопения и отказ от привычных чувственных удовольствий.
И первый важнейший инструмент, который она преподносит в начале поста – это Великий канон Андрея Критского: 250 покаянных тропарей, чередующихся восклицанием «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Библейские метафоры и аллегории канона являются теми уроками покаяния, которые преподаются христианину как реальный опыт противостояния духовным недугам и грехам. Каждым тропарём преподобный Андрей напоминает человеку о потере им образа и подобия Божия, но главное – даёт надежду на Его милость и прощение.
В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова богослужения вторника первой седмицы начались с утренних молитв, утрени и первого часа, которые совершил иеромонах Лука (Пронских).
После перерыва иеромонах Геннадий (Поляков) совершил великопостные часы, изобразительны и вечерню.
Вечером того же дня, во время великого повечерия епископ Петергофский Серафим прочитал вторую часть Великого канона преподобного Андрея Критского.
По окончании повечерия владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, которое посвятил анализу страсти гнева. Епископ Серафим отметил, что гнев побуждает человека к необдуманным поступкам, некоторые из которых уже нельзя будет исправить:«Человеческая гневливость, нередко порождающая месть, противостоит Божественной правде. Святой апостол Иаков прямо указывает: «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1: 20). Наш гнев, из которого возникают осуждение и оценки других людей, не соответствует взгляду Бога. В силу греховной природы гнев человека не может претендовать на объективность. Только Богу принадлежит право справедливого суждения о людях.
Постоянное присутствие гнева в сердце свидетельствует об отсутствии мудрости и является показателем человеческой глупости. В книге Притчей на этот счет содержится очень меткий и точный тезис: «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Притч. 29: 11). Гнев развращает человека и делает его распущенным, неспособным сдерживать себя и свои негативные порывы. В результате гневливый человек становится духовно слабым и раздражительным, его уязвляет малейшее движение, несогласное с его представлениями.
Противопоставить гневу необходимо умиротворение и спокойствие. Мирное состояние, гармонизирующее нашего внутреннего человека, помогает нам обрести Бога и составляет необходимое условие нашего спасения. Господь обнаруживает и выражает Себя не в сильном ветре, не вземлетрясении, не в огне, но в веянии тихого ветра (3 Цар. 19: 11-12). Прямую взаимосвязь мирного духа и спасения подчеркивал святой преподобный Серафим Саровский, который наставлял: «стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Очень часто мы проявляем недовольство людьми и обстоятельствами, впадаем в гнев и определяем виновными всех, кроме себя. Вместо этого необходимо посмотреть внутрь себя, определить состояние своего духа и постараться примирить его с Богом и ближними».
Второй богослужебный день завершился заупокойной литией, которую совершил владыка ректор.
За богослужениями пели три хора Духовной Академии.
Пресс-служба СПбДА