Часть первая
I.1. В Памфилийском порту Атталия (ныне – Анталья)
… Анатолия, Анталья, Анатолий – слова родственные. Анатолией (тур. Anadolu; греч. Anatolē – восток, восход солнца) жители современной Турции называют полуостров Малая А́зия на западе Азии азиатские владения своей страны и срединную часть ее территории. В разные исторические периоды земли Малой Азии полностью или частично входили в состав различных государственных образований, а после разделения Римской империи они находились в составе Византии.
В древние времена, с V—IV вв. до РХ, вся Малая Азия носила название Анатолия, а ее жители — анатолийцами. Разумеется, что и мужское русское имя Анатолий является производным от наименования этой восточной земли и ассоциируется с понятиями «восточный», «восток» и «восход солнца». Территория современной Турции содержит еще не до конца изученные духовные сокровища древней Византии, свидетельствующие о мастерстве храмостроительства и церковно-прикладного искусства, о жизни и подвигах многих православных святых первых веков христианства. Приморский город Анталья, расположенный на южном побережье Малой Азии, откуда в первой половине марта 2013 года и начиналось очередное паломничество в Турцию автора этих строк, назывался в библейские времена Атталией, входившей в подвластную с 103 года до РХ римлянам провинцию Памфилия (Деян. 27:5). Памфилия занимала в южной части Малой Азии узкую полосу земли между Киликией на востоке и Ликией на западе. Она пересекалась отрогами Тавра и орошалась горными реками. Памфилийцы представляли собой смешанный народ: это киликийцы, финикийцы и греки (2, c. 270). Известно, что иудеи из Памфилии приезжали в Иерусалим на праздник Пятидесятницы и слушали проповедь Петра и других апостолов (Деян. 2:10). Памфилийская Атталия своим названием обязана военноначальнику и царю Пергамы — Атталу II Филадельфу (скончался в 137 г.), восстановившему после войн этот город и превратившему его природную гавань в своe владение (3, c. 90).
Ныне эта древняя гавань служит портом современной Антальи и с высоты птичьего полета напоминает форму подковы. Полукругом огибают ее и старые оборонительные стены, которые вместе с прилегающими к морю кварталами входят в исторический центр Калеичи. В этом районе находятся развалины древней византийской церкви («Панагии»?; V в.), на фундаменте которой в XII веке мусульмане построили Джуму (Пятничную) мечеть.
Рядом с ней мусульмане возвели минарет, но его верхняя часть в 1851 году была сильно повреждена по причине вспыхнувшего пожара (3, c.90). По другой версии, в минарет ударила молния, и он обрушился. С тех пор в народе сама мечеть в Калеичи называется «Мечетью со срезанным минаретом». В справочниках значится, что и городской Этнографический музей (или – «Музей Калеичи») располaгается в здании бывшей православной церкви Св. Георгия (XIX в.).
В другом крупном музее Антальи — Археологическом, вошедшем в список наиболее известных археологических коллекций мира, представлены редкие мозаики и другие уникальные артефакты византийской эпохи, найденные при раскопках в Ксантосе, а также на территории древней Пергии.
Cреди более чем пяти тысяч музейных экспонатов представлены фрагменты алтарей и иконы, собранные из различных православных церквей, в том числе и из церкви св. Николая в Демре.
В одной из витрин музея установлен мощевик с частицами мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
В турецкой справочной литературе можно встретить следующие гипотетические рассуждения: в начале XI века итальянские купцы из Бари якобы «вывезли не все останки, либо то были останки не св. Николая»; и «нет стопроцентной определенности насчет того, где именно нaходятся мощи св. Николая Угодника» (3, с.85). Между тем, власти Турции неоднократно в последние годы обращались к Правительству Италии и Святому Престолу в Ватикане «с требованием вернуть украденные мощи». При этом Анкара ссылалась на якобы «обнаруженное археологами Турции … завещание святого Николая быть похороненным в Мирах Ликийских». Католические СМИ Италии деликатно ответили авторам официальных бумаг: это было «священное воровство» ради спасения мощей от вандалов, цинично и веками уничтожавших следы христианства на завоеванных землях. Они же смело адресовали мусульманской стороне вопрос: не продиктовано ли ее желание владеть мощами одного из самых почитаемых христианских святых исключительно экономическими интересами — для притока в Дембре паломников и туристов?!
