Некоторое время назад двое монахов со святой горы Афон привезли к нам в Академию частицу мощей преподобного Иосифа Исихаста. Во время богослужения ларец с частицей стоял справа от праздничной иконы, и, когда приближалось время помазания, можно было услышать недоуменные вопросы: «Неужели мы будем прикладываться к мощам человека, который не канонизирован своей Поместной Церковью?»
Вопрос не праздный, но ведь официальный протокол лишь подводит черту, говоря: «Да, Церковь во всей своей полноте открыто и однозначно заявляет, что этот человек свят». А этой итоговой черте предшествует вся жизнь самого человека и его любовь к тем, кого Бог привел ко встрече с ним в каждый конкретный момент его земного пути. И эта подаренная любовь, которая была почерпнута в неиссякаемом Источнике, продолжает наполнять подлинной жизнью каждый день его учеников. И именно их свидетельство: как словом, так и своим собственным примером, — дает понять нам, живущим в другое время и в другой точке земного шара, что тот человек поистине обрел благоволение в очах Божиих.
5 декабря 2015 года в Духовной Академии прошел вечер памяти Святейшего Патриарха Алексия II. Он уже в третий раз проводится в стенах нашей Духовной школы и неизменно собирает полный актовый зал. И всем, захотевшим посвятить свое свободное время этому мероприятию, предстояло соприкоснуться вовсе не с памятью об ушедшем человеке, но увидеть живого Патриарха.
Сейчас я лишь семинарист и, как многие присутствовавшие, никогда не знал лично Святейшего Патриарха Алексия II. Но я хорошо помню тот день. После уроков надо было задержаться в школе. И вот, кто-то из старших ребят прочитал в новостной ленте в интернете о кончине Патриарха, отпустил едкую шуточку и принялся читать дальше. Помню, что тогда стало горько. От непонимания пустой злобы этого человека и от внезапного, даже странного осознания того, что умер кто-то важный лично для меня. Человек, которого я видел и слышал лишь по телевизору, но тем не менее очень близкий.
«Как бы в воздухе висело такое общее сознание, какая-то мысль, чувство, что Россия провожает своего Патриарха»,
— эти слова митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия прозвучали в конце фильма, которым открылся вечер памяти.
Действительно, именно своего Патриарха. Не администратора, не управителя, не менеджера, не начальника, а своего Патриарха. Словно в подтверждение слов владыки Корнилия, делясь воспоминаниями о приснопамятном Первосвятителе, архиепископ Амвросий отметил:
«У нас есть литургическая формула: «Великого господина и отца нашего…» Так вот, Патриарх Алексий не был господином. Он был великим и был отцом».
Сегодняшний вечер стал настоящей встречей с живым Патриархом. Он оживал в видеозаписях, в воспоминаниях владыки ректора, архимандрита Августина (Никитина), Галины Ивановны Николаевой — всех, кто лично был знаком со Святейшим Патриархом Алексием II. Специально для этого вечера было подготовлено видеоинтервью с вице-деканом коллегии кардиналов кардиналом Роже Мариа Эчегараем, который встречался с Патриархом еще в Пюхтицком монастыре. Малый состав смешанного хора под управлением монахини Ксении (Каньшиной) исполнил любимое песнопения приснопамятного первосвятителя — «Кто ны разлучит от любви Божией» и величание его святому покровителю — святителю Алексию Московскому. Ведущие вечера Алексей Еврокатов и Константин Джусоев очень верно отметили то, что ощущал весь зал — это было не официальное мероприятие, но семейный вечер памяти. Даже больше — собралась настоящая семья, и все вспоминали ушедшего в мир иной отца, дедушку, Патриарха.
С каждым годом образ Патриарха Алексия II в истории Русской Церкви становится все более ярким. И чем дальше мы отходим от той черты, которая обозначила предел его земного пути, тем сильнее мы чувствуем, какой человек ушел из этого мира. Правда, можно сделать разумное замечание: «Эта потеря становится все более очевидной для тех, кто был подле него. Но мы-то, простые миряне или люди только приходившие тогда в Церковь. Кто для нас Алексий II, как не далекая личность ушедшая с исторической арены?» Именно потому, что в те годы я и был мирянином, приходившим в Церковь, мне есть что ответить на этот вопрос. Мне достаточно совсем немногого. Стоит пересмотреть видеозапись отпевания и похорон Святейшего и увидеть, как всех: от архиереев до мирян, — сотрясают рыдания. Без стеснения, без смущения, люди не могут сдержать искренних чувств, с плачем вырывающихся из их сердец. Стоит увидеть, как на заупокойной литии у могилы Святейшего, мои наставники, не заботясь о нарушении чинного протокола кладут земные поклоны и коленопреклоненно прикладываются к мрамору гробницы, который холоден лишь внешне, а духовно источает теплоту и любовь… Мне достаточно этого, чтобы принять неоспоримый факт: святыми становятся не от принятого собором решения…
Материал подготовил студент 2Б курса бакалавриата Капитонов Владислав