26 февраля 2012 г., вечером в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий совершил вечерню и чин прощения в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Владыке сослужили архимандрит Софроний (Смук), секретарь Ученого совета СПбПДА доцент протоиерей Кирилл Копейкин, проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, проректор по учебной работе протоиерей Владимир Хулап, священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов и Дионисий Харин, иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов) и Николай (Дроздов), диаконыКирилл Журавлев, Глеб Санюк, Александр Ямков, Виталий Коршунов, Олег Митчицков, Константин Аристов и Петр Филонов.
За богослужением молились преподаватели в священном сане, студенты, сотрудники и прихожане академического храма.
По окончании вечерни с архипастырским словом и испрашивая у присутствующих прощения, к молящимся обратился ректор духовных школ, отметив в своем слове, что прощение не может быть законом, но является безграничной возможностью, предоставленной вере и свободной воле каждого человека; прощение возможно лишь там, где есть подлинная свобода и Христова любовь.
По примеру владыки ректора, следуя древней христианской традиции, духовенство, студенты и прихожане также испросили прощение друг у друга. Во время чина прощения академические хоры исполняли песнопения Подготовительных недель и Великого поста, а в завершении пропели стихиры Святой Пасхи.
Справка
Прощённое воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом, или 7-е воскресенье перед Пасхой.
В этот день верующие, стоя за литургией, имеют возможность слышать евангельское чтение, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (Мф 6:14-19).
По окончании вечернего богослужения православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова. В этот день последний раз употребляется скоромная пища.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Пресс-служба СПбДА