26 сентября 2013 года, в навечерие Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий возглавил праздничное всенощное бдение в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. За богослужением совершен торжественный чин Воздвижения Креста Господня.
Его Преосвященству сослужили: архимандрит Платон (Игумнов), профессор МДА; архимандрит Зосима (Шевчук), преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, доцент Шуйского государственного педагогического университета; протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе СПбПДА; архимандрит Григорий (Нанакудис), Идрская митрополия, Греция; игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина; протоиерей Димитрий Предеин, преподаватель Одесской духовной семинарии; протоиерей Сергий Ишков, преподаватель МДА; священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов); протодиакон Кирилл Журавлёв, диаконы Герман Ранне, Глеб Седов, Владимир Первушин-фон-Дитц, Андрей Кретов, студент Екатеринодарской духовной семинарии. В алтаре молился архимандрит Софроний (Смук). За богослужением молились участники VII Феофановских чтений, паломники из храмов г. Москвы.
По церковной богослужебной традиции в праздник Воздвижения Креста полиелей совершается в алтаре при открытых царских вратах, независимо от дня недели поется песнь «Воскресение Христово видевше…»
Во время чтения канона на утрени в алтаре владыка Амвросий постриг во чтеца, а затем возвел во иподиакона студента 3 курса заочного отделения бакалавриата СПбПДА Владислава Куйбышева.
По окончании Великого Славословия епископ Амвросий с собором духовенства совершил изнесение из алтаря Честного Креста Господня. Затем начался торжественный обряд воздвижения Креста Господня: при стократном пении «Господи помилуй» владыка осенил Крестом четыре стороны света.
Сегодняшний праздник относится к числу двунадесятых и первоначально был установлен в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня в 326 году равноапостольной царицей Еленой, матерью первого христианского императора Константина Великого, а с VII века с этим днем стало соединяться воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием в 620-е годы. Как при обретении, так и при встрече Креста, возвращенного из Персии, патриарх, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал, то есть поднимал Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, и всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: «Господи, помилуй!» Отсюда праздник получил название «Воздвижение Креста Господня». Так как сила Креста открылась в победах благоверных государей над врагами, и в торжестве христианства над язычеством, то главным песнопением дня Воздвижения служит молитва за род христианский: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным на сопротивныя даруя, и твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Воспевая силу креста Господня и спасение, на нем содеянное, святая Церковь призывает нас целовать святой крест “радостно и страхом: страхом греха ради, яко недостойнии суще, радостию же спасены ради, еже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость”. Сам обряд воздвижения креста Господня имеет глубокое духовное значение. Крест Христов есть орудие и вместе с тем символ нашего спасения, священная хоругвь нашей веры, знамение христианина и христианства, и в совершающемся в сей день воздвижении святого креста, мы должны усматривать изображение всего образа нашего спасения, всей сущности нашей святой веры, всей прошедшей и настоящей судьбы нашей и всей будущей нашей участи. Крест низводится долу и вновь возносится ввысь: это образ нашего горького падения в Адаме и нашего превознесения во Христе: от глубины ада к царствию Божию, от смерти к вечно-блаженной жизни в Боге. Для верующего и понимающего человека в священнодействии воздвижения креста Христова – неиссякаемый источник духовного утешения, сильное побуждение к умиленной молитве и благоговейному излиянию сердца своего перед Богом, высшее поощрение к делам благочестия и любви христианской, предмет богомысленного размышления и благодарения Богу на всю вечность.
Празднуя Воздвижение Честного и Животворящего Креста, мы также воспоминаем страдания и смерть Иисуса Христа и поэтому, согласно Типикону, в праздник Воздвижения полагается строгий пост, независимо от дня недели, на который этот праздник выпадает.
Завтра, 27 сентября, в домовом храме духовной академии епископ Амвросий возглавит служение праздничной Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.
Пресс-служба СПбПДА