Иду по коридору, поднимаюсь на второй этаж Академии и из-за приоткрытой двери Актового зала слышу:
«В Петербурге более ста одного острова и есть большой Васильевский остров, но мало кто знает, что с него можно в одночасье перелететь на другую сторону света, что и произошло со мной».
Что там происходит? На сцене стоит священник. Высокий и статный, на груди деревянный крест, говорит громким, твердым голосом. Священник – отец Леонид Казаков рассказывает, как с 1995 года служил в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, а в 2013 году его направили настоятелем в Свято-Николаевский патриарший собор в Сан-Франциско, штат Калифорния. Из каменного града Петра в солнечный город Франциска Ассизского, из привычной культуры в иную, как апостола.
Выпускники, которые пришли навстречу не раз думали о том, куда они поедут после окончания Академии, и скоро по выражению лиц стало понятно – может, в Америку?
«В Калифорнии, где не бывает зимы, где всегда цветут розы и маки, хочется услышать простую русскую речь без акцента, иногда хочется, чтобы тебя по-человечески выслушали, а не спросили: “How are you?” и ждали улыбки со словами “I’m fine! Okay!”, потому что другого от тебя и не ожидают», – говорит отец Леонид.
После небольшой паузы священник садится на стул и рассказывает историю. Однажды он служил в русской крепости Форт-Росс, в Свято-Троицкой часовне. Крепость основали русские поселенцы в 1812 году для промысла и торговли пушниной. Территория форта – Национальный исторический парк штата Калифорния, туда водят экскурсии и есть возможность сфотографироваться с волонтерами, одетыми в исторические костюмы русских торговцев и мореплавателей начала XIX века. К отцу Леониду, которого окружали волонтеры в бутафорской одежде, подошла женщина и спросила: «You real?» В ответ отец Леонид пригласил ее вместе помолиться на службе, а потом самой решить, реальный он священник или нет.
«Служба закончилась. После проповеди меня дергает за рукав та самая женщина и со слезами на глазах говорит: «You real, real!» Тогда я понял, что в нашем мире главное – понимать, что real, а что unreal» – утверждает отец Леонид.
В Америке он увидел разные стороны жизни: и хорошие, и не очень, и светлые, и темные. Но это не главное.
«Я благодарен Америке за многое, но главным образом за то, что там я открыл для себя Россию и это самый драгоценный дар», – признается священник.
Полгода назад отец Леонид вернулся в Россию и вновь стал служить в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, но по-прежнему помнит надпись на билете до Соединенных штатов: Санкт-Петербург – Сан-Франциско – Санкт-Петербург.
Пресс-служба СПбДА