19 апреля 2013 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершено богослужение Субботы Акафиста — славословная утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе».
Богослужение возглавил проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, которому сослужили иеромонахи Серафим (Бубнов) и Иларион (Резниченко), священники Александр Кузнецов, Дионисий Харин и Алексий Красавин; диакон Иоанн Тарасов.
В богослужебном календаре суббота пятой седмицы Великого поста носит название Суббота Акафиста, так как в этот день Святая Церковь почитает память Небесной Царицы пением акафиста «Взбранной Воеводе». Торжественное акафистное пение, разделенное на четыре части, совершается на утрени перед иконой Богоматери, возложенной на аналое на середине храма. Суббота Акафиста — единственный день в Великом посту, когда богослужебный устав предписывает молитвословия в виде акафистного пения. Также, подчеркивая праздничность этого дня, устав полагает совершение чина утрени с пением Великого славословия.
Синаксарий Триоди свидетельствует, что празднование Субботы Акафиста установлено в память о троекратным чудесном избавлении Константинополя от врагов в VII-VIII веках. Окруженные тысячами врагов, жители византийской столицы слезно и с усердием взывали к Небесной Заступнице. Отсюда название «акафист», что в переводе на русский язык означает «неседальный» – молитвословие, совершаемое с особым усердием, при пении которого нельзя сидеть.
Однако среди церковных историков существует мнение, что чин Субботы Акафиста связан с ранней традицией праздника Благовещения. Действительно, содержание богослужебных текстов Субботы Акафиста, как и сам Акафист, первый икос которого начинается словами «Ангел Предстатель с небеси послан бысть рещи Богородице, радуйся!…» относит нас к событиям начала нашего спасения. Возможно, что кондак «Взбранной Воеводе» явился более поздним дополнением к акафисту, как раз в связи с историями чудесной помощи Богоматери на войне. На русский язык текст этого кондака может быть переведен так: «Избранной Военачальнице наша победная песнь! Так мы, избавленные от злых, благодарения приносим Тебе, рабы Твои Богородице. Но Ты, имущая державу непобедимую, от всяких бед избавь нас, да воспоем Тебе: радуйся, Невеста непорочная!»
Но какой бы ни была история происхождения этого праздника, для нас важно то, что накануне Спасительных Страстей Христовых мы имеем возможность едиными устами за церковным богослужением молитвенно обратиться к Той, Кто величайшим подвигом Своей жизни, Своим смирением и любовью сделала возможным приход Христа в мир, а, следовательно, и наше спасение. Сегодня мы особенно усердно, с любовью обращаемся к ней, прося Ее заступничества, почитаем Великую Ходатаицу за человеческий род, Которая никогда не отнимет Своего Пречистого Покрова от тех, кто искренне любит Ее Сына — Иисуса Христа, верит и стремится к Нему.
Пресс-служба СПбПДА