А. Артюхов. Молодое богословие

В настоящее время Русская Православная Церковь развивает свое служение во многих направлениях. Одним из главных является научное. После разрушения отечественных богословских центров в XX веке, теология в России остановилась в своем развитии. Современным центрам изучения православного богословия приходится догонять западные богословские школы, которые не прерывали своей деятельности в минувшем столетии. Перед богословием в России стоят многие проблемы: создание научных центров, подготовка специалистов. Эти проблемы решаются, но для этого требуется много времени, энергии, затрат.

Но даже сегодня, когда богословская наука в России возрождается, можно отметить то, что различные отрасли ее развиваются неравномерно. Об этом можно сказать уже на примере студенческих научно-богословских конференций, проходящих в Санкт-Петербургской духовной академии. Конференция — это всегда показатель того, чем в данный момент времени интересуются студенты академий и семинарий нашей Родины. И эти показатели весьма интересны.

Во-первых, сразу стоит отметить, что по интенсивности участия заинтересованных людей из различных городов и весей России становится ясно, что молодые ученые с большим рвением, интересом, любознательностью и ответственностью относятся к изучению богословия. Это положительная сторона вопроса. Также существует отрицательная – небольшая заинтересованность к некоторым отраслям богословия: литургике, пастырскому богословию, каноническому праву. Наряду с этим можно увидеть очень популярные дисциплины среди студентов духовных школ – история Русской Православной Церкви, библеистика, богословие (догматическое, наука и богословие, патрология).

Стоит обратить внимание на количество участников студенческих научно-богословских конференций Санкт-Петербургской православной духовной академии по разным отраслям богословия в 2012 и 2013 годах, темы изучения, сделать выводы по полученным результатам. Отметим сразу, что двухгодичный опыт не может претендовать на звание обширной статистики, но некоторые тенденции все же можно рассмотреть и по итогам двух лет.

Библеистика. В 2012 году было представлено 14 докладов, в 2013 – 12. Проблемы библеистики, которые изучаются молодыми учеными, — развитие библейской науки, библейская текстология, филологический анализ библейских понятий, библейская археология, изучение Библии в историческом контексте, использование литературных источников для изучения Священного Писания, кумранология, герменевтика Библии, экзегетика Священного Писания, изучение переводов Библии и западной экзегезы, исагогика, изучение трудов отечественных и западных библеистов, нравственное учение Священного Писания. Такой широкий спектр научных интересов может вселять надежду на то, что будущее российской библеистики будет очень ярким и продуктивным.

Богословие. 12 человек представили доклады в 2012 году, а в 2013 – 7. Учащиеся духовных учебных заведений занимаются исследованиями вопросов, связанных с евхаристическим богословием (вызывает большую заинтересованность у начинающих ученых), богословским отношением к проблеме поминовения усопших, учением об обожении в трудах русских богословов, первородном грехе, богословским анализом халкидонского ороса, органической теории искупления, исихазма, изучением богословия протопресвитера Александра Шмемана, христологии, биоэтики, материалов Европейского общества по изучению науки и богословия, проблем взаимодействия богословия и эволюционизма.

История Русской Православной Церкви. В 2012 году с докладами выступили 17 человек, в 2013 – 19. Среди участников второй конференции наблюдается увеличение научных интересов в области истории Русской Православной Церкви. Студенты, магистранты и аспиранты изучают русскую агиографию, биографии и труды религиозных деятелей РПЦ и РПЦЗ, историю церковной жизни в различных епархиях, старообрядческий раскол.

Общецерковная история. 2 доклада было представлено на конференции в 2012 году, 4 — в 2013. Данная область церковной истории представляет собой небольшую заинтересованность у учащихся богословских учебных заведений. Но как показывает статистика, количество студентов, исследующих проблемы общецерковной истории, увеличилось в 2 раза. Хочется надеяться, что с каждым годом будет больше учащихся, интересующихся вопросами этой учебной дисциплины. Студенты изучают исторические личности патриарха Константинопольского Геннадия II Схолария, митрополита Виссариона Никейского, династии Комнинов, христианизацию Римской империи и других стран, крестовые походы.

Литургика. В 2012 году было представлено 4 доклада, в 2013 – 3. Студенты интересуются гимнографией, историко-литургическим анализом богослужений, участием христиан в Евхаристии, изучением литургических источников, современного богослужебного устава Русской Православной Церкви.

Патрология. Три участника конференции 2012 года выступили с докладами по этой области исследования, а в 2013 году – 4. По факту изучение патрологии увеличилось, но все равно представляет собой единицы студентов. Молодые исследователи интересуются творениями и богословием Оригена, священномученика Иринея Лионского, преподобных Максима Исповедника и Симеона Нового Богослова, богословскими понятиями по сочинениям святых отцов. Изучение патрологических вопросов является очень важным в развитии богословской науки в Русской Православной Церкви.

Антропология. В 2012 году было представлено 5 докладов, в 2013 — 4. Антропология – это достаточно узкое направление в богословии. И исследователей в этой области, естественно, будет меньше, чем в других. Поэтому небольшое количество молодых ученых выражает оптимизм для Церкви. В области антропологии проявляется интерес к таким проблемам как насилие над субъектом в современном медийном пространстве, богословское понимание личности в православной антропологии, осмысление смерти, имени человека, различие полов в человеке, антропология протоиерея Думитру Станилоае и В.Н. Лосского.

