Книги Священного Писания открывают перед людьми множество архетипических идей и образов: герой и злодей, сила и слабость, величие и смирение. Ветхозаветные и новозаветные истории, построенные на контрастах, и по сей день помогают при оценке событий современного мира. В действующих лицах притч человек способен узнать себя и окружающих его людей, понять причины того или иного поведения, догадаться об их последствиях.
Подготовительные недели Великого поста предлагают человеку вспомнить опредёленные библейские сюжеты. Так, вторая Неделя рассказывает историю о блудном сыне, который растратив имущество и потеряв свои богатства, возвращается к отцу. Желая быть принятым, он искренне раскаивается перед отцом в своей слабости. В период Великого поста перед христианами стоит подобная задача — осознать себя уязвимыми перед грехом, чтобы в день Воскресения Христова прийти в объятия Небесного Отца и быть оправданными Его любовью.
«В середине XIX века из этих стен в страну далече отправился сын Русской Церкви — иеромонах Николай (Японский). Приехав на остров Хоккайдо, он начал свою проповедь с изучения японского языка и культуры. Его настолько поразило мировоззрение жителей страны, что вначале он не понимал, с чего следует начать проповедь Христовой веры. Будущий святитель носил в своём сердце слова Господа: “Сила Моя совершается в немощи” (2 Кор 12:9). Вскоре через личность святого, который всей своей жизнью свидетельствовал о верности Богу, японцы стали обращаться в христианство» — епископ Петергофский Силуан.
16 февраля ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Петергофский Силуан совершил Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.После заамвонной молитвы духовенство совершило славление равноапостольному Николаю, архиепископу Токийскому и Японскому. После богослужения епископ Силуан обратился к молящимся с проповедью, посвящённой евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15:11–32). Владыка ректор отметил, что на пути в дом Небесного Отца душа человека проходит три стадии изменения: осознание падения, покаяние и постоянное сокрушение о грехах:
«Впереди нас ждёт Великий пост — время, когда наши расслабленные глаза, потерявшие остроту восприятия уши и забывшие вкус подлинной жизни уста должны будут обратиться к воздержанию и сугубой молитве. Первый этап, который проходит каждый заблудший сын, — искреннее и глубокое осознание своего падения и богооставленности.
Вторым этапом является чистосердечное покаяние. Для этого необходимо иметь сосредоточенное внимание, постоянно анализировать своё состояние и никогда не бояться критики. Спокойное восприятие замечаний — это показатель здоровья души, которая сможет услышать не только своего ближнего, но и Господа Бога.
И третий этап — это состояние сокрушения. Когда мы покаянием очистили своё сердце, благодать Божия позволяет видеть, что мы потеряли, кого мы обидели и какую заповедь преступили. Только сокрушённое сердце сможет направить заблудшего в дальней стране сына на путь, который приведёт его в дом Небесного Отца».
Справка:
Накануне воскресного дня владыка ректор совершил всенощное бдение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в сослужении академического духовенства.За Литургией в Неделю о блудном сыне епископу Петергофскому Силуану сослужили: архимандриты Сорфроний (Смук) и Августин (Никитин), священник Глеб Санюк, иеромонахи Лука (Пронских), Алексей (Дурнев), Феофан (Друганов) и Филарет (Гавщук); протодиакон Кирилл Журавлёв, иеродиаконы Димитриан (Петса) и Гавриил (Раичевич), диаконы Симеон Долматов и Максим Горкавченко.
Во время сугубой ектении владыка прочитал молитву о мире на Украине.
Во время богослужений пели три хора Академии: мужской — под управлением Александра Рассадина, смешанный — под руководством монахини Ксении (Каньшиной), женский — под управлением Анастасии Корзун.
В храме Двенадцати апостолов богослужения воскресного дня совершили иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий), диакон Никита Баскаков. Пела группа мужского хора.
Пресс-служба СПбДА