«Бог так возлюбил этот мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, кто поверит в него не погиб, но имел вечную жизнь» (1 Ин. 4:16). Прошло практически две тысячи лет с момента, когда эти слова были сказаны в Евангелии от Иоанна, и русская Церковь смогла дать ответ на эту любовь Божью в тех людях, которые стали мучениками менее ста лет тому назад. Сегодня мы празднуем память святых Новомучеников и исповедников российских.
Чтобы понять их подвиг, давайте задумаемся над исходным значением слова мученик. В древней Церкви людей, исповедавших Христа, и принявших смерть за свое исповедание называли словом «мартис», которое обозначало свидетеля на суде. Оно обозначало того человека, который видел и помнил что — то такое, что он не может не рассказать другим. Христиане перед людьми внешними всегда представали как те, кто в отличии от остальных и знает и помнит о своем истинном, небесном Отечестве, и не может его не исповедать. Такими были древние христианские мученики хорошо известные каждому из нас. Они терпели мучения от язычников для того, чтобы засвидетельствовать перед ними то, что они знают другую жизнь, жизнь вечную, жизнь со Христом, а не жизнь как культовое суеверное служение сомнительным богам, в которых многие к тому времени уже разочаровались.
Но вот, настало страшное время в начале 20-го века, когда истинные Христиане и истинные пастыри стада Христова были вынуждены свидетельствовать перед своими бывшими братьями, что жизнь — это не форма существования белковых тел, что жизнь — это Христос. Самое страшное в тех гонениях было именно то, что гонителями были люди, когда — то верившие в Бога и всерьез знавшие свою веру: это и недоучившийся семинарист Сталин, и Дзержинский, который мечтал стать католическим священником в детстве, Троцкий… И в эту эпоху новомученики выступили не просто как знающие, но как помнящие, помнящие в своих сердцах Бога. Они скитались, терпели поношения, умирали, хотя они воистину были теми, кого недостоин был весь мир. Это и всем нам известные носители духа, такие как священномученик Вениамин, священномученик Кирилл Казанский и преподобномученица Мария Гатчинская. О жизни этих святых мы знаем достаточно много, но о жизни других мучеников мы знаем только небольшие краткие истории, которые, однако великолепно показывают красоту подвига каждого из них.
Вот одна из таких историй, рассказанная митрополитом Антонием Сурожским: Один молодой священик был арестован за проповедь Евангелия. Он провел в тюрьме несколько месяцев, подвергался допросам, пыткам, пережил страх, оставленность, одиночество. Его выпустили. Родственники, друзья его окружили: «Что осталось от тебя?», — спрашивали они человека, который попал в тюрьму молодым, крепким, пламенным, а вышел оттуда изможденным, поседевшим, как будто сломленным. И он ответил: «Страдание поглотило все. Осталось одно: любовь». И он без колебания снова принялся за проповедь среди тех, кто его предал и выдал, и умер в концентрационном лагере. Это очень показательный пример истинного мученичества во Христе. Действительно, человек — существо слабое, но при этом наделенное колоссальной силой любви. В человеке можно уничтожить все, неуничтожима в нем только любовь. Она была неуничтожима и во всех новомучениках. Давайте же позаботимся о том, чтобы стяжать в себе дар любви к Богу и к людям, чтобы если мир будет судиться с нами, мы выступили бы достойными свидетелями Спасителя, и помнили, знали и исповедовали то, что мы видели сами, свою личную встречу с Господом, которая сделала нас верующими, чтобы этот дар любви не дал бы нам забыть Божью любовь, распятую ради нас.
// Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Александра Масько, произнесенная 8 февраля 2014 года в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Всенощным бдением.