Главная > Актуально > В Академии прошел вечер памяти, посвященный её святым выпускникам-новомученикам
В Академии прошел вечер памяти, посвященный её святым выпускникам-новомученикам
Гонения на Русскую Церковь в XX веке начались в Северной столице. Первым мучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров — выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии. Еще за день до смерти отца Иоанна Патриарх Московский и всея Руси Тихон отслужил панихиду по погибшим во время вооруженных столкновений в Москве, а уже на следующий день он служит первую заупокойную Литургию по всем, кто был убит большевиками за веру.
Разрушения храмов и изъятие церковного имущества, ложные доносы на священнослужителей и расстрелы — так проявлялась ненависть к Церкви. Новая власть последовательно уничтожала все, что могло напоминать о Православии.
Но никто тогда не знал, что менее чем через сто лет тех людей, которых они убивали и мучали, будет чтить вся Россия, как молитвенников за страну и народ.
На вечере памяти мужской, смешанный, женский и камерный хоры Академии исполнили церковные песнопения. Пением мужского коллектива управлял ректор Академии — архиепископ Петергофский Амвросий. Также прозвучали инструментальные композиции, на фоне которых на экране появлялись фотографии новомучеников и исповедников. Между выступлениями ведущие рассказывали о жизни и судьбах выпускников Академии в период гонений.
При приглушенном свете в актовом зале вечер начался с песнопений канона предпразднства Рождества Христова — хор под управлением архиепископа Амвросия начал петь тихое «Волною морскою, скрывшаго древле гонителя, мучителя…».
Ведущий рассказал о том, что Церковь в разные эпохи бывала сильной и авторитетной, гонимой и немощной. В иные эпохи могло казаться, что золото куполов никогда не померкнет, а число верующих просто не способно уменьшиться. Но очередной виток спирали времени всякий раз приводил Церковь к тому, чтобы вспомнить слова Христа, обращенные к апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12:9). Несмотря на кажущуюся земную силу, Церковь перед лицом гонителей всегда оказывалась беззащитна. Штыки пронзали грудь ее пастырей, пули проходили сквозь тела мирян и архиереев. И каждое убийство христианина парадоксально приближало торжество христианства.
Хор спел одновременно торжественную и трагичную стихиру «Отчаяни есьмы жития ради», музыку для которой написал архимандрит Матфей (Мормыль), а слова — святитель Афанасий (Сахаров), епископ Кировский, который из 33 лет своего архиерейского служения тридцать лет провел в лагерях и ссылках. Это песнопение наполнено особым духовным содержанием, которое проникает в самую глубину души. Многие из присутствующих не могли сдержать слезы.
Повествователь рассказал о первых днях гонений и первых новомученниках. Так, 13 ноября 1917 года в Царское Село вошли большевики, арестовали священника Иоанна Кочурова, выпускника нашей академии, избивали его, ведя по улице, а затем — убили ударами штыков и выстрелами. С мертвого пастыря сорвали крест и оставили лежать на улице. Отец Иоанн стал первым мучеником ХХ века. После было много смертей, реки крови — началось настоящее безумие и пляска смерти.
На вопрос о том, почему люди, которые совсем недавно были гражданами православной страны, стали убивать своих пастырей и срывать кресты, стали словно безумцы, ответил много столетий назад псалмопевец пророк Давид, песнопения на слова псалма которого прозвучали под сводами Академии: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог».
После были исполнены песнопения «Блажени яже избрал и приял еси, Господи» и «Кто ны разлучит от любви Божией», напоминающие, что несмотря на весь происходящий ужас, Своих детей ждет и принимает любящий Творец, Который Сам прошел весь ужас человеческого безбожия, неизменно влекущего за собой пролитие крови и смерть. И Он воскрес, показав, что жертвенной смертью жизнь не завершается, но только начинается.
Перед всеми новомучениками стоял выбор: отречься или выбрать насильственную смерть. Выбрать акт насильсилия над собственной душой или терпеть телесные страдания. В конце сентября 1918 года в Крондштадтской тюрьме выстроили в ряд заключенных, которым объявили, что в виде репрессии за убийство Урицкого будет расстрелян каждый десятый. Десятым стоял молодой священник. А рядом с ним — протоиерей Алексий Ставровский. Обратившись к соседу, он сказал: «Я уже стар, мне недолго осталось жить; в жизни я получил все, что можно было… иди себе с Богом, а я стану на твое место». Так он и сделал. И был расстрелян.
30 октября 1918 года к Финскому заливу ехал грузовик, на котором везли «врагов народа». Среди них был настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский и два его сына. По рассказам очевидцев, во время пути он утешал обреченных на смепрть словами: «Ничего, ко Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы». Говорят, что его спросили, кого расстреливать первым: его или сыновей. Отец Философ попросил сыновей, чтобы прочитать над ними отходную молитву. После казни тела скинули в воды залива.
Оба священника: протоиерей Алексий Ставровский и Философ Орнатский — святые выпускники Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Перед пением пасхального тропаря, который напоминает о скором воскресении из мертвых, подобно тому, как воскрес Христос, был рассказ о суде над митрополитом Вениамином Петроградским. И были зачитаны его напутственные слова:
«Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией. Христос спасает Церковь. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертовать ради себя».
Завершая вечер, архиепископ Амвросий пожелал, чтобы память о новомучениках, выпускниках всегда присутствовала в сердцах современного поколения:
«Наверное, все слова меркнут на фоне того, что мы увидели и услышали. Потому что глаза Новомучеников, которые смотрели на нас с экрана — намного пронзительнее самых сильных слов. Мне хотелось бы пожелать, чтобы предстательство новомучеников и исповедников Церкви Русской всегда было с вами, чтобы они были вашими покровителями. Чтобы впоследствии так же, как в этот вечер, мы сердечно и всем составом своего душевно-телесного организма переживали все то, что мы видели и слышали.
Сегодня кто-то молился, кто-то плакал, а кто-то размышлял. Желаю, чтобы эти чувства никогда нас не покидали, чтобы именно через эти чувства вновь и вновь возвращалась к нам память о новомучениках и исповедниках Русской Церкви, среди которых есть и множество выпускников и нашей с вами академической семьи. Семьи, которая простирается в вечность».
Запись вечера вел телеканал «Союз», и в ближайшее время все желающие могут посмотреть его в эфире телеканала.
Пресс-служба СПбДА
В Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодо-
лена, наконец, смерть — последний рубеж, отчуждавший чело-
века от истинного Источника жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении с Творцом. Смерть повержена — ее жало вырвано (1 Кор. 15:55). Пленил плен Господь (Еф. 4:8) и низложил ад. У Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1:37) — воистину Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6)!
Разделяя со всеми вами радость настоящего тор-
жества, дорогие выпускники, призываю Божие благословение на ваши последующие труды. Непростые времена требуют от вас непростых решений. Церковь — это Божественная обитель, где больные стараются выздороветь, и Всемогущий Врач утешает всех Своим присутствием. Какие бы общественные и личные болезни не охватили вас и паству, направьте свое доверие Богу. И Он даст вам надлежащую помощь.
Воистину Воскресе!
Рекомендательное письмо (или характеристика) на абитуриента, поступающего в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, оформляется на официальном бланке, заверяется подписью приходского священника (духовника) и печатью храма.
Структура и содержание документа следующее:
В рекомендательном письме должен быть освещен следующий стандартный набор вопросов:
Дата и место рождения.
Где (храм, епархия) и когда принял таинство Крещения.
ФИО, место работы и профессия родителей.
Отметить наличие полного среднего образования, среднего профессионального или высшего образования. (название учебного заведения (светского и духовного), дата окончания). Указать данные о работе (организация, профессия, период) (если имеются).
Указать подробные сведения о прохождении церковного послушания (храм, епархия, в качестве кого нёс послушание, какой период) до поступления в Духовную школу.
Соблюдение церковных постов и регулярность причащения Святых Христовых Тайн.
Мотивационное отношение и искренность намерения абитуриента в будущем нести послушание на благо Русской Православной Церкви?
Описание характера абитуриента, его основные достоинства и качества.
Каков интеллектуальный потенциал и способности абитуриента.
Подходы абитуриента к учёбе (мотивация, логика, ответственность).
Данные об индивидуальных достижениях.
Заключение приходского священника (духовника) о выдаче абитуриенту рекомендательного письма для поступления в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Объём рекомендательного письма может составлять одну страницу А4, 11-ым или 12-ым шрифтом.
В самом низу размещается информация о приходском священнике (духовнике) (ФИО, сан, подпись). Рекомендательное письмо обязательно заверяется печатью храма.
С уважением,
Приемная комиссия Духовной Академии
14.05.2018
Полис ДМС (добровольного медицинского страхования) Вы приобретете в г. Санкт-Петербурге в случае Вашего поступления на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Сроки приема документов для поступления на обучение по образовательным программам бакалавриата богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2018 году установлены с 20 июня по 7 июля. Вам необходимо, прежде всего, в установленные Правилами приема сроки (т.е. до 7 июля) представить в Приемную комиссию все необходимые документы до начала вступительных испытаний, чтобы Вас зарегистрировать.
Для абитуриентов, проживающим в регионах или по какой-либо причине не имеющим возможности лично приехать в Академию для подачи документов в установленные сроки, существуют следующие способы подачи документов:
Документы могут быть направлены в Академию через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 191167, РФ, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 17, Приемная комиссия).
Есть возможность направить документы в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: priem_spbda@bk.ru.
Если Вы планируете направлять документы в электронной форме (до 7 июля), то по прибытии в расположение Духовной Академии на вступительные экзамены Вам необходимо предоставить в Приемную комиссию оригиналы всех присланных ранее документов.
Да, заезд абитуриентов в расположение Санкт-Петербургской Духовной Академии осуществляется накануне за день до начала вступительных испытаний. В период вступительных экзаменов для всех абитуриентов предоставляется бесплатное проживание и питание в стенах Духовной Академии.
С уважением,
Приемная комиссия Духовной Академии
14.05.2018