Каждый воскресный день православный христианин стремится в храм. Здесь в обществе единомышленников хочется разделить радостную весть о Воскресшем Спасителе, снова увидеть пустой гроб и услышать слова: «Его здесь нет, Он воскрес!» (Мф 26:8). Накануне воскресного дня епископ Петергофский Серафим совершил всенощное бдение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. После богослужения владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом. Епископ Серафим обратил внимание на слова евангелиста: «И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лк 24: 11-12).
9 сентября ректор Духовной Академии совершил Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. После чтения Евангелия владыка обратился к присутствующим с проповедью, в которой дал толкование воскресному евангельскому отрывку (Мф 22:35-46). Епископ Серафим остановился на сравнении двух основных заповедей Закона: любви к Богу и любви к ближнему.«В отличие от других учеников, апостол Петр не назвал слова жен-мироносиц о Воскресении Господа Иисуса Христа пустыми, как бы трудно в это не было поверить, и тотчас решил сам пойти ко гробу, чтобы всё увидеть своими очами. Как часто мы сомневаемся в Боге, в вере, в действии Божественного Промысла… Как легко порой мы выносим преждевременные суждения о людях или событиях, вместо того, чтобы обстоятельно вникнуть в суть дела… Пример апостола Петра учит нас преодолевать любые сомнения через получение непосредственного личного опыта. Господь всегда помогает нам найти правильные ответы и верные пути, если мы этого искренне желаем и не делаем свое сердце черствым и предвзятым».
«Отвечая на вопрос законника о том, какая заповедь является наибольшей, Господь Иисус Христос указывает на любовь к Богу и ближним как на самое главное предписание Священного Писания: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:37-40). Как в древности, так и теперь люди чаще всего воспринимают Бога, как некую абсолютную силу, справедливость, всемогущество, высший разум. Однако Откровение Нового Завета представляет Бога под совершенно иным углом зрения: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:16). Любовь и милосердие – вот что является основными характеристиками Божественной Сущности.
Господь ставит знак равенства между заповедью любви к Богу и заповедью любви к ближнему, поскольку одно без другого невозможно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что вторая заповедь пролагает путь к первой, и взаимно поддерживается ею. Только через любовь к окружающим мы можем показать подлинную любовь к Господу Богу. Христос ждет от нас не отвлеченной любви, не каких-то эмоций, а любви деятельной, выражающейся в конкретных благих делах по отношению к ближним, которыми являются не только наши родственники, друзья и коллеги, но всякий человек, который нам встречается в жизни, даже если это обычный прохожий, как свидетельствует о том притча о милосердном самарянине.
Но как научиться любить ближнего? Ведь порой столь трудно переступить через свой эгоизм и просто так сделать что-то хорошее для другого человека. Еще сложнее научиться любить врагов – людей, поступающих с нами плохо и наносящих нам обиды. Христос говорит, что мы должны любить ближних, как самих себя, то есть поступать с окружающими так, как бы мы хотели, чтобы поступали с нами. Если внимательно поразмыслить над этим, то станет вполне понятно, что ничего невероятно трудного в этом нет: сеющий любовь и добро вправе ожидать этого и по отношению к себе, как от Бога, так и от ближних; и наоборот, тот, кто умножает ненависть и злобу, тот не вправе ожидать для себя милосердия и любви. Когда у нас не хватает сил ответить добром нашим врагам и недоброжелателям, то мы, по крайней мере, не должны им мстить, не должны делать зло в ответ на их зло. Иногда любовь и происходящие от нее такие качества, как добродушие, этичное поведение, смиренное молчание воспринимаются некоторыми людьми, как слабость, неспособность дать отпор. Такое мнение является глубочайшим заблуждением. Необходимо помнить, что Господь победил зло и грех не силой и праведным гневом, не громом и молнией, но Своею неизреченною любовью, выразившейся в добровольном принятии Им страданий и смерти нашего ради спасения. Будем и мы просить Спасителя научить нас этой величайшей добродетели».
Во время заупокойной ектении духовенство и прихожане молились о приснопамятных патриархе Пимене и преподавателе Ленинградской духовной академии протоиерее Ливерии Воронове – память их небесных покровителей совершается 9 сентября.После запричастного стиха проповедь произнес студент I курса богословского отделения магистратуры чтец Серафим Кадура.
Справка:
За Божественной литургией епископу Серафиму сослужили: архимандрит Софроний (Смук), иеромонах Геннадий (Поляков), священники Андрей Парафенюк и Глеб Санюк, иеромонахи Онуфрий (Сонькин) и Никон (Касярум); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Павел Топоров, иеродиаконы Агафангел (Кочетков) и Филарет (Гавщук), диакон Борис Кашков.
После сугубой ектении владыка ректор прочитал молитву о мире на Украине.
За богослужениями пели три хора Духовной Академии: мужской под управлением И. А. Соловьева, смешанный – монахини Ксении (Каньшиной) и женский – Марии Середы.
В храме Двенадцати апостолов Божественную литургию совершил иеромонах Феофан (Друганов) в сослужении иеродиаконов Иоанна (Галумова) и Паисия (Джерковича). За богослужением пел хор Факультета иностранных студентов.
Пресс-служба СПбДА