25 февраля в Санкт-Петербургской Духовной Академии прошёл круглый стол, посвящённый «Православию в странах Балтии: история и современность», в котором приняли участие учёные из России и Эстонии.Председателем и модератором круглого стола выступили: ректор Академии на Неве — епископ Петергофский Силуан и проректор по научно-богословской работе — протоиерей Константин Костромин.
Заседание открыл доклад руководителя издательского отдела и члена Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата С. Г. Мянника на тему «100 лет дарования автономии Эстонской Православной Церкви Святейшим Патриархом Тихоном».
В своём выступлении Сергей Георгиевич рассказал об обстоятельствах учреждения автономии Эстонской Православной Церкви 10 мая 1920 года, первым епископом которой был избран священник Преображенского храма города Пярну Александр Паулус. Спустя три года, под сильным давлением со стороны государственной власти Эстонская Церковь перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и с 1926 года получила наименование Эстонской Апостольской Православной Церкви. Митрополия была разделена на три епархии: Таллинскую, Нарвскую и Печерскую. Докладчик обратил особое внимание на деятельность выпускника Санкт-Петербургской Духовной Академии епископа Печерского Иоанна (Булина), сторонника возвращения Эстонской Церкви в Московский Патриархат.
Завершил своё выступление С. Г. Мянник, рассказав о событиях воссоединения Эстонской Церкви с Русской Православной Церковью в 1945 году, последующем упразднении Эстонской Апостольской Православной Церкви как структуры в 1961 году, а также о современном состоянии Православной Церкви в Эстонии.
Затем с сообщением «Свято-Троицкий Линтульский монастырь в Финляндии в XX веке» выступил ведущий научный сотрудник и главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии доктор исторических наук, профессор М. В. Шкаровский.
Михаил Витальевич рассказал о ключевых этапах из истории Линтульского женского монастыря, находящегося на территории Выборгской епархии. Так, в 1894 году в усадьбе обер-гофмаршала Д. А. Шепелева была устроена обитель, которая в 1905 году получила статус монастыря. В 1917 году после того, как Великое княжество Финляндское приобрело независимость, монастырь оказался уже на территории Финляндии. С началом советско-финской войны насельницы покинули обитель и основали новый Линтульский монастырь неподалёку от Ново-Валаамского монастыря. Докладчик обратил внимание на то, что монастырь находился в запустении до 2004 года, когда монахини Константино-Еленинского монастыря начали его восстановление. И в 2013 году впервые за 74 года была совершена Божественная литургия. На данный момент в монастыре проживают менее десяти насельниц.
После этого участники круглого стола продолжили обсуждение условий и особенностей распространения Православия в странах Балтии и на Скандинавском полуострове по следующим основным направлениям:
— особенности развития Церкви и государственности в странах Балтии в позднем Средневековье, в Новое время, а также в начале ХХ века;
— особенности положения Церкви в прибалтийских губерниях и Финляндии в начале XX века;
— особенности церковно-государственных отношений в 1917-1925 годах в странах Балтии;
— судьбы Православных Церквей в этот период, судьбы наиболее значительных церковных деятелей;
— положение Церкви в межвоенный период и в годы Второй мировой войны;
— Православная церковь в странах Балтии во второй половине ХХ века;
— современное конфессиональное состояние стран Балтии, особенности церковно-государственных отношений, положение Православной Церкви в странах Балтии.
По завершении мероприятия участникам были вручены памятные подарки.
Справка:
В круглом столе также приняли участие:
- кандидат исторических наук, И. В. Петров, СПбГУ;
- старший научный сотрудник, кандидат богословия, кандидат исторических наук Т. И. Шевченко, ПСТГУ;
- доктор экономических наук, профессор кафедры европейских исследований Н. М. Межевич, СПбГУ, СЗИУ РАНХиГС, РАПИ;
- доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений В. И. Мусаев, СПб ИИ РАН;
- кандидат богословия, кандидат филологических наук, доцент М. В. Первушин, МДА, ИМЛИ РАН.