11-12 мая 2013 г. в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершены богослужения второй Недели по Пасхе, именуемой также Антипасхой или Фоминой неделей.
В субботу вечером всенощное бдение с литией возглавил архимандрит Софроний (Смук) в сослужении проректора по воспитательной работе протоиерея Виталия Грищука, иеромонахов Геннадия (Полякова) и Серафима (Бубнова); священников Андрея Парафенюка, Александра Зиновкина и Алексия Красавина; иеродиакона Виталия (Морозова); диаконов Андрея Волкова и Сергия Мороко.
После пения тропарей на «Бог Господь…» проповедь произнес магистрант II курса церковно-практического отделения академии Николай Амбарцумов.
Служение поздней праздничной Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста возглавил также архимандрит Софроний (Смук). Его Высокопреподобию сослужили: иеромонах Геннадий (Поляков); священники Андрей Парафенюк, Александр Зиновкин и Алексий Красавин; иеродиакон Виталий (Морозов); диаконы Андрей Волков и Сергий Мороко.
Во время причащения духовенства проповедь произнес магистрант II курса церковно-исторического отделения академии Михаил Собачинский.
По окончании Божественной литургии вокруг здания академии был совершен пасхальный крестный ход, после которого к молящимся обратился архимандрит Софроний (Смук), подчеркнув великое снисхождение Богочеловека Христа к человеческой немощи апостола Фомы и всех людей, которым для уверения необходимо увидеть и осязать чудо. Отец Софроний обратил внимание и на тот факт, что слова Христа «Блаженны не видевшие и веровавшие» обращены к нам, современным христианам. «Это слова воодушевления и поддержки для нас, не видевших своими глазами чуда Воскресения, но воспринявшим спасительную веру в него через учение Церкви».
Начиная с недели Антипасхи, богослужения совершаются по обычному праздничному чину, имеющему некоторые особенности, сохраняющиеся до отдания праздника Воскресения Христова в среду 6-ой седмицы по Пасхе. Совершаемое в эти дни богослужение начинается и заканчивается пением или чтением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…». Каждый богослужебный день на утрени перед 50-м псалмом поется «Воскресение Христово видевше…». На воскресной утрени опускается пение песни Богородице «Честнейшую…». Также с недели Антипасхи Церковью благословляется совершение Таинства Венчания.
Касаясь самого наименования «Антипасха» следует сказать о том, что оно не несет в себе той негативной нагрузки, которую мы привыкли видеть в словах с частицей «анти». В греческом языке частица «анти» употребляется в значении «вместо» или «напротив». Таким образом, Антипасха — праздник не противопоставляемый, но дополняющий и продолжающий собой день Светлого Христова Воскресения, а Святая Церковь вспоминает историю апостола Фомы. Он не присутствовал при первом явлении воскресшего Христа апостолами и сказал, что поверит в воскресение Спасителя только в том случае, если физически ощутит Его раны. И милосердный Господь, видя в Фоме более стремление уверовать, нежели сомнение в Его воскресении, вновь является ученикам и Сам предлагает апостолу удостовериться в совершившемся чуде. При этом Господь Иисус Христос нисколько не осуждает неверия Фомы, не осуждает его и Церковь.
«Сомневающимся ученикам, в восьмой день предстал Спаситель там, где они были собраны. И благословив их, обратился к Фоме: приди, апостол, осяжи длани, пронзенные гвоздями… О, доброе неверие Фомино! Ибо оно верных сердца в познание привело со страхом взывать: Господь и Бог мой, слава Тебе!» (Стихира вечерни Антипасхи). Праздник Антипасхи – это тот замечательный день, когда в лице Фомы, как в прообразе, мы с радостью видим обращение к спасительной вере всех тех миллионов людей, которые сомневались в учении Христовом. Но увидев своими глазами чудеса Богочеловека, непосредственно ощутив Его благодать и любовь, они навсегда стали Его учениками, жизнью и смертью запечатлев обретенную веру. Для нас это урок того, что Христос Спаситель никого из стремящихся к Нему, пусть даже и сомневающихся, но способных и всем сердцем желающих уверовать, не оставит без Своего посещения. Его Пречистая Десница, запечатленная спасительными страданиями за человеческий род, всегда простерта навстречу протянутой руке сомневающегося.