В настоящее время Крест Христов особенным образом почитается христианским миром – чествование Животворящего Креста выделяется среди других великих церковных праздников. Его воспоминанию посвящаются многие дни литургического года: среда и пятница седмицы, праздник Изнесения Честных Древ, третья, Крестопоклонная, неделя Великого поста, Великая Пятница и, наконец, Воздвижение. Так ли всегда чествовался Крест Господень, или такое явление эортологии можно отнести только к современной церковной истории?
Почитание Креста возникло, несомненно, после Воскресения и Вознесения Спасителя. Одним из первых свидетельств этого – слова апостола Павла о том, что слово о Кресте Христовом для спасаемых – сила Божия (1 Кор 1:18). В другом месте апостол пишет, что проповедь о распятом Спасителе дает верующим в Него «Божию силу и премудрость» (1 Кор 1:24). То есть Крест, слова и проповеди о нем, сами по себе не являются источником Божественной помощи и благодати, но их таинственная взаимосвязь с Распятием, с мистической реальностью присутствия Христа Спасителя – вот истинный источник Божественной энергии. Только так можно обосновать последующее в христианской истории прославление Честного Креста.
Как видно из церковной истории, во времена апостольские, в последующее время, вплоть до III века существовала частная практика чествования Креста Господнего. Это можно проследить в сочинениях ранних Святых Отцов и по настенным надписям и рисункам римских катакомб, где христиане совершали тайные богослужения. Например, в Апологии Иустин Философ так прославил великую святыню: «Крест…есть величайший символ силы и власти Христовой». В катакомбах святого Каллиста, в надписи гробницы III века встречается изображение креста в виде буквы «Т», или так называемого «египетского» креста.
Резкое возрастание значения Честного Креста в Церкви произошло с его обретением в Иерусалиме. Обнаружение Креста оказалось не случайным, но очевидно, с точки зрения истории, промыслительным Божественным действием. Историк Евсевий Кесарийский пишет, что Константину Великому явилось знамение Креста перед битвой с Максенцием, после чего он (Константин) одержал блестящую победу над своим противником. Может быть, это чудесное событие натолкнуло св. Константина и его мать равноап. Елену на мысль, что необходимо найти Животворящий Крест Господень. Величайшая святыня действительно в скором времени была обретена на месте языческого храма Венеры в Иерусалиме. Это событие послужило развитию чествования Креста Христова. В Иерусалиме патриархом Макарием был установлен праздничный день обретения Креста или Его Воздвижение, и с той поры каждый год в Иерусалиме и его окрестностях совершались торжества по случаю великой святыни. Согласно литургическому источнику IV в. «Паломничеству Эгерии», Воздвижение праздновалось с большой честью: собиралось более сорока епископов, стекалось громадное количество паломников, чтобы поклониться, увидеть и облобызать Крест Господень. Не бывало без происшествий, когда паломники по своей ненасытной ревности отгрызали частички Животворящего Креста. Тогда иерусалимскому духовенству приходилось приставлять стражу для охранения святыни.
С основанием храма Воскресения на месте обретения Креста (335 г.), в Иерусалимской Церкви праздник Воздвижения стал одним из самых торжественных в году. Очень скоро установленный в Иерусалиме праздник распространился и по другим Церквям Востока, особенно в тех местах, в которых владели частью Животворящего Креста, как, например, в Константинополе. Начиная с V-VI веков, Воздвижение Креста стало праздноваться повсеместно, по всей Римской империи.
Интересная церковная традиция стала распространяться в IV веке – практика ношения креста на груди. Традиция эта произошла видимо из-за Обретения Креста Господнего. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, многие из христиан, получив малую частицу от Древа Креста, обкладывали ее золотом и вешали на шею. Постепенно на груди стали носить просто обычные кресты, без частиц Древа, памятуя о самом Кресте Спасителя.
Что касается самих частиц Древа Креста, то обретенную святыню разделили на две части – одну часть св. Елена оставила в Иерусалиме, другую увезла в Константинополь. Последняя часть пребывала в столице Византии до начала XIII века, когда крестоносцы похитили ее, отправив в Западную Европу. Там эта святыня явилась источником частиц для многих монастырей и церквей.
Вторая часть – Иерусалимская, долгое время пребывала в храме Гроба Господня. В период завоеваний Иерусалима персами Древо Креста было похищено, но затем возвращено при императоре Ираклии. Когда на Иерусалим напали арабы (VII в.), то чтобы спасти величайшую иерусалимскую святыню, христиане разделили Древо на многие части и вывезли их в Константинополь и другие города. Одну из частей спустя некоторое время вернули обратно в Иерусалим, где она хранилась в последующее время. В начале XI века и эта святыня была утеряна и стала неизвестной истории.
В настоящее время частицы Животворящего Креста встречаются во многих храмах и монастырях. Они различного размера: от микрочастиц до размера с ладонь. Самая большая из известных частей Креста находится в храме Гроба Господня. Меньше по величине частица Древа хранится в дворцовой сокровищнице Габсбургов в Вене, а также в католическом монастыре Хайлигенкройц в Австрии. Примечательно то, что и в Гатчине, а затем в Петербурге, до 1917 года пребывала часть Животворящего Креста. Но, к сожалению, с Октябрьской революцией она была утрачена.
Таким образом, праздник Воздвижения Животворящего Креста Господнего непосредственно связан с обретением этой великой святыни, ее прославлением, а также прославлением тех частиц Древа Креста, которые разошлись, как говорит свт. Кирилл Иерусалимский, «по всей земле» между верующими.
Список использованной литературы:
Евсевий Памфил. Сочинения Евсевия Памфила, переведенные с греческого Петербургской Духовной Академией. В 2 т. Т. II. СПб., 1849. 444 стр.
Иустин, философ и мученик. Творения. / Пер. П. Преображенского. М., 1864. 380, 182 стр.
Помяловский И. В. Паломничество по Святым Местам конца IV-го века. СПб., 1889. 312 стр.
Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II/ Том IX. М., 2006. 742 стр.
Иоанн Златоуст, свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Изд. 2-е. Т. I. СПб., 1897.
Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Синодательная библиотека, 1991. 366 стр.
Список интернет-ресурсов:
История развития формы Креста. http://azbyka.ru/dictionary/10/istoriya_razvitiya_formy_kresta_02-all.shtml
Православный паломник на Святой Земле/ Там время замедлило бег. http://palomnic.org/heritages/pz/labutin/
Братство Креста Господня/ Там Крест Господень. http://www.bratstvokresta.ru/krestg.html
Кресты с частицами Животворящего Древа. http://www.ta1.ru/home/?id=5216
Сайт «Воздвижение». http://vozdvizhenie.paskha.ru/galleryicon/?galleryicon_id=2
Википедия/ Животворящий Крест. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82#cite_ref-skaballanovich_22-2