Философия. Основными разделами философии, которые изучаются молодыми исследователями, являются учения западных философов, религиозная философия (русские мыслители – В.В. Розанов, В.С. Соловьев, А.Ф. Лосев). Увеличение студентов, интересующихся философским знанием, позволяет надеяться на развитие осмысления концепций различных мыслителей с позиций богословия.

Религиоведение. Доклады по этому научному блоку были широко представлены в 2013 году (8), а в 2012 – всего 2. Студенты, магистранты, аспиранты интересуются буддизмом, индуизмом, религиями Древней Греции и Древнего Египта, протестантскими церквями, новыми религиозными движениями, малоазийскими религиями, исламом, народной религиозностью. Увеличение исследований в области религиоведения позволяет сделать вывод: в будущем изучение различных религий, осмысление их учений с позиции православного богословия будет развиваться.

Культурология (церковное искусство). В 2012 году по данной дисциплине выступили 4 человека, в 2013 – 6. Студенты изучают памятники церковной архитектуры, иконописи, влияние подвигов святых на культуру общества и наоборот, исследуются религиозные произведения художников, история церковного пения, поднимаются проблемы современного кинематографа, рассматриваются влияние политических идеологий на развитие культур разных стран и народов. Научные исследования в области культурологии необходимы для Церкви, так как существует необходимость в новых ответах на возникающие культурные явления в обществе.

Пастырское богословие. Проблемы пастырства возникали всегда и возникают в настоящее время. Осмысление с позиций Церкви этих проблем крайне необходимо, поэтому развитие пастырского богословия представляет очень перспективное направление в современной церковной науке. Заинтересованность студентами этой области знания представляет собой печальную картину: мало кто стремится ответить на вопросы, возникающие перед пастырями. Молодые исследователи изучают такие проблемы как пастырское окормление подростков, личности и труды пасторологов, пастырская помощь в депрессии, семейных конфликтах, пастырская беседа с неверующим человеком, отношение пастыря к милосердию в обществе.

Религия и геополитика. В 2012 году на конференции выступило 3 докладчика, в 2013 – 5. Заинтересованность проблемами религии и геополитики, их богословское осмысление возростают среди студентов духовных учебных заведений. Развитие зарубежных религиозных организаций на территории России, политическая теология западных христианских теологов, осмысление историко-политических фактов с точки зрения религии, изучение современных политических секулярных систем, противоположных религиозному мировоззрению, связь религии и политических идеологий на примере конкретной страны, роль Русской Православной Церкви в государственной социальной политике, межрелигиозный диалог и толерантность – вопросы, которые исследуются современными молодыми учеными.

Филология и русская литература. Проблемы языка, сочинения русских писателей в 2012 году на конференции представил 1 человек, а в 2013 – 2. Этот факт показывает, что наблюдается небольшая заинтересованность у студентов этими вопросами. Молодые ученые занимаются исследованиями точности переводов терминов с греческого языка на славянский, отношениями Церкви и государства в литературных сочинениях Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, духовной прозой.

Церковной наукой занимается небольшое количество богословов, являющихся специалистами. Например, несмотря на то, что подрастают около пятнадцати сильных библеистов, интересующихся своим направлением в богословии, все-таки это является каплей в море неизученных проблем и тайн Священного Писания. Для развития отечественной богословской науки необходимо создавать научные центры, которые будут заниматься только одним направлением в богословии, для того, чтобы можно было бы глубже и больше изучить многие вопросы церковной науки.

Каждый год на конференциях может быть различная статистика докладчиков, но интерес к тем или иным дисциплинам остается наглядным. Некоторые области богословия выросли по количеству участников по сравнению с прошлым годом, другие уменьшились. Но также из приведенных выше фактов можно сделать вывод, что одни богословские дисциплины привлекают к себе больше студентов, а другие насчитывают несколько человек. Такие дисциплины как литургика и пастырское богословие были представлены небольшим количеством докладчиков, которые уменьшились в 2013 году по сравнению с конференцией 2012 года. Вызывает опасение за развитие такой важной области богословия как церковное право, которое и среди профессиональных православных богословов Русской Православной Церкви представлено несколькими личностями. Два года на конференциях учащиеся не делятся и не выносят на обсуждение студентам и преподавателям исследования в этом направлении. Духовным учебным заведениям есть над чем задуматься для перспективы развития богословской науки в будущем.

На студенческих конференциях в Санкт-Петербургской православной духовной академии выступают студенты, магистранты и аспиранты светских вузов. Они тоже изучают богословие, представляют серьезные исследования в области библеистики, религиоведения и церковной истории. Взаимодействие духовных семинарий, академий со светскими университетами очень полезно: обмен опытом, дружба, взаимодействие на научном поприще.

Богословие в настоящее время развивается. Духовные академии, Общецерковная аспирантура и докторантура – это те учебные заведения, которые занимаются богословской наукой в Русской Православной Церкви. Их не много, но все же продвижение вперед наблюдается. Кроме учебных заведений богословием занимаются специалисты в этой области: пишутся научные статьи, монографии, проводятся различные исследования, конференции. Но все эти специалисты когда-то были студентами духовных учебных заведений. Их что-то конкретное из области богословия интересовало в молодости. Также и в настоящее время следует обратить особое внимание на заинтересованность студентов духовных семинарий, наших молодых, начинающих ученых, помочь им в научном становлении, поиске, направить их в нужное русло. От развития заинтересованности студентов в богословии зависит будущее науки в Русской Православной Церкви.


Опубликовано 01.05.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter