Сразу после того, как Господь Иисус Христос вознесся на небо к Своему Отцу, Его ближайшие ученики собрались в Сионской горнице и стали ожидать «иного Утешителя». Все это время они молились (Деян 1:14) и размышляли об увиденном и услышанном за три года от своего Учителя. То Откровение, которое Христос принес на землю настолько кардинально меняло представление об отношениях между Богом и человеком, что осмыслять и защищать его от искажений пришлось не одному поколению христиан. Поэтому Церковь в воскресный день между Вознесением и Пятидесятницей установила празднование памяти отцов I Вселенского собора – святых, положивших начало общецерковному осмыслению учения Господа и единодушного свидетельства о нем миру.
«Сегодняшнее евангельское чтение представляет собой Первосвященническую молитву Господа Иисуса Христа, с которой Он обратился к Богу Отцу перед Своей крестной смертью и последующим затем воскресением и вознесением на небо. Спаситель возносит мольбу о Себе, прося, чтобы Отец прославил Сына Божественным величием, ибо Он есть краеугольный камень будущей Церкви. Затем Христос молится об апостолах – продолжателях Его спасительной миссии, ходатайствуя пред Отцом о сохранении их от зла и о просвещении их Божественной правдой. Наконец, Господь обращается с молитвенной просьбой обо всех верующих людях, дабы они всегда пребывали в единении с Богом и друг с другом: „соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы” (Ин. 17:11). Единение и единомыслие – одни из основных отличительных признаков подлинно верующих людей, составляющих Святую Церковь Христову, исповедуемую в Символе веры, как „Единую, Святую, Соборную и Апостольскую”. Нет „многих церквей”, как нет и нескольких „духовных правд”, но есть лишь одна созданная Христом Святая Церковь, в которой и пребывает Божественная истина, данная всем и навсегда. Пребывая в единстве евангельской веры, духа, нравственных принципов и полноте таинственного общения с Богом, мы освящаемся Божественной благодатью и входим в „свободу славы детей Божиих” (Рим. 8:21).
9 июня Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Петергофский Серафим. Во время пения первого антифона владыка возвел в сан иподиакона студента 3 курса чтеца Михаила Буренина.
По прочтении Евангелия, посвященного Первосвященнической молитве Иисуса Христа (Ин 17:1-13), епископ Серафим обратился к молящимся с проповедью, в которой сказал о том, каким образом необходимо понимать слова Спасителя о вечной жизни, которая есть ни что иное, как единение человека с Богом:
.«Ключевой мыслью Первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа являются слова о вечной жизни, которую Он даровал людям. Как тогда, так и теперь многие по-разному определяют для себя понятие вечной жизни. Одни подразумевают под этой емкой фразой житейское счастье, успех и благополучие, другие – долгое, беззаботное и веселое бытие. Однако в подлинном, христианском понимании все это с вечной жизнью никак не связано. Спаситель говорит о ней так: „Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Ин 17:3). Из этого следует, что вечная жизнь заключается в богопознании, наивысшей стадией которого является обожение. Ничто кроме Бога не может дать человеку бессмертие, сделать его по-настоящему счастливым и радостным. Все, что принято на земле считать синонимом счастья – материальные блага, власть, здоровье, долголетие и т.д. – абсолютно бессмысленны в перспективе вечности. Полнота жизни достигается нами тогда, когда мы стремимся к постоянному пребыванию в Боге – то есть тесному единению с Ним, что и было нормой для человека до грехопадения»
В завершение сугубой ектении владыка прочитал молитву о мире и единении Церкви Христовой.
После евхаристического канона епископ Серафим совершил хиротонию студента 3 курса бакалавриата Михаила Буренина во диакона. По окончании богослужения владыка поздравил новорукоположенного священнослужителя с личной Пятидесятницей:
«Дорогой отец Михаил, сердечно поздравляю тебя с днем диаконской хиротонии! Сегодня ты вступил на первую ступень священства в Святой Церкви. Служение диакона заключается в помощи епископу и пресвитеру при совершении богослужений и таинств, а также оно касается и участия в социальной церковной миссии: поддержке нуждающихся, работе с молодежью, евангельском просвещении общества. Искренне и сердечно молись Господу, старайся глубоко проникаться непреходящим духовным смыслом Таинства Святой Евхаристии, вокруг которого выстраивается вся христианская жизнь. Помни, что с нынешнего дня первое место в твоей жизни принадлежит Господу Богу и служению делу спасения людей. Всещедрый Бог никогда не забывает и не оставляет Своих верных служителей, готовых ради Него отдать все самое дорогое, что у них есть – здоровье, силы, время и саму жизнь».
Справка:
Накануне воскресного дня епископ Серафим совершил всенощное бдение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в сослужении академического духовенства.
Ректору Санкт-Петербургской Духовной Академии за Божественной Литургией сослужили: архимандрит Софроний (Смук), протоиерей Вадим Буренин, проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, иеромонахи Геннадий (Поляков) и Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонах Феофан (Друганов), священник Климент Нехамая, иеромонах Павел (Чхве) и священник Иннокентий Шишов; протодиакон Кирилл Журавлев и диакон Павел Топоров.
Проповедь после запричастного стиха произнес студент I курса магистратуры Дмитрий Кашков.
За богослужением пели три хора Духовной Академии: мужской – под управлением чтеца Максима Калинина, смешанный – под руководством монахини Ксении (Каньшиной) и женский – под руководством Марии Середы.
Богослужения 7-й Недели по Пасхе в храме Двенадцати апостолов совершили иеромонахи Паисий (Джеркович) и Варфоломей (Магницкий), диакон Дмитрий Ромашов. Пел хор Факультета иностранных студентов.
Божественную литургию в храме Успения Божией Матери совершил иеромонах Филарет (Гавщук). Во время богослужения пела группа смешанного хора.
Пресс-служба СПбДА