На следующий день после Пятидесятницы Церковь совершает праздник в честь третьей ипостаси Бога – Святого Духа, Который невидимо действует в мире и в душе каждого человека. После Своих служения, смерти и Воскресения Господь заповедует апостолам идти и проповедовать Божественное Слово всему миру. Перед вознесением на небеса Бог обещает не оставить их одних: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14:16). И по прошествии десяти дней Его обещание исполняется – на апостолов снисходит Святой Дух в виде огненных языков, как некогда Он являлся ветхозаветным пророкам. Господь называет Третье Лицо Троицы Утешителем по той причине, что через Него, спустя тысячелетия, Бог продолжает пребывать среди христиан и преподавать им Дары священства и Евхаристии.
«На следующий день после праздника Пятидесятницы мы прославляем Виновника сего торжества – Бога Духа Всесвятого, ниспосланного на землю от Бога Отца через Бога Сына и сообщившего живую благодатную силу Церкви. Словами сегодняшнего чтения из послания апостола Павла к Ефесянам наша мать – Святая Церковь призывает нас к перемене способа и самого существа нашей жизни – от тьмы греха и неведения мы должны обратиться к свету и правде: „Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине” (Еф 5:8-9). Отныне, после воскресения Христа Спасителя из мертвых и наделения нас благодатными дарами Святого Духа, мы ходим во свете Господа и, следовательно, призваны нести его в себе и преподавать окружающим. Необходимо хранить и приумножать священные плоды, производимые в нас Духом Святым, которые есть добро и свет».
17 июня, в день Святого Духа, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Петергофский Серафим совершил Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во время пения первого антифона владыка возвел в иподиаконы студента 4 курса чтеца Давида Варламова.
По прочтении Евангелия (Мф 18:10-20) епископ Серафим обратился к молящимся с проповедью, в которой сказал о том, что призвание Церкви заключается в спасении человеческих душ путем воспитания людей в духе новозаветной Истины:
«Слова Господа, которые мы слышим в нынешнем евангельском чтении, раскрывают суть спасительной миссии, порученной Святой Церкви, и данной ей духовной власти. Говоря о пастыре, который оставляет девяносто девять овец и идет искать одну заблудшую, Христос указывает, что для Него, а значит и для Его Церкви, важен каждый человек, кем бы он ни был, „ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18:11). Задача священника заключается в духовной заботе обо всех без исключения людях. Церковь призвана с любовью и терпением наставлять всякого человека, в сотериологическом смысле для нас не должно быть людей более или менее значимых, поскольку „нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих” (Мф. 18:14).
Вслед за этим Спаситель объясняет, как необходимо исправлять собратьев, впавших в то или иное согрешение: вначале следует обличить брата наедине, если он не послушает – то еще раз сделать это при свидетелях, если же и в этом случае обличение не принесет результата, тогда нужно сказать о нем перед лицом всей Церкви, но если и после данной, последней меры, не будет покаянного эффекта, то такой человек становится закореневшим, отпадшим грешником – „как язычник и мытарь” (Мф. 18:15-17). Милосердный Господь дает возможность исправиться любому человеку. Поэтому и нас Он призывает к тому, чтобы мы давали нашим ближним шансы к изменению себя и ждали их обращение до последнего. Бог вручил Церкви огромную мистическую власть – отворять или затворять перед людьми врата Царства Небесного: “Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Мф. 18:18). Применение этой власти основано не на произволе и зависит не от чьих-то симпатий или антипатий, но зиждется исключительно на выборе самого человека: кающиеся получают разрешение от грехов и идут в вечность очищенными, а упорствующие в беззакониях и не приносящие покаяния не освобождаются от своих грехов при переходе в иной мир. Человек должен соизмерять свою жизнь с Евангелием, возлагать упование на Господа и, как драгоценные камни, собирать в душе дары Святого Духа, дабы Он Своею благодатью преобразил наше естество и открыл нам небесные селения. Наконец, Господь Иисус Христос говорит об огромной силе молитвы, в первую очередь, молитвы общей, каковая совершается именно в Святой Церкви: „если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18:19-20). Молитва, возносимая людьми, которые собраны во Имя Христово, приносит не только отдельные, нужные нам блага, но дает самое главное – присутствие Сына Божия среди нас. Объединенные верой во Христа и совместной церковной молитвой мы образуем единую общину любви, в которой всегда пребывает Господь, скоро откликающийся на воздыхания Своих верных».
После евхаристического канона епископ Петергофский Серафим возвел иподиакона Давида Варламова в диаконский сан, а по окончании богослужения обратился к нему со словами поздравления и пожелал новорукоположенному с апостольской преданностью нести служение святой Церкви:
«Дорогой отец Давид, сердечно поздравляю тебя с рукоположением в сан диакона! Священнослужитель – это человек, который более других призван всем сердцем и всей душой всецело предаться Господу и продолжить на земле Его спасительное дело. Мы знаем, что каждому из апостолов Христовых были присущи разные характер, черты и качества, однако все они были едины в своей любви к Господу и безграничной преданности Ему.
Помни, что Всещедрый Бог дарует особую благодать и силу тем людям, которые всецело посвящают себя служению Ему. С этого дня Бог и Его Святая Церковь становятся кардинальной доминантой твоей жизни, все остальное – на втором месте. Если в такой парадигме ты будешь осуществлять свою жизнедеятельность, то тогда и ты сам, и твоя семья будете счастливы, благополучны и во всем успешны. Не жалея сил трудись во Имя Господне, и Он сподобит тебя Своей великой благодати и милости».
После богослужения духовенство совершило чин славления перед иконой праздника.
Справка:
Накануне вечером, 16 июня, иеромонах Феофан (Друганов) совершил утреню со славословием в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
За Божественной литургией епископу Петергофскому Серафиму сослужили: архимандрит Софроний (Смук), проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий), священник Глеб Санюк, иеромонахи Феофан (Друганов) и Никон (Касярум), священник Климент Нехамая, иеромонахи
Павел (Чхве) и Филарет (Гавщук), клирик Спасо-Преображенского собора (Санкт-Петербург) священник Антоний Заровский и священник Иннокентий Шишов; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Павел Топоров, иеродиаконы Иоанн (Галумов), Агафангел (Кочетков) и Герасим (Водовозов), диаконы Дмитрий Ромашев, Михаил Буренин и Виктор Вытнов.
За богослужением пели три хора Духовной Академии: мужской – под управлением чтеца Максима Калинина, смешанный – под руководством монахини Ксении (Каньшиной) и женский – под управлением Марии Середы.
Пресс-служба СПбДА