Невзирая на все дипломатические споры Анкары и Рима, в дни памяти великого угодника Божия православные богомольцы и паломники группами и поодиночке приходят в музей археологических древностей, чтобы помолиться и приложиться к его мощам, находящимся под спудом…
Однако возвратимся в Старый город и у скал древней гавани Антальи откроем Деяния святых Апостолов, чтобы в процессе чтения посланий апостола Павла (+ 67 г.) совершить экскурс в новозаветные времена. Даже в наше время послания Павла считаются блестящими литературными произведениями, где гениальная богословская мысль охватывает Бога, веру, этику и эсхатологию.
В Деяниях святых Апостолов повествуется, что апостол Павел дважды посетил порт Атталии во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 14:25). Апостолу Павлу суждено было играть ключевую роль в проповеди христианства в Малой Азии и на Западе. Это произошло, как считают историки Церкви, в 33-м году после той чудесной и перевернувшей всю его жизнь встречи с воскресшим Иисусом Христом по дороге в Дамаск.I.2. В родном городе апостола Павла — Тарсе
В первое миссионерское путешествие родившийся в Тарсе Павел отправился в 45 или 46 году (2, c. 344) из Селевкии (Селевкия Пиерия) – портовой гавани Антиохии Сирийской, расположенной ныне в Турции, недалеко от границы с Сирией. Вместе с Павлом на Кипр отплыли Варнава и его племянник Иоанн Марк (Деян. 13:4) , позже отставший от них во время этого путешествия. Варнава (Бар Набба), «сын утешения» – это было прозвище родившегося на Кипре левита по имени Иосия – христианина, состоявшего членом иерусалимской общины (2, с. 197). Узнав об успешном распространении Слова Божия в Антиохии, эта община послала туда щедрого и добросердечного Варнаву, чтобы он посодействовал в Антиохии новым христианам. Варнава отправился в расположенный на Киликийской равнине город Тарс с намерением попросить о помощи новообращенного Павла. Здесь он разыскал Павла, вернувшегося в отеческий дом после своего обращения в Дамаске. Павел познакомился и сблизился с Варнавой в Иерусалиме, где христиане знали, что Варнава продал свою землю и положил вырученные деньги к ногам апостолам. Варнава тепло встретил Павла в отличие от тех иерусалимских христиан, которые с подозрением относились к нему, бывшему в молодости фарисеем и противником христианства. Кроме того, многие помнили, что Павел присутствовал при побиении камнями христианина Стефана и одобрял его казнь (Деян. 7:58; 8:1). Варнава ввел Павла в среду апостолов (Деян. 9:26) и позднее привел его из Тарса в Антиохию, где они пробыли приблизительно до 45 года, то есть до того времени, когда антиохийские христиане послали помощь своим голодающим братьям в Иерусалим. Во время пребывания в Антиохии Павел и Варнава основали новые общины среди язычников.
В наши дни родной город апостола Павла — Тарс — обозначен на современной карте Турции как Тарсус (тур. Tarsus).
Он расположен на реке Тарсус-чай (в древности — Кидн) в 16 километрах от Средиземного моря в южной провинции Мерсин. Тарсус находится приблизительно в 30 километрах северо-восточнее главного города провинции Мерсин, рядом с автомагистралью Мерсин-Адана. Основанный ассирийским царем Сеннахирибом (705—681 РХ ) Тарс в древности был главным городом Киликии. Иудеи этой земли имели свою собственную синагогу в Иерусалиме (Деян. 6:9). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян. 22: 3) от еврейских родителей: его отец был фарисей и имел права римского гражданина. Сын, вероятно, имел с самого рождения два имени: еврейское Савл («испрошенный») и римское Павел («маленький»). По мнению некоторых западных источников, евреи в течение римского владычества обыкновенно имели одно еврейское и одно римское имя. Вспомним, например, имена Иоанн Марк и Иисус Иуст (Деян. 12: 12; Кол. 4: 11).
