
Часть первая
I.1. В Памфилийском порту Атталия (ныне – Анталья)
… Анатолия, Анталья, Анатолий – слова родственные. Анатолией (тур. Anadolu; греч. Anatolē – восток, восход солнца) жители современной Турции называют полуостров Малая А́зия на западе Азии азиатские владения своей страны и срединную часть ее территории. В разные исторические периоды земли Малой Азии полностью или частично входили в состав различных государственных образований, а после разделения Римской империи они находились в составе Византии.
В древние времена, с V—IV вв. до РХ, вся Малая Азия носила название Анатолия, а ее жители — анатолийцами. Разумеется, что и мужское русское имя Анатолий является производным от наименования этой восточной земли и ассоциируется с понятиями «восточный», «восток» и «восход солнца». Территория современной Турции содержит еще не до конца изученные духовные сокровища древней Византии, свидетельствующие о мастерстве храмостроительства и церковно-прикладного искусства, о жизни и подвигах многих православных святых первых веков христианства. Приморский город Анталья, расположенный на южном побережье Малой Азии, откуда в первой половине марта 2013 года и начиналось очередное паломничество в Турцию автора этих строк, назывался в библейские времена Атталией, входившей в подвластную с 103 года до РХ римлянам провинцию Памфилия (Деян. 27:5). Памфилия занимала в южной части Малой Азии узкую полосу земли между Киликией на востоке и Ликией на западе. Она пересекалась отрогами Тавра и орошалась горными реками. Памфилийцы представляли собой смешанный народ: это киликийцы, финикийцы и греки (2, c. 270). Известно, что иудеи из Памфилии приезжали в Иерусалим на праздник Пятидесятницы и слушали проповедь Петра и других апостолов (Деян. 2:10). Памфилийская Атталия своим названием обязана военноначальнику и царю Пергамы — Атталу II Филадельфу (скончался в 137 г.), восстановившему после войн этот город и превратившему его природную гавань в своe владение (3, c. 90).
Ныне эта древняя гавань служит портом современной Антальи и с высоты птичьего полета напоминает форму подковы. Полукругом огибают ее и старые оборонительные стены, которые вместе с прилегающими к морю кварталами входят в исторический центр Калеичи. В этом районе находятся развалины древней византийской церкви («Панагии»?; V в.), на фундаменте которой в XII веке мусульмане построили Джуму (Пятничную) мечеть.
Рядом с ней мусульмане возвели минарет, но его верхняя часть в 1851 году была сильно повреждена по причине вспыхнувшего пожара (3, c.90). По другой версии, в минарет ударила молния, и он обрушился. С тех пор в народе сама мечеть в Калеичи называется «Мечетью со срезанным минаретом». В справочниках значится, что и городской Этнографический музей (или – «Музей Калеичи») располaгается в здании бывшей православной церкви Св. Георгия (XIX в.).
В другом крупном музее Антальи — Археологическом, вошедшем в список наиболее известных археологических коллекций мира, представлены редкие мозаики и другие уникальные артефакты византийской эпохи, найденные при раскопках в Ксантосе, а также на территории древней Пергии.
Cреди более чем пяти тысяч музейных экспонатов представлены фрагменты алтарей и иконы, собранные из различных православных церквей, в том числе и из церкви св. Николая в Демре.
В одной из витрин музея установлен мощевик с частицами мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
В турецкой справочной литературе можно встретить следующие гипотетические рассуждения: в начале XI века итальянские купцы из Бари якобы «вывезли не все останки, либо то были останки не св. Николая»; и «нет стопроцентной определенности насчет того, где именно нaходятся мощи св. Николая Угодника» (3, с.85). Между тем, власти Турции неоднократно в последние годы обращались к Правительству Италии и Святому Престолу в Ватикане «с требованием вернуть украденные мощи». При этом Анкара ссылалась на якобы «обнаруженное археологами Турции … завещание святого Николая быть похороненным в Мирах Ликийских». Католические СМИ Италии деликатно ответили авторам официальных бумаг: это было «священное воровство» ради спасения мощей от вандалов, цинично и веками уничтожавших следы христианства на завоеванных землях. Они же смело адресовали мусульманской стороне вопрос: не продиктовано ли ее желание владеть мощами одного из самых почитаемых христианских святых исключительно экономическими интересами — для притока в Дембре паломников и туристов?!
