Алексей Артюхов. Жены-мироносицы: преданность и верность Христу

Алексей Артюхов. Жены-мироносицы: преданность и верность ХристуВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Христос Воскресе! Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры! Сегодня мы празднуем память святых жен-мироносиц. Рассмотрим, что значит словосочетание «жены-мироносицы»? Кто они такие? Почему Церковь празднует их память в пасