1. Введение
Историография «никоновской» книжной справы обращала внимание на самые известные изменения в богослужебных обрядах, предпринятые справщиками московского Печатного двора, и отразившиеся также и в полемике между «старообрядцами» и «никонианами». Это — споры о перстосложении при сотворении крестного знамени, о «сугубой» или «трегубой» аллилуйи, о количестве просфор для совершения Божественной литургии, о входных и исходных поклонах и количестве поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Тема изменений в порядке чинопоследования утрени почти не затрагивалась в классических работах по реформе церковного устава И. Д. Мансветова[1] и прот. К. Никольского[2], равно как и в работе И. Д. Карабинова по справе Постной триоди[3].
Причиной малой разработанности данной темы является специфический характер внесенных изменений, требующий досконального знания тонкостей богослужебного устава, что является более уделом клиросных специалистов, нежели чем областью популярных споров между «старообрядцами» и «никонианами».
В недавнее время на ряд различий в структуре утрени между дореформенными и пореформенными книгами обратил внимание прот. Г. Крылов в докладе на Рождественских чтениях, посвященном справе Типикона 1682 г. Как утверждает исследователь, исправленное издание Типикона содержит ряд «литургических нелепостей и казусов», к числу которых он относит: «изменение устава пения канона в будние дни Великого поста, отмену пения 17-й кафизмы на воскресном бдении в зимний период, … попытку справщиков ввести практику пения канона с библейскими песнями в непостовое время и в праздники … [и] отсутствие устава о пении «Достойно есть» после канона»[4]. В данной статье мы подробно рассмотрим одно из этих изменений — отмену исполнения канона Октоиха в седмичные дни Великого поста — и попытаемся показать, что, во-первых, данное изменение появляется впервые на страницах Ирмология 1657 г., откуда попадает позже в Типикон 1682 г.; во-вторых, источником для данного изменения послужили греческие издания Типикона и Постной триоди, напечатанные в Венеции в XVI–XVII вв., которые не знали практики исполнения канона Октоиха в седмичные дни Великого поста; и, в-третьих, на фоне истории развития богослужения седмичных дней Великого поста, пореформенная практика отнюдь не является «литургической нелепостью», а соответствует изначальной неосавваитской практике исполнения канона для этих дней.
2. Порядок исполнения канона в седмичные дни
Четыредесятницы по Ирмологию 1657 г.
Ирмологий 1657 г. — первое печатное издание славянского Ирмология — имеет раздел, подробно описывающий порядок исполнения канона в седмичные дни Четыредесятницы, озаглавленный[5]. Данный раздел впервые появляется именно в этом издании, а оттуда уже переходит в последующие издания Ирмология 1673 и 1683 гг.[6], а также в первое пореформенное издание Типикона 1682 г[7]. В Таблице 1 мы сопоставляем указания Ирмология 1657 г. о порядке совершения канона в седмичные дни Четыредесятницы с аналогичными указаниями дореформенных печатных изданий Ока церковного 1610, 1633 и 1641 гг[8]. Как видно из Таблицы, в дореформенной практике порядок исполнения канона в седмичные дни Великого поста на тех песнях, где в Постной триоди нет трипеснца, не отличается от обычного порядка исполнения канона и в другое время года; на тех песнях, где в Постной триоди приводится дневной трипеснец, канон Октоиха опускается. В пореформенной практике, канон Октоиха не исполняется вовсе.
3. Источники реформы порядка исполнения канона
в седмичные дни Четыредесятницы
В литургической литературе высказывалось мнение, что «никоновская» книжная справа продолжала литургическую реформу, начатую в Киеве митр. Петром (Могилой)[9]. Вопрос о «могилянской» реформе богослужения остается открытым[10], но порядок исполнения канона на утрени седмичных дней Четыредесятницы в старопечатных киевских изданиях Постной триоди не отличается от московской дореформенной практики, описанной в изданиях Ока церковного 1610, 1633 и 1641 гг[11]. Как показал И. А. Карабинов, киевское издание Постной триоди 1648 г. служило оригиналом для первого московского пореформенного издания Постной триоди 1656 г[12]. В корректурном экземпляре Постной триоди 1656 г[13]. указание на исполнение канона Октоиха перечеркнуто, и на полях почерком Евфимия Чудовского написано «не набира́йте». Итак при подготовке московского издания Постной триоди 1656 г., справщики сознательно изменили практику исполнения канонов, зафиксированную в киевских изданиях.
Источником для этого изменения послужили греческие издания Постной триоди и Типикона, напечатанные в Венеции в XVI–XVII вв. Под руками у справщиков был греческий печатный Типикон 1577 г.[14], а также издание греческой Постной триоди. Эти и другие просмотренные нами венецианские печатные издания не знают практики исполнения канона Октоиха на утрени в седмичные дни Великого поста[15]. Таким образом, на основании указаний в этих греческих изданиях, справщики вычеркнули рубрики об исполнении канона Октоиха из корректурного экземпляра Постной триоди 1656 г. Но хотя реформа была произведена уже при подготовке к изданию Постной триоди, подробные указания, вошедшие потом также и в издания Постной триоди и Типикона, впервые появились на страницах Ирмология 1657 г., книги, которая должна было послужить справочным материалом для литургической реформы при патриархе Никоне.
4. Оценка реформы порядка исполнения канона
в седмичные дни Четыредесятницы
На первый взгляд, реформированный порядок исполнения канона в седмичные дни Четыредесятницы может действительно показаться «литургической нелепостью», так как получается, что если в течение года канон на утрени исполняется «на 14», то Великим постом он исполняется только «на 4». Однако знакомство с историей чинопоследования утрени седмичных дней Великого поста открывает постепенное проникновение дополнительных гимнографических элементов в изначально простое богослужение этих дней. На первоначальном этапе, зафиксированном в памятниках студийской эпохи, в эти дни исполнялись только трипеснцы, записанные в Постной триоди[16]. Памяти святых из месяцеслова в эти дни не отмечались богослужебно, а их гимнография звучала раньше, в период между отданием Богоявления и началом Четыредесятницы, или, в некоторых особенных случаях, в субботы и воскресенья Великого поста[17]. Такая практика отражает древнюю церковную традицию не отмечать памяти мучеников в седмичные дни Четыредесятницы, зафиксированную еще в 52-м правиле Лаодикийского собора[18]. Только дни памяти особо почитаемых святых, в частности, Обретение главы Иоанна Предтечи и память сорока мучеников Севастийских, уже отправлялись в седмичные дни Четыредесятницы по особому, зафиксированному в типиконах, уставу.
В неосавваитских памятниках на утрени седмичных дней Четыредесятницы в соединении с трипеснцами Постной триоди исполнялись также и каноны Минеи, о чем свидетельствуют уже памятники архаичной редакции неосавваитского устава[19], отражающие порядок богослужения в Лавре Саввы Освященного[20] или в монастыре св. Екатерины на Синае[21] в XII—XIII вв. Об исполнении канонов Минеи сообщают и более поздние памятники константинопольской редакции[22], равно как и первые славянские переводы неосавваитского устава, выполненные балканскими славянами, и известные как «никодимовская» и «романовская» редакции[23].
Возникновение практики соединения канона Минеи с трипеснцем, должно быть, связано с постепенным заполнением месяцеслова памятями и постепенным составлением полных чинопоследований в месячной Минее для этих дней. Впрочем, внедрение гимнографии Минеи в службы седмичных дней Великого поста также является и частью общего увеличения количества псалмодии и гимнографии в неосавваитском богослужении по сравнению с богослужением студийским.
О том, что практика соединения канона Минеи и трипеснца являлась новой, свидетельствует нестабильность порядка исполнения канонов в первый день Великого поста, описанного в разных памятниках: по архаичным неосавваитским типиконам сначала исполнялись трипеснцы, а затем канон Минеи[24], а в типиконах константинопольской редакции — сначала канон Минеи, а затем трипеснцы[25]. Впоследствии константинопольский порядок восторжествовал, и именно он зафиксирован как в греческих печатных типиконах[26], так и в славянских рукописях «афанасьевской» редакции[27]. Одновременно с проникновением канонов Минеи в богослужения седмичных дней Четыредесятницы, в этих памятниках мы находим также упоминание и о трипеснцах Постной триоди для седмичных дней сырной седмицы, которых еще не знают памятники студийской традиции[28].
Следующим этапом в развитии богослужения седмичных дней Четыредесятницы должно было стать проникновение канонов Октоиха в утренние богослужения седмичных дней Четыредесятницы, которое мы наблюдаем в славянских неосавваитских уставах расширенной (по И. Д. Мансветову, «четвертой») редакции[29], и которое затем фиксируется в славянских старопечатных Типиконах. Такой ход развития богослужения был естественным, так как таким образом порядок чинопоследования утрени для этих дней приближался к порядку утрени и в обычные дни года. Возможно толчком для именно такого хода развития послужила аналогия со службами седмичных дней сырной седмицы, где, уже по памятникам греческой константинопольской и славянской «афанасьевской» редакций, исполнялись канон Минеи, трипеснцы Постной триоди и каноны Октоиха — т. е., таким образом, порядок исполнения канона для седмичных дней Четыредесятницы не отличался бы от порядка для седмичных дней сырной седмицы.
Однако такая аналогия является ложной, ибо седмичные дни сырной седмицы изначально не имели трипеснцев, и для них трипеснцы проникают в обычную структуру исполнения канона, а для седмичных дней Четыредесятницы развитие богослужения происходит наоборот, и проникновение канонов сначала Минеи, а затем и Октоиха, постепенно приближает структуру исполнения канонов этих дней к обычной. Таким образом мы наблюдаем для утреннего богослужения седмичных дней Четыредесятницы отмеченную еще А. Баумштарком «консервацию древних обычаев в наиболее важные литургические периоды», которая, однако, в славянском богослужении начала пропадать под натиском стремления к единообразию[30].
5. Выводы
Основываясь на просмотренных богослужебных памятниках, мы можем заключить, что практика исполнения канонов Октоиха в седмичные дни Четыредесятницы возникла на Руси, предположительно где-то в начале XVI в., и впервые зафиксирована в славянских неосавваитских уставах «четвертой», или «расширенной», редакции. Так как греческие богослужебные памятники не знали этой практики, правившие Постную триодь 1656 г. и Ирмологий 1657 г. по греческим книгам справщики исключили ее, в целях чего и были составлены соответствующие указания, которые впервые появились в Ирмологии 1657 г., а оттуда уже попали в Типикон 1682 г. и последующие издания славянских богослужебных книг. Таким образом этот аспект богослужебной реформы патриарха Никона можно расценивать как «архаизаторство», т. е. возвращение к более архаичной неосавваитской практике исполнения канона в седмичные дни Великого поста.
Примечание:
[1] Мансветов И. Д. Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII столетии // Прибавления к изданию творений Святых отцов в русском переводе. 1884. Т. 33, № 1.
[2] Никольский К., прот. Материалы для истории исправления богослужебных книг: Об исправлении Устава церковного в 1682 году и месячных Миней в 1689–1691 гг. СПб., 1896.
[3] Карабинов И. А. К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне // Христианское чтение. 1911. № 5—6. С. 627—643
[4] Крылов Г., прот. Книжная справа Типикона в XVII веке. М., 2010. Доклад на XVIII Рождественских чтениях в Москве.
[5] Ирмологий, М., 1657 г., стр. 517–522.
[6] Ср.: Ирмологий, М., 1673 г., стр. 206–208; Ирмологий, М., 1683 г., л. 229.
[7] Ср.: Типикон, М., 1682 г., л. 454.
[8] Ср.: Око церковное, М., 1610 г., л. 1059; Око церковное, М., 1633 г., л. 502; Око церковное, М., 1641 г., лл. 939 об.–940 об.
[9] Ср., напр., мнение И. А. Карабинова об издании Постной триоди 1656 г.: «никоновскую Триодь можно назвать подправленной киевской Триодью». См. Карабинов И. А. Постная триодь: исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. стр. 239.
[10] Единственные, известные нам исследования, затрагивают только вопрос реформы Служебника и Требника при митр. Петре (Могиле). О них см.: Meyendorff P. The Liturgical Reforms of Peter Moghila: A New Look // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1985. Т. 29, № 2. С. 101—114.
[11] Ср.: Триодь постная, Киев, 1627 г., «çðè» Аще случится в Мине и наряду два святая (стр. 160–161) и указания для второго дня поста (стр. 190), а также Триодь постная, Киев, 1640 г. (стр. 175, стр. 207) и Триодь постная, Киев, 1648 г. (стр. 174).
[12] См. Карабинов И. А. К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне. стр. 629.
[13] РГАДА БМСТ/СПК № 1025.
[14] Теперь РГАДА, БМСТ/ИН 77 (старый шифр № 3046).
[15] Ср.: Τριῴδιον, Венеция, 1586 г., л. η i; Τριῴδιον, Венеция, 1620 г., л. ε viir; Το παρὸν τυπικόν, Венеция, 1545 г., л. λ 5v, л. μ iii; Το παρὸν τυπικόν, Венеция, 1577 г. (РГАДА, БМСТ/ИН 77). л. 66; Το παρὸν τυπικόν, Венеция, 1603 г. (РГАДА, БМСТ/ИН 78), л. η i; Το παρὸν τυπικόν, Венеция, 1685 г., стр. 104, стр. 111.
[6] Ср.: в Студийско-алексиевском уставе (САУ) указания на первый день Четыредесятницы (Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Издательство Московской патриархии, 2001. стр. 239); указания на первый день Четыредесятницы и второй день Четыредесятницы в Эвергетийском синаксаре (Jordan R. H. The Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis. Belfast: Colenso Books, 2014. p. 359, 369); указания на первый день Четыредесятницы в Типиконе монастыря св. Спасителя в Мессине (Arranz M. Le typicon du Monastère du Saint-Sauveur à Messine: Codex Messinensis Gr. 115. Rome: Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, 1969. (Orientalia Christiana Analecta). p. 198).
[17] Об этом см. в САУ Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. стр. 327; в Эвергетийском синаксаре Jordan R. H. op. cit. p. 467. по Типикону монастыря св. Спасителя в Мессине минейная гимнография не переносится, а исполняется в тот же день на повечерии (Arranz M. op. cit. p. 206–207).
[18] По греческим источникам, 51-м правиле; см.: Ralles G. A., Potles M. Σύνταγμα τῶν θεῖων καὶ ἱερῶν κανόνων τῶν τε ἁγίων καὶ πανευφήμων ἀποστόλων καὶ τῶν ἱερῶν οἰκουμενικῶν καὶ τοπικῶν συνόδων… Athens, 1855. т. 3, стр. 218.
[19] Таксономию ранних неосавваитских типиконов см. Пентковский А. М. Иерусалимский устав и его славянские переводы в XIV столетии // Преводите през XIV столетие на Балканите. София, 2004.
[20] См. в рукописях Sin. gr. 1094 (л. 71 об.) и Sin. gr 1096 (см. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей… Т. 3: Τυπικά, часть 2. Петроград, 1917. стр. 57.).
[21] Ср. в рукописи Sin. gr. 1097 (л. 30 об.).
[22] См., напр., рукопись BNF Grec 402 (л. 202); датировку см. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 3: Τυπικά, часть 2. стр. 121.
[23] См., напр., РНБ F.п.I.26 (XIV в.) л. 165.
[24] Так в рукописях Sin. gr. 1094, Sin. gr 1096 и Sin. gr 1097.
[25] Так в рукописи BNF Grec 402.
[26] Ср.: Τυπικόν καὶ τά ἀπόῤῥητα, Венеция, 1545 г., л. λ 5v, л. μ iii; Το παρὸν τυπικόν, Венеция, 1577 г. (РГАДА, БМСТ/ИН 77). л. 66; Το παρὸν τυπικόν, Венеция, 1603 г. (РГАДА, БМСТ/ИН 78), л. η i; Το παρὸν τυπικόν, Венеция, 1685 г., стр. 104, 111.
[27] Ср. порядок исполнения канонов на утрени первого дня Великого поста в двух древнейших списках «афанасьевской» редакции неосавваитского устава, РНБ F.п.I.25 (л. 88) и РНБ F.п.I.27 (л. 109 об.).
[28] Ср. устав исполнения канонов в среду сырную в рукописи РНБ F.п.I.25 (л. 85) («афанасьеваская» редакция) с уставом исполнения канонов на сырной седмице по САУ (Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. стр. 237) и по Эвергетийскому синаксарю (Jordan R. H. op. cit. pp. 332, 334, 338).
[29] Таксономию славянских списков неосавваитского устава см. Мансветов И. Д. Церковный устав (типик): его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. стр. 271 и далее.
[30] Baumstark A. Liturgie comparée: principes et méthodes pour l’étude historique des liturgies chrétiennes. Éditions de Chevetogne, 1953. (3e édition revue par B. Botte). pp. 27–30.
