Мы часто говорим о посте, о его необходимости в духовной жизни. По мере приближения многодневных постов даже в светских журналах начинают появляться различные статьи на эту тему, а церковные средства массовой информации начинают пестреть различными рецептами постной и вкусной пищи. Но на самом деле пост – не самая наша любимая тема. Обычно мы не очень любим говорить о воздержании от пищи. И очень часто мы находим тот или иной повод нарушить или хотя бы ослабить установленные Церковью многодневные и однодневные посты. Приведем 7 наиболее важных причин, по которым нам все-таки следует поститься:
- Библия предполагает, что верующие будут поститься. В ранней Церкви накладывали на себя пост перед отправкой миссионеров (Деян 13:1-3) и перед назначением пресвитеров (Деян 14:23). Господь Иисус Христос ожидал, что Его ученики будут поститься, после Его возвращения к Отцу (Мф 9:14-17), так же как Он ожидал, что они будут подавать милостыню и молиться (Мф 6:2-7, 16-17). Христиане должны быть послушны этому древнему Церковному установлению.
- Пост вынуждает нас сосредотачиваться на Царствии Божием. Царство Божие уже здесь (Лк 11:20), и в тоже самое время еще только грядет (Лк 22:18). Мы постимся в ожидании возвращения Жениха к Своей Невесте, это требует от нас сосредоточения на Его Царстве, а не на нашем. Пост может прекрасно показать нам, что на самом деле мы строим свое собственное царство.
- Пост вынуждает нас немного приостановиться и поразмышлять. В современном мире мы постоянно чем-то заняты, не можем выбраться из круговорота событий. Даже в церковной жизни всегда есть что-то, что нужно завершить, кого-то посетить, провести очередное собрание, прочитать еще одну книгу. Часто в связи с этим мы оставляем на потом наше собственное, личное, интимное общение с Богом. Пост – один из способов перенаправить наше внимание к Нему.
- Пост призывает нас сосредоточиться на наших самых глубоких желаниях. Мы постимся не для того, чтобы получить нечто от Бога; мы постимся потому что желаем Самого Бога и больше ничего. Пост открывает нам действительно ли встреча с вечным Богом для нас важнее временного удовлетворения потребности в пище. Это принуждает нас определиться с тем, ради чего мы на самом деле живем.
- Пост открывает, кто мы есть на самом деле. Когда голод поглощает нас во время поста, мы иногда обнаруживаем себя угрюмыми, неуравновешенными, нервными и маловерными. Другими словами, пост проливает свет на то, какие мы на самом деле. И следующим необходимым шагом становится покаяние.
- Пост напоминает нам, что мы не только лишь духовные создания. Бог создал нас одновременно духовными и телесными, но мы склоны в большей степени фокусироваться на заботе о нашей духовной стороне. Мы часто игнорируем наше физическое состояние, упуская при этом то, что мы целиком созданы по образу Божию. Пост призывает нас к вере, которая влияет на все наше существо.
- Пост напоминает нам о том, что мы не настолько сильны, насколько нам кажется. Нам часто кажется, что мы сильны, уравновешены, тверды как камень. Тем не менее, пост очень показывает наши пределы. Даже кратковременный пост срывает покров с наших попыток отрицать себя; более длительный пост напоминает нам, что мы ограниченные создания, которые умирают без питательных веществ. Все наши знания, тренировки, и опыт ничего не значат, когда тело лишено питания.
Если ты христианин и при этом никогда не постился, то подумай над следующими вопросами:
- Если Библия говорит о необходимости поста, может мне стоит хотя бы молиться об этом?
- Нужно ли мне личное время, посвященное лишь Богу?
- Хочу ли я узнать, ради чего я на самом деле живу?
- Готов ли я к тому, чтобы пролить свет на подлинного себя, а затем через пост прийти к покаянию?
- Пренебрегаю ли я своей телесностью, акцентируя внимание лишь на духовной составляющей?
- Считаю ли я себя сильным?
Вот что мы имеем в итоге: пост – это духовная дисциплина, которая призывает нас к замедлению, поиску Бога, исповеданию грехов, самоотречению и признанию своих немощей. Пост открывает нам правду – царство, ради которого мы живем, и которого желаем, – Божие или все же наше? Каждый христианин должен ответить на этот вопрос.
По материалам: The Christian Post Перевел иеромонах Афанасий (Букин)