На родину Павла, в Тарс Киликийский, христианство распространилось из Антиохии Сирийской. По преданию, одним из первых христиан этого города был Иасон – один из 70 апостолов, ученик святого апостола Павла. Он также происходил из Тарса и был поставлен в нем своим учителем во епископа.
История Тарса связана и со священномучеником Иулианом Аназаврским, или Тарсийским († между 305 и 311), пострадавшем в Антиохии Сирийской при императоре Галерии Максимиане (305—311). День памяти этого святого у восточных христиан отмечается 21 июня, у западных — 16 марта. Сохранились сведения, что уже в первые века христианства мощи почитаемого Православной и Католической Церквями священномученика Иулиана прославились чудесами.
В истории Церкви известны также христианский подвижник из этого города, преподобный Адолий Тарсянин, Иерусалимский (IV в.), и пострадавший при императоре Диоклетиане (284–305) мученик Диомид Тарсянин, лечивший не только от телесных, но и от душевных болезней. Он просветил верой во Христа и крестил многих язычников. Его память отмечается в календаре16/ 29 августа.
В городе Тарсе родилась и святая Пелагея (Пелагия), пострадавшая за Христа в 287 году во время правления императора Диоклетиана (284-305 гг.). Дни памяти этой святой – 4 мая и 7 октября.
Тарс Киликийский прославили своими трудами философы-стоики Афинодор ( I век до РХ), Архедем (175 -115 до РХ) и греческий ритор Гермоген (ок. 160 – 230).
Достопримечательностью современного Тарсуса является расположенный на одной из городских улиц рядом с овощным рынком древний колодец, названный в честь апостола Павла. Колодезная вода считается целебной (3, с. 103). Рядом с этим неглубоким колодцем находится и так называемый «Дом Апостола».
Другой достопримечательностью Тарсуса является расположенная в его пригороде Улу Джами (Ulu Cami) единственная сохранившаяся древняя церковь св. Павла. Ее каменное здание было возведено в XII веке.
Известно, что спустя семь столетий в этой церкви проходили православные богослужения. С северной стороны мастерами были устроены небольшая колокольня и окно в форме креста. В 1943 году церковное здание перешло в государственную собственность и некоторое время использовалось местными властями как складское помещение, но позже было превращено в музей. Внутри церкви предназначенная для иконостаса стена ныне совсем пуста, сохранились лишь отдельные фрагменты потолочных фресок.
В Тарсусе, по данным справочной литературы (3, с.103), имеeтся и «Пещера Семи Спящих». Последняя, вероятно, является одной из нескольких известных мемориальных пещер, потому что с семью чудесным сном почившими отроками эфесскими связывают и другие пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании ( См.: 9).I.3. В Пергии, где благовествовали Павел и Варнава
Первым городом, который по прибытии в порт Атталии посетили Павел, Варнава и сопровождавший их Иоанн Марк, была Пергия ( на современной турецкой карте — Перге) на реке Кестр, стоявшая на торговом пути, ведущем из Киликии через Атталию в Писидию.
Ныне развалины этого древнего города, являвшегося когда-то центром провинции Памфилия (Деян. 13:13; 14:25), расположены возде деревни Муртана, в 18 километрах от Анталии. Пергия, где апостол Павел начал свою евангельскую проповедь на территории Малой Азии, неоднократно упоминается в книге Деяний апостольских. На обратном пути в Антиохию они проповедовали здесь Евангелие (Деян. 14:25). Святой апостол посетил Пергию также во время своего второго миссионерского путешествия, на этот раз вместе с апостолами Силой и Тимофеем.