Невзирая на все дипломатические споры Анкары и Рима, в дни памяти великого угодника Божия православные богомольцы и паломники группами и поодиночке приходят в музей археологических древностей, чтобы помолиться и приложиться к его мощам, находящимся под спудом…
Однако возвратимся в Старый город и у скал древней гавани Антальи откроем Деяния святых Апостолов, чтобы в процессе чтения посланий апостола Павла (+ 67 г.) совершить экскурс в новозаветные времена. Даже в наше время послания Павла считаются блестящими литературными произведениями, где гениальная богословская мысль охватывает Бога, веру, этику и эсхатологию.

Апостол Павел
Феофан Грек. Деисусный чин, конец XIV- начало XV века.
Благовещенский собор в Московском Кремле.
I.2. В родном городе апостола Павла — Тарсе
В первое миссионерское путешествие родившийся в Тарсе Павел отправился в 45 или 46 году (2, c. 344) из Селевкии (Селевкия Пиерия) – портовой гавани Антиохии Сирийской, расположенной ныне в Турции, недалеко от границы с Сирией. Вместе с Павлом на Кипр отплыли Варнава и его племянник Иоанн Марк (Деян. 13:4) , позже отставший от них во время этого путешествия. Варнава (Бар Набба), «сын утешения» – это было прозвище родившегося на Кипре левита по имени Иосия – христианина, состоявшего членом иерусалимской общины (2, с. 197). Узнав об успешном распространении Слова Божия в Антиохии, эта община послала туда щедрого и добросердечного Варнаву, чтобы он посодействовал в Антиохии новым христианам. Варнава отправился в расположенный на Киликийской равнине город Тарс с намерением попросить о помощи новообращенного Павла. Здесь он разыскал Павла, вернувшегося в отеческий дом после своего обращения в Дамаске. Павел познакомился и сблизился с Варнавой в Иерусалиме, где христиане знали, что Варнава продал свою землю и положил вырученные деньги к ногам апостолам. Варнава тепло встретил Павла в отличие от тех иерусалимских христиан, которые с подозрением относились к нему, бывшему в молодости фарисеем и противником христианства. Кроме того, многие помнили, что Павел присутствовал при побиении камнями христианина Стефана и одобрял его казнь (Деян. 7:58; 8:1). Варнава ввел Павла в среду апостолов (Деян. 9:26) и позднее привел его из Тарса в Антиохию, где они пробыли приблизительно до 45 года, то есть до того времени, когда антиохийские христиане послали помощь своим голодающим братьям в Иерусалим. Во время пребывания в Антиохии Павел и Варнава основали новые общины среди язычников.
В наши дни родной город апостола Павла — Тарс — обозначен на современной карте Турции как Тарсус (тур. Tarsus).
Он расположен на реке Тарсус-чай (в древности — Кидн) в 16 километрах от Средиземного моря в южной провинции Мерсин. Тарсус находится приблизительно в 30 километрах северо-восточнее главного города провинции Мерсин, рядом с автомагистралью Мерсин-Адана. Основанный ассирийским царем Сеннахирибом (705—681 РХ ) Тарс в древности был главным городом Киликии. Иудеи этой земли имели свою собственную синагогу в Иерусалиме (Деян. 6:9). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян. 22: 3) от еврейских родителей: его отец был фарисей и имел права римского гражданина. Сын, вероятно, имел с самого рождения два имени: еврейское Савл («испрошенный») и римское Павел («маленький»). По мнению некоторых западных источников, евреи в течение римского владычества обыкновенно имели одно еврейское и одно римское имя. Вспомним, например, имена Иоанн Марк и Иисус Иуст (Деян. 12: 12; Кол. 4: 11).
На родину Павла, в Тарс Киликийский, христианство распространилось из Антиохии Сирийской. По преданию, одним из первых христиан этого города был Иасон – один из 70 апостолов, ученик святого апостола Павла. Он также происходил из Тарса и был поставлен в нем своим учителем во епископа.
История Тарса связана и со священномучеником Иулианом Аназаврским, или Тарсийским († между 305 и 311), пострадавшем в Антиохии Сирийской при императоре Галерии Максимиане (305—311). День памяти этого святого у восточных христиан отмечается 21 июня, у западных — 16 марта. Сохранились сведения, что уже в первые века христианства мощи почитаемого Православной и Католической Церквями священномученика Иулиана прославились чудесами.

Священномученик Иулиан Аназаврский, или Тарсийский
В истории Церкви известны также христианский подвижник из этого города, преподобный Адолий Тарсянин, Иерусалимский (IV в.), и пострадавший при императоре Диоклетиане (284–305) мученик Диомид Тарсянин, лечивший не только от телесных, но и от душевных болезней. Он просветил верой во Христа и крестил многих язычников. Его память отмечается в календаре16/ 29 августа.

Мученик Диомид Тарсянин
В городе Тарсе родилась и святая Пелагея (Пелагия), пострадавшая за Христа в 287 году во время правления императора Диоклетиана (284-305 гг.). Дни памяти этой святой – 4 мая и 7 октября.

Святая Пелагия Тарсийская
Тарс Киликийский прославили своими трудами философы-стоики Афинодор ( I век до РХ), Архедем (175 -115 до РХ) и греческий ритор Гермоген (ок. 160 – 230).
Достопримечательностью современного Тарсуса является расположенный на одной из городских улиц рядом с овощным рынком древний колодец, названный в честь апостола Павла. Колодезная вода считается целебной (3, с. 103). Рядом с этим неглубоким колодцем находится и так называемый «Дом Апостола».
Другой достопримечательностью Тарсуса является расположенная в его пригороде Улу Джами (Ulu Cami) единственная сохранившаяся древняя церковь св. Павла. Ее каменное здание было возведено в XII веке.
Известно, что спустя семь столетий в этой церкви проходили православные богослужения. С северной стороны мастерами были устроены небольшая колокольня и окно в форме креста. В 1943 году церковное здание перешло в государственную собственность и некоторое время использовалось местными властями как складское помещение, но позже было превращено в музей. Внутри церкви предназначенная для иконостаса стена ныне совсем пуста, сохранились лишь отдельные фрагменты потолочных фресок.
I.3. В Пергии, где благовествовали Павел и Варнава
Первым городом, который по прибытии в порт Атталии посетили Павел, Варнава и сопровождавший их Иоанн Марк, была Пергия ( на современной турецкой карте — Перге) на реке Кестр, стоявшая на торговом пути, ведущем из Киликии через Атталию в Писидию.
Ныне развалины этого древнего города, являвшегося когда-то центром провинции Памфилия (Деян. 13:13; 14:25), расположены возде деревни Муртана, в 18 километрах от Анталии. Пергия, где апостол Павел начал свою евангельскую проповедь на территории Малой Азии, неоднократно упоминается в книге Деяний апостольских. На обратном пути в Антиохию они проповедовали здесь Евангелие (Деян. 14:25). Святой апостол посетил Пергию также во время своего второго миссионерского путешествия, на этот раз вместе с апостолами Силой и Тимофеем.
В 333 году до РХ Пергия была захвачена Александром Македонским, а после его смерти – селевкидами и пергамцами (2, с. 93). Во II столетии Пергия попала под влияние Рима и в IV веке, подчинившись Византии, приняла христианство. В древности в Пергию можно было въехать с трех сторон. Южные ворота, по соседству с которыми находились две базилики, были главными, и их развалины сохранились до наших дней.
Через Пергию крестообразно – с севера на юг и с востока на запад – были проложены улицы с колоннадами (Там же).
В Пергии сохранились древнее здание стадиона, на арене которого, по мнению экспертов-историков, «приносились в жертву христиане», а также здание театра, где «мог проповедовать апостол Павел», а также алтарная стена воздвигнутого в VI веке и освященного во имя святого апостола Павла христианского храма, разрушенного в средние века.
В алтарной апсиде этого храма сохранился полуразрушенный камень, напоминающий формой святой престол. Памятным событием для Пергии стал день 21 мая 2010 года, когда на руинах этого храма архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа), путешествовавший с группой клириков и паломников из Русской Православной Церкви по святым местам древней Византии на территории Турции, совершил Божественную литургию.
I.4. В Селевкии Пиерии и в Силифке
Как уже писалось выше, в свое первое путешествие Павел Варнава и Марк сначала отплыли на Кипр (Деян. 13:4) из древней Селевкии (Селевкия Пиерия), чьи руины находятся ныне в турецкой провинции Хатай на месте приморского поселка Чевлик (Çevlik), вблизи города Самандаг (Samandağ). Морские путешествия в новозаветные времена были такими же трудными, как и в библейские. Средиземное море контролировали римляне (2, с.252) Предположительно, Павел и его спутники плыли на корабле с зерном или другими продуктами, отправившемся в путь в конце сентября или начале октября по относительно безопасному на море маршруту (там же). Сами рассказы о морских путешествиях, приведенные в Деяниях святых Апостолов, читаются словно вахтенный журнал. По мнению экспертов, они являются самыми захватывающими повествованиями о путешествиях во всей древней литературе.
Селевкия, построенная в 300 г. до РХ Селевком I Никатором — основателем династии Селевкидов и названная им в свою честь, была морским портом сирийской столицы Антиохии (Антиохии Великой), прилегающий к устью реки Оронт (ныне Эль-Аси ). Древняя Антиохия обозначена сегодня на карте как турецкий город Antakya, находящийся на юго-западном побережье, в 25 километрах от впадения в Средиземное море. Селевкия Пиерия былa рано обращена в христианство. Сохранились сведения, что во времена походов крестоносцев этот известный в Малой Азии портовый город назывался «Святой Симеон». Такое название связано с тем, что в окрестностях Антиохии находится Дивная гора, где подвизался родившийся в 521 году в Антиохии преподобный Симеон Столпник (Младший, Дивногорец), чей день памяти отмечается в православном календаре 24 мая/ 6 июня. До сего дня сохранились развалины древнего монастыря, который, по преданию, построил святой Симеон на Дивной горе (См.: 10).
Город Силифке, называвшийся и Селевкией, был основан в III веке до РХ одним из полководцев Александра Македонского — Селевком. Упадок города, достигшего расцвета в римские времена, наступил по причине опустошительных набегов арабов в Византийский период. В XII веке город стал объектом борьбы между киликийскими армянами, византийцами, крестоносцами и сельджуками. Возле Силифке 10 июня 1190 года при переправе реки Селиф упал с коня участвующий в Третьем крестовом походе в Святую Землю император Священной Римской империи Фридрих I Гогенштауфен ( 1122—1190), имевший прозвище «Барбаросса» (из-за своей рыжей бороды: от итал. barba — «борода», rossa — «рыжая»). Император упал с коня, был подхвачен течением реки и захлебнулся в воде. В других источниках встречается, впрочем, другие названия реки Cелиф – Гёксу и Каликадн.
Город Селифке знаменит еще и тем, что в его окрестностях находится пещерная церковь, где, согласно церковному преданию, долгие годы жила преследуемая языческими жрецами раннехристианская святая, почитаемая в лике равноапостольных, первомученица Фёкла (30-е годы I века— II век). По другой легенде, пещера cвятой Феклы расположена в небольшом сирийском городе Маалула в 55 километрах к северо-востоку от Дамаска.
О ее житии пойдет повествование во второй части паломнических записок. По данным турецких историков, возвышающаяся над природной пещерой церковь св. Фёклы построена в 337 году по повелению императора Константина Великого. Стены самой церкви размерами 37 на 55 метров когда-то были отделаны мрамором, а полы украшала мозаика. Кроме того, в церкви были два ряда коринфских колонн. Их фрагменты, а также археологические находки и этнографические экспонаты можно увидеть в музее Силифке.
I.5. В Антиохии Сирийской
Почти на самой юго-западной границе Турции с Сирией находится Антиохия Сирийская (в древности Антиохия-на-Оронте) – самый знаменитый из 16-ти городов эллинистического мира, носивших имя Антиохия. В настоящее время — это город Антакья (Antakya), центр турецкого ила Хатай. При римлянах Антиохия была административным центром Сирии и третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии. В годы расцвета в городе предположительно жило более полумиллиона человек. Здесь была крупная иудейская община, славился город и как крупный культурный центр. После гибели Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима в Антиохию (2, с. 254). С этого моментa и начинается история одной из самых крупных и деятельных раннехристианских Церквей. Здесь многие местные жители были обращены в христианство. Именно в эту же митрополию неизменно возвращался Павел после своих миссионерских путешествий (Деян.15:35). Из Атталии морем возвратились Павел и Варнава в Антиохию, откуда и начали свое первое путешествие. Они собрали в городе все общество христиан и поведали ему, «что сделали не они сами, а Бог через них». Больше года Павел и Варнава наставляли здесь новообращенных.
По сказаниям, сохранившимся у древних церковных писателей – Евсевия Кесарийского (ок. 263-340), Софрония Евсевия Иеронима (342-419 или 420), Феофилакта Симокатта (нач. VII в.), в Антиохии родился сподвижник cвятого апостола Павла cвятой апостол и евангелист Лука. В городе жил и учитель Симеон, «называемый Нигер» (Деян. 13: 1) — учитель Антиохийской Церкви. Вероятно, он был африканцем и, может быть, тем самым Симоном Киринеянином, который нес крест Иисуса Христа (2, с.213). Известен был и другой учитель Антиохийской Церкви – Манаил, бывший совоспитанником четвертовласника Ирода Антипы (Деян. 13:1). Славу этому городу добавили епископ Антиохийской Церкви, святой Игнатий Богоносец (†II в.) и почитаемый в лике преподобномучеников пресвитер Лукиан Антиохийский (†312), создавший известную богословскую школу. Из Антиохийской церкви вышли многие святые: родившийся в Антиохии святитель Иоанн Златоуст (†407); преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780); преподобный Иларион Великий (†ок. 371); преподобный Ефрем Сирин и многие другие. В 268 году на Антиохийском соборе был осужден епископ Павел І Самосатский (†275), отрицавший божество Иисуса Христа. C 451 года Антиохийская Церковь приобрела статус Патриархата, а конце V — начале VI века она была ослаблена монофизитской смутой. С 637 года Церковь попала под власть арабов, а в начале XVI века захвачена турками и пришла в упадок. Однако Антиохийская Православная Церковь существует до сих пор, но её центр ещё в средние века перенесён в Дамаск. В 526 году этот древняя Антиохия была уничтожена сильным землетрясением. В 1098—1268 годах город стал столицей созданного крестоносцами Антиохийского княжества. После его падения и сама Антиохия пришла в упадок, в 1516 году она была завоёвана турками.
Одной из самых известных достопримечательностей окрестных мест современного города является церковь-грот святого апостола Петра, устроенная на склоне горы Сетирис.
По преданию, именно здесь в новозаветные времена «учили немалое число людей» Варнава и Павел и проповедовал апостол Петр. В турецких справочниках-путеводителях эта церковь-грот значится как «самая первая христианская церковь» и якобы слово «христиане» впервые вошло в употребление тоже именно здесь. Первое известное упоминание термина «христиане» (в значении — последователи Иисуса Христа) в контексте священных писаний можно обнаружить в Деяниях (11:26), где говорится: «…ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами».
Внутри церкви-грота над престолом устроена скульптура апостола. Здесь же находится купель-крестильня, построенная в III веке по повелению царя государства Селевкидов Антиоха I Сотера (324 — 261 до РХ; cм.: 3,с. 106).
Испещренную гротами и искусственными пещерами гору над церковью святого апостола Петра называют Крестовой. На этой и соседней с нею горе Силпиус (Mount Silpius) сосредоточены многие развалины и части стен древних построек Антиохии Сирийской. Из других памятников старины в Антакье можно отметить фундамент и стены византийской церкви, возведенные в свою очередь на месте античного храма. Ныне эта церковь перестроена в мечеть Хабиби-Наккар.
В Антакье среди паломников и туристов очень популярен Археологический музей, имеющий богатейшую коллекцию древних мозаик.
В залах музея выставлены римские и византийские напольные мозаики II –V вв., обнаруженные в 1930 году в ходе раскопок, проведенных в городе Дафне сотрудниками Принстонского университета.
I.6. И снова – в Анталии
…Однако вернемся из Антакьи в Анталью, откуда позже продлилось паломничество автора этих строк в сторону Коньи (Иконии). Глядя из машины на позеленевшие по весне обочины дорог и простиравшиеся за ними плодоносные земли, повсеместно замечаешь бело-розовое цветение абрикосов, какие встречаются иногда и около развалин древних христианских памятников. В голову приходят мысли и о том, что появились заметные островки «цветения» православной веры и на карте мусульманской страны. В последнее десятилетие в Турции происходят перемены в области свободы вероисповедания. Так, в 2000-м году православные получили возможность совершать службы в храме святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Демре). В декабре 2004 года турецкое информационное агентство «Anatolia» сообщило об открытии в курортном городе Белек на побережье Средиземного моря культурно-духовного центра «Сад религий», где расположились здания мечети, церкви и синагоги. Правда, у мусульман страны открытие такого центра вызвало некоторое беспокойство. А по замыслу властей этот «Сад религий» в одном из лучших курортно-туристических центров Турции, куда ежегодно прибывают миллионы иностранцев, будет символизировать «религиозную толерантность» страны. В 2010 году впервые после выселения греческого православного населения в рамках так называемого «греко-турецкого обмена населения» в соответствии с положениями Лозаннской конференции Патриарх Варфоломей отслужил литургию в православном Сумельском монастыре, возведённом в конце IV – начале V века на меловой скале Трабзона (ранее — Трапезунд). Однако стало известно, что в том же Трабзоне в первой половине февраля 2011 года исламисты, скандируя националистические лозунги, забросали католическую церковь св. Марии бутылками с «коктейлем Молотова». По данным швейцарского агентства «KIPA», в одной из бутылок полиция обнаружила записку с угрозой: «Либо вы удалите крест с крыши церкви, либо мы сделаем это сами». Пять лет назад священник этой церкви итальянец Андреа Санторе был убит 18-летним подростком-исламистом. Камеры наблюдения зафиксировали нападавших на церковь, но турецкая полиция так и не сообщила в печати, удалось ли ей обнаружить исламистов.
Уже несколько лет представители Армянской Апостольской Церкви торжественно отмечают день памяти cвятого апостола Филиппа на месте храма-мартирия в Иераполисе — на территории нынешнего заповедника Памуккале (Cм.: 8). Здесь же проводят свои богослужения и группы католиков из числа организованных пилигримов.
По некоторым данным, в Анталье находится самая многочисленная в стране русскоязычная община, состоящая из эмигрантов, работников совместных предприятий и организаций, туристов и отдыхающих. В 2010 году в мусульманском городе на канонической территории Константинопольского Патриархата открылся русский православный приход в храме святого Алипия Столпника. Годом раньше в церкви «Сада религий» в Белеке состоялось первое богослужение для русскоязычной общины. Божественные литургии в приходе Антальи совершаются на церковно-славянском языке.
Настоятелем русской общины, насчитывающей ныне около пятидесяти человек, является великий иерокирикс (проповедник, звание при цареградской Софийской церкви. Примечание автора) Константинопольского Патриархата, архимандрит Виссарион (Комзиас) родом из Греции. В 2006 году он начал учебу в Санкт-Петербургской православной духовной академии, а через три года в Стамбуле был рукоположен в пресвитера. В середине июля 2012 года Константинопольский Патриарх Варфоломей и митрополит Писидийский Сотирий, а с ними и большая группа паломников из Греции посетили церковь святого Алипия. После литургии Патриарх Варфоломей обратился к прихожанам с проповедью и благословил каждому присутствовавшемому в церкви антидор и иконку Божией Матери.
В здании Русского Общества Антальи ныне действует «Школа православия» для детей и взрослых, которой руководит отец Михаил (Анищенко) из того же храма святого Алипия Столпника. Отец Михаил служит литургии и в церкви св. великомученика и Победоносца Георгия в городе Алания, расположенном на побережье Средиземного моря, в 138 километрах от Антальи. В окрестностях Алании можно видеть развалины храмов византийской архитектуры. Турецкое население называет расположенную внутри крепости церковь св. Георгия «Айя Йорги» (3, с. 98). Это одно из немногих в Аланье античных построек, дошедших до нас из времен, предшествовавших турецко-исламскому периоду.
Имеются некоторые новости и у живущих в Турции западных христиан. Так, в 2004 году в центре Антальи, недалеко от античных ворот римского императора Адриана (Публий Элий Траян Адриан; 76-138), при поддержке Конференции католических епископов Германии была открыта христианская часовня св. Николая, где совершают свои богослужения немецкие католики и протестанты.
Продолжение следует.
Литература:
1. Bakirci N.(Dr.)Konya & Mevlana.- (?),2010. 2. Библейская энциклопедия./Перевод с англ.- М.: Российское Библейское Общество, 1995. 3. Жира О. Турция. Колыбель цивилизации. Комплексный путеводитель. — Анкара – Стамбул, 2011. 4.Ercenk G. Antalya. Geschichte, Kultur, Natur.- Antalya Promotion und Tourismus Entwiklung Gmbh, 2012. 5. Mustafapasa (Sinasos), the city of cun, is calling you.- Mustafapasa Municipality.(б.г.) 6. Ламек Ж. Каппадокия. — Cтамбул, 2010. 7. Юдин Г. Сокровенная Каппадокия.-М.: «Белый город», 2010. 8. Иераполис (ныне – Памуккале). По следам св. апостола Филиппа.-См.: http://www.pravoslavie.ru/smi/57821.htm 9. В амманской пещере Семи спящих отроков: Из путевых заметок по Иордании.-См.: http://www.pravoslavie.ru/put/070529110112.htm 10.Самандаг.-См.:http://www.travelled.ru/travel/200705/10.shtml