Источники и литература
1.Дмитриевский, А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 3: Τυπικά, часть 2 / А. А. Дмитриевский. — Петроград, 1917.
2.Карабинов, И. А. К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне / И. А. Карабинов // Христианское чтение. — 1911. — № 5—6. — С. 627—643.
3.Карабинов, И. А. Постная триодь: исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов / И. А. Карабинов. — СПб., 1910. — 309 с.
4.Крылов, Г., прот. Книжная справа Типикона в XVII веке / прот. Г. Крылов. — М., 2010. — Доклад на XVIII Рождественских чтениях в Москве.
5.Мансветов, И. Д. Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII столетии / И. Д. Мансветов // Прибавления к изданию творений Святых отцов в русском переводе. — 1884. — Т. 33, № 1.
6.Мансветов, И. Д. Церковный устав (типик): его образование и судьба в греческой и русской церкви / И. Д. Мансветов. — М., 1885.
7.Никольский, К., прот. Материалы для истории исправления богослужебных книг: Об исправлении Устава церковного в 1682 году и месячных Миней в 1689–1691 гг. / прот. К. Никольский. — СПб., 1896.
8.Пентковский, А. М. Иерусалимский устав и его славянские переводы в XIV столетии / А. М. Пентковский // Преводите през XIV столетие на Балканите. — София, 2004
9.Пентковский, А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси / А. М. Пентковский. — М., Издательство Московской патриархии, 2001.
10.Arranz, M. Le typicon du Monastère du Saint-Sauveur à Messine: Codex Messinensis Gr. 115 / M. Arranz. — Rome: Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, 1969.
11.Baumstark, A. Liturgie comparée: principes et méthodes pour l’étude historique des liturgies chrétiennes / A. Baumstark. — Éditions de Chevetogne, 1953.
12.Jordan, R. H. The Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis / R. H. Jordan. — Belfast: Colenso Books, 2014.
13.Meyendorff, P. The Liturgical Reforms of Peter Moghila: A New Look / P. Meyendorff // St. Vladimir’s Theological Quarterly. — 1985. — Т. 29, № 2. — С. 101—114.
14.Ralles, G. A., Potles, M. Σύνταγμα τῶν θεῖων καὶ ἱερῶν κανόνων τῶν τε ἁγίων καὶ πανευφήμων ἀποστόλων καὶ τῶν ἱερῶν οἰκουμενικῶν καὶ τοπικῶν συνόδων… / G. A. Ralles, M. Potles. — Athens, 1855.
Ирмологий, М., 1657 г.
Ирмологий, М., 1673 г.
Ирмологий, М., 1683 г.
Око церковное, М., 1610 г.
Око церковное, М., 1633 г.
Око церковное, М., 1641 г.
Типикон, М., 1682 г.
Триодь постная, Киев, 1627 г.
Триодь постная, Киев, 1640 г.
Триодь постная, Киев, 1648 г., РГАДА БМСТ/СПК № 1025 (корректурный экз.)
Устав церковный, XIV в., РНБ F.п.I.26
Устав церковный, нач. XV в., РНБ F.п.I.25
Устав церковный, нач. XV в., РНБ F.п.I.27
Τυπικόν καὶ τά ἀπόῤῥητα, Венеция, 1545 г.,
Το παρὸν τυπικόν, Венеция, 1577 г. (РГАДА, БМСТ/ИН 77)
Το παρὸν τυπικόν, Венеция, 1603 г. (РГАДА, БМСТ/ИН 78)
Το παρὸν τυπικόν, Венеция, 1685 г.
Τριῴδιον, Венеция, 1586 г.
Τριῴδιον, Венеция, 1620 г.
Τυπικόν κατὰ τὸν τύπον τῆς λαῦρας τοῦ ὀσίου πατρός ἡμῶν Σάβα, XII—XIII в., Sin. gr. 1094
Τυπικόν κατὰ τὸν τύπον τῆς λαῦρας τοῦ ὀσίου πατρός ἡμῶν Σάβα, 1214 г., Sin. gr. 1097
Τυπικόν, XIII—XIV в., BNF Grec 402.
Андреев Александр Андреевич — студент Санкт-Петербургской Духовной Академии, аспирантура