22 января 2014 года, в год 120-летия со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского, накануне дня его памяти, в храме Двенадцати апостолов в историческом здании Академии, в котором в годы ректорства служил святитель Феофан, епископ Петергофский Амвросий совершил торжественное всенощное бдение.
Владыке сослужили: игумен Игнатий (Бузин), настоятель Антониево-Дымского Свято-Троицкого монастыря; архимандрит Григорий (Нанакудис); иеромонахи Геннадий (Поляков) Серафим (Бубнов), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; протодиакон Кирилл Журавлев; архидиакон Тимофей (Цисмалидис); диаконы Герман Ранне, Владимир Первушин-фон-Дитц и Александр Нефедов.
За богослужением пели три академических хора: мужской хор под управлением иеромонаха Матфея (Шарова); смешенный хор под управлением студентки 4 курса РО Софии Куцовой и женский хор (регент – Лидия Маслова). В храме молились студенты всех отделений Духовной академии, прихожане академического храма.
Богослужение в день церковной памяти выдающегося русского иерарха и богослова, в течении двух лет (13 (25) июня 1857 г. – 9 (21) мая 1859 г.) занимавшего должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии и совершавшего свое священническое служение в храме Двенадцати апостолов, было совершено с особой торжественностью – согласно уставу всенощного бдения в честь дня памяти великого святого, когда на вечерне совершается лития, а на полиелее поется величание.
После окончания богослужения в своем
архипастырском слове, обращенном к собравшимся, владыка Амвросий напомнил о жизненном пути святителя Феофана, указав на его жизнь и служение, как на пример верного пастыря Церкви, твердо отстаивавшего ее исключительное право на самоопределение, ее независимость от треволнений общественной жизни.
Святитель Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января января 1815 года в семье священнослужителя. Получил образование в Ливенском духовном училище, в 1829 году отправлен в Орловскую Духовную Семинарию, а затем в Киевскую Духовную Академию. Там 15 февраля 1841 года он принял монашество. 7 апреля того же года рукоположён в иеродиакона, 7 июня — во иеромонаха. По окончании академии, 27 августа того же года определён исполняющим должность ректора Киево-Софийских духовных училищ и преподавателем латинского языка. 7 декабря 1842 года определён инспектором Новгородской духовной семинарии; 18 декабря утверждён в степени магистра богословия.
С 16 октября 1844 года — бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии по Нравственному богословию; 22 марта 1845 года — помощник инспектора академии; 3 июля был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов.
С 25 мая 1846 года — соборный иеромонах Александро-Невской лавры; 21 августа того же года подал прошение об увольнении его от должности бакалавра и помощника инспектора академии.
21 августа 1847 году назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возглавлявшейся архимандритом Порфирием (Успенским); 3 мая 1854 года миссия была отозвана в связи с Восточной войной; возвращался через Европу. По возвращении в Россию определён учителем в Санкт-Петербургскую духовную академию.
14 апреля 1855 года возведён в сан архимандрита; 15 сентября — ректор Олонецкой духовной семинарии.
С 13 июня 1857 года — ректор Санкт-Петербургской духовной академии и профессор богословских наук; отказался от преподавания богословских наук; получил наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях Санкт-Петербурга и окрестностей.
1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Григорием (Постниковым) был хиротонисан во епископа Тамбовской епархии.
С 22 июля 1863 года — епископ Владимирский; основал женское епархиальное училище.
В 1866 году епископ — неожиданно для окружающих и синодальных членов — подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Его прошением были удивлены митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) и митрополит Московский Филарет (Дроздов). В своём письме митрополиту Исидору от 30 мая 1866 года, разъясняя свои мотивы и побуждения, писал: «<…>
Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не диллетанства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». Прошение было удовлетворено 17 июня того же года.
В 1872 году ушёл в затвор.
Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них.
Скончался 6 января 1894 года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня.
Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и народа. Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.
Пресс-служба СПбПДА