В 333 году до РХ Пергия была захвачена Александром Македонским, а после его смерти – селевкидами и пергамцами (2, с. 93). Во II столетии Пергия попала под влияние Рима и в IV веке, подчинившись Византии, приняла христианство. В древности в Пергию можно было въехать с трех сторон. Южные ворота, по соседству с которыми находились две базилики, были главными, и их развалины сохранились до наших дней.
Через Пергию крестообразно – с севера на юг и с востока на запад – были проложены улицы с колоннадами (Там же).
В Пергии сохранились древнее здание стадиона, на арене которого, по мнению экспертов-историков, «приносились в жертву христиане», а также здание театра, где «мог проповедовать апостол Павел», а также алтарная стена воздвигнутого в VI веке и освященного во имя святого апостола Павла христианского храма, разрушенного в средние века.
В алтарной апсиде этого храма сохранился полуразрушенный камень, напоминающий формой святой престол. Памятным событием для Пергии стал день 21 мая 2010 года, когда на руинах этого храма архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа), путешествовавший с группой клириков и паломников из Русской Православной Церкви по святым местам древней Византии на территории Турции, совершил Божественную литургию.
I.4. В Селевкии Пиерии и в Силифке
Как уже писалось выше, в свое первое путешествие Павел Варнава и Марк сначала отплыли на Кипр (Деян. 13:4) из древней Селевкии (Селевкия Пиерия), чьи руины находятся ныне в турецкой провинции Хатай на месте приморского поселка Чевлик (Çevlik), вблизи города Самандаг (Samandağ). Морские путешествия в новозаветные времена были такими же трудными, как и в библейские. Средиземное море контролировали римляне (2, с.252) Предположительно, Павел и его спутники плыли на корабле с зерном или другими продуктами, отправившемся в путь в конце сентября или начале октября по относительно безопасному на море маршруту (там же). Сами рассказы о морских путешествиях, приведенные в Деяниях святых Апостолов, читаются словно вахтенный журнал. По мнению экспертов, они являются самыми захватывающими повествованиями о путешествиях во всей древней литературе.
Селевкия, построенная в 300 г. до РХ Селевком I Никатором — основателем династии Селевкидов и названная им в свою честь, была морским портом сирийской столицы Антиохии (Антиохии Великой), прилегающий к устью реки Оронт (ныне Эль-Аси ). Древняя Антиохия обозначена сегодня на карте как турецкий город Antakya, находящийся на юго-западном побережье, в 25 километрах от впадения в Средиземное море. Селевкия Пиерия былa рано обращена в христианство. Сохранились сведения, что во времена походов крестоносцев этот известный в Малой Азии портовый город назывался «Святой Симеон». Такое название связано с тем, что в окрестностях Антиохии находится Дивная гора, где подвизался родившийся в 521 году в Антиохии преподобный Симеон Столпник (Младший, Дивногорец), чей день памяти отмечается в православном календаре 24 мая/ 6 июня. До сего дня сохранились развалины древнего монастыря, который, по преданию, построил святой Симеон на Дивной горе (См.: 10).
Отметим, что слово «Селевкия» является названием нескольких городов эллинистического и римского периодов на Ближнем Востоке и в Малой Азии. В турецкой провинции Мерсин, в 90 километрах западнее одноименного города находится город Силифке (Silifke), известный также как Селевкия-на-Каликадне, Селевкия Исаврийская или Селевкия Трахеотис.Город Силифке, называвшийся и Селевкией, был основан в III веке до РХ одним из полководцев Александра Македонского — Селевком. Упадок города, достигшего расцвета в римские времена, наступил по причине опустошительных набегов арабов в Византийский период. В XII веке город стал объектом борьбы между киликийскими армянами, византийцами, крестоносцами и сельджуками. Возле Силифке 10 июня 1190 года при переправе реки Селиф упал с коня участвующий в Третьем крестовом походе в Святую Землю император Священной Римской империи Фридрих I Гогенштауфен ( 1122—1190), имевший прозвище «Барбаросса» (из-за своей рыжей бороды: от итал. barba — «борода», rossa — «рыжая»). Император упал с коня, был подхвачен течением реки и захлебнулся в воде. В других источниках встречается, впрочем, другие названия реки Cелиф – Гёксу и Каликадн.
Город Селифке знаменит еще и тем, что в его окрестностях находится пещерная церковь, где, согласно церковному преданию, долгие годы жила преследуемая языческими жрецами раннехристианская святая, почитаемая в лике равноапостольных, первомученица Фёкла (30-е годы I века— II век). По другой легенде, пещера cвятой Феклы расположена в небольшом сирийском городе Маалула в 55 километрах к северо-востоку от Дамаска.
О ее житии пойдет повествование во второй части паломнических записок. По данным турецких историков, возвышающаяся над природной пещерой церковь св. Фёклы построена в 337 году по повелению императора Константина Великого. Стены самой церкви размерами 37 на 55 метров когда-то были отделаны мрамором, а полы украшала мозаика. Кроме того, в церкви были два ряда коринфских колонн. Их фрагменты, а также археологические находки и этнографические экспонаты можно увидеть в музее Силифке.
I.5. В Антиохии Сирийской
Почти на самой юго-западной границе Турции с Сирией находится Антиохия Сирийская (в древности Антиохия-на-Оронте) – самый знаменитый из 16-ти городов эллинистического мира, носивших имя Антиохия. В настоящее время — это город Антакья (Antakya), центр турецкого ила Хатай. При римлянах Антиохия была административным центром Сирии и третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии. В годы расцвета в городе предположительно жило более полумиллиона человек. Здесь была крупная иудейская община, славился город и как крупный культурный центр. После гибели Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима в Антиохию (2, с. 254). С этого моментa и начинается история одной из самых крупных и деятельных раннехристианских Церквей. Здесь многие местные жители были обращены в христианство. Именно в эту же митрополию неизменно возвращался Павел после своих миссионерских путешествий (Деян.15:35). Из Атталии морем возвратились Павел и Варнава в Антиохию, откуда и начали свое первое путешествие. Они собрали в городе все общество христиан и поведали ему, «что сделали не они сами, а Бог через них». Больше года Павел и Варнава наставляли здесь новообращенных.
По сказаниям, сохранившимся у древних церковных писателей – Евсевия Кесарийского (ок. 263-340), Софрония Евсевия Иеронима (342-419 или 420), Феофилакта Симокатта (нач. VII в.), в Антиохии родился сподвижник cвятого апостола Павла cвятой апостол и евангелист Лука. В городе жил и учитель Симеон, «называемый Нигер» (Деян. 13: 1) — учитель Антиохийской Церкви. Вероятно, он был африканцем и, может быть, тем самым Симоном Киринеянином, который нес крест Иисуса Христа (2, с.213). Известен был и другой учитель Антиохийской Церкви – Манаил, бывший совоспитанником четвертовласника Ирода Антипы (Деян. 13:1). Славу этому городу добавили епископ Антиохийской Церкви, святой Игнатий Богоносец (†II в.) и почитаемый в лике преподобномучеников пресвитер Лукиан Антиохийский (†312), создавший известную богословскую школу. Из Антиохийской церкви вышли многие святые: родившийся в Антиохии святитель Иоанн Златоуст (†407); преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780); преподобный Иларион Великий (†ок. 371); преподобный Ефрем Сирин и многие другие. В 268 году на Антиохийском соборе был осужден епископ Павел І Самосатский (†275), отрицавший божество Иисуса Христа. C 451 года Антиохийская Церковь приобрела статус Патриархата, а конце V — начале VI века она была ослаблена монофизитской смутой. С 637 года Церковь попала под власть арабов, а в начале XVI века захвачена турками и пришла в упадок. Однако Антиохийская Православная Церковь существует до сих пор, но её центр ещё в средние века перенесён в Дамаск. В 526 году этот древняя Антиохия была уничтожена сильным землетрясением. В 1098—1268 годах город стал столицей созданного крестоносцами Антиохийского княжества. После его падения и сама Антиохия пришла в упадок, в 1516 году она была завоёвана турками.
Одной из самых известных достопримечательностей окрестных мест современного города является церковь-грот святого апостола Петра, устроенная на склоне горы Сетирис.
По преданию, именно здесь в новозаветные времена «учили немалое число людей» Варнава и Павел и проповедовал апостол Петр. В турецких справочниках-путеводителях эта церковь-грот значится как «самая первая христианская церковь» и якобы слово «христиане» впервые вошло в употребление тоже именно здесь. Первое известное упоминание термина «христиане» (в значении — последователи Иисуса Христа) в контексте священных писаний можно обнаружить в Деяниях (11:26), где говорится: «…ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами».
Внутри церкви-грота над престолом устроена скульптура апостола. Здесь же находится купель-крестильня, построенная в III веке по повелению царя государства Селевкидов Антиоха I Сотера (324 — 261 до РХ; cм.: 3,с. 106).
Испещренную гротами и искусственными пещерами гору над церковью святого апостола Петра называют Крестовой. На этой и соседней с нею горе Силпиус (Mount Silpius) сосредоточены многие развалины и части стен древних построек Антиохии Сирийской. Из других памятников старины в Антакье можно отметить фундамент и стены византийской церкви, возведенные в свою очередь на месте античного храма. Ныне эта церковь перестроена в мечеть Хабиби-Наккар.
В Антакье среди паломников и туристов очень популярен Археологический музей, имеющий богатейшую коллекцию древних мозаик.
В залах музея выставлены римские и византийские напольные мозаики II –V вв., обнаруженные в 1930 году в ходе раскопок, проведенных в городе Дафне сотрудниками Принстонского университета.
I.6. И снова – в Анталии
…Однако вернемся из Антакьи в Анталью, откуда позже продлилось паломничество автора этих строк в сторону Коньи (Иконии). Глядя из машины на позеленевшие по весне обочины дорог и простиравшиеся за ними плодоносные земли, повсеместно замечаешь бело-розовое цветение абрикосов, какие встречаются иногда и около развалин древних христианских памятников. В голову приходят мысли и о том, что появились заметные островки «цветения» православной веры и на карте мусульманской страны. В последнее десятилетие в Турции происходят перемены в области свободы вероисповедания. Так, в 2000-м году православные получили возможность совершать службы в храме святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Демре). В декабре 2004 года турецкое информационное агентство «Anatolia» сообщило об открытии в курортном городе Белек на побережье Средиземного моря культурно-духовного центра «Сад религий», где расположились здания мечети, церкви и синагоги. Правда, у мусульман страны открытие такого центра вызвало некоторое беспокойство. А по замыслу властей этот «Сад религий» в одном из лучших курортно-туристических центров Турции, куда ежегодно прибывают миллионы иностранцев, будет символизировать «религиозную толерантность» страны. В 2010 году впервые после выселения греческого православного населения в рамках так называемого «греко-турецкого обмена населения» в соответствии с положениями Лозаннской конференции Патриарх Варфоломей отслужил литургию в православном Сумельском монастыре, возведённом в конце IV – начале V века на меловой скале Трабзона (ранее — Трапезунд). Однако стало известно, что в том же Трабзоне в первой половине февраля 2011 года исламисты, скандируя националистические лозунги, забросали католическую церковь св. Марии бутылками с «коктейлем Молотова». По данным швейцарского агентства «KIPA», в одной из бутылок полиция обнаружила записку с угрозой: «Либо вы удалите крест с крыши церкви, либо мы сделаем это сами». Пять лет назад священник этой церкви итальянец Андреа Санторе был убит 18-летним подростком-исламистом. Камеры наблюдения зафиксировали нападавших на церковь, но турецкая полиция так и не сообщила в печати, удалось ли ей обнаружить исламистов.
Уже несколько лет представители Армянской Апостольской Церкви торжественно отмечают день памяти cвятого апостола Филиппа на месте храма-мартирия в Иераполисе — на территории нынешнего заповедника Памуккале (Cм.: 8). Здесь же проводят свои богослужения и группы католиков из числа организованных пилигримов.
По некоторым данным, в Анталье находится самая многочисленная в стране русскоязычная община, состоящая из эмигрантов, работников совместных предприятий и организаций, туристов и отдыхающих. В 2010 году в мусульманском городе на канонической территории Константинопольского Патриархата открылся русский православный приход в храме святого Алипия Столпника. Годом раньше в церкви «Сада религий» в Белеке состоялось первое богослужение для русскоязычной общины. Божественные литургии в приходе Антальи совершаются на церковно-славянском языке.
Храм святого Алипия Столпника, построенный в 1841 году, находится в районе Калеи-чи исторического центра города, недалеко от парка Караолу и здания Генерального консульства Российской Федерации.Настоятелем русской общины, насчитывающей ныне около пятидесяти человек, является великий иерокирикс (проповедник, звание при цареградской Софийской церкви. Примечание автора) Константинопольского Патриархата, архимандрит Виссарион (Комзиас) родом из Греции. В 2006 году он начал учебу в Санкт-Петербургской православной духовной академии, а через три года в Стамбуле был рукоположен в пресвитера. В середине июля 2012 года Константинопольский Патриарх Варфоломей и митрополит Писидийский Сотирий, а с ними и большая группа паломников из Греции посетили церковь святого Алипия. После литургии Патриарх Варфоломей обратился к прихожанам с проповедью и благословил каждому присутствовавшемому в церкви антидор и иконку Божией Матери.
В здании Русского Общества Антальи ныне действует «Школа православия» для детей и взрослых, которой руководит отец Михаил (Анищенко) из того же храма святого Алипия Столпника. Отец Михаил служит литургии и в церкви св. великомученика и Победоносца Георгия в городе Алания, расположенном на побережье Средиземного моря, в 138 километрах от Антальи. В окрестностях Алании можно видеть развалины храмов византийской архитектуры. Турецкое население называет расположенную внутри крепости церковь св. Георгия «Айя Йорги» (3, с. 98). Это одно из немногих в Аланье античных построек, дошедших до нас из времен, предшествовавших турецко-исламскому периоду.
Самостоятельно добраться до храма св. Георгия в Аланье нелегко, поэтому в дни богослужений верующие собираются утром на площади у местного муниципалитета, а далее по инициативе «Общества взаимопомощи и сотрудничества русскоговорящих г. Аланьи» («ARDID») их доставляют на заказном автобусе в храм.Имеются некоторые новости и у живущих в Турции западных христиан. Так, в 2004 году в центре Антальи, недалеко от античных ворот римского императора Адриана (Публий Элий Траян Адриан; 76-138), при поддержке Конференции католических епископов Германии была открыта христианская часовня св. Николая, где совершают свои богослужения немецкие католики и протестанты.
Продолжение следует.
Литература:
1. Bakirci N.(Dr.)Konya & Mevlana.- (?),2010. 2. Библейская энциклопедия./Перевод с англ.- М.: Российское Библейское Общество, 1995. 3. Жира О. Турция. Колыбель цивилизации. Комплексный путеводитель. — Анкара – Стамбул, 2011. 4.Ercenk G. Antalya. Geschichte, Kultur, Natur.- Antalya Promotion und Tourismus Entwiklung Gmbh, 2012. 5. Mustafapasa (Sinasos), the city of cun, is calling you.- Mustafapasa Municipality.(б.г.) 6. Ламек Ж. Каппадокия. — Cтамбул, 2010. 7. Юдин Г. Сокровенная Каппадокия.-М.: «Белый город», 2010. 8. Иераполис (ныне – Памуккале). По следам св. апостола Филиппа.-См.: http://www.pravoslavie.ru/smi/57821.htm 9. В амманской пещере Семи спящих отроков: Из путевых заметок по Иордании.-См.: http://www.pravoslavie.ru/put/070529110112.htm 10.Самандаг.-См.:http://www.travelled.ru/travel/200705/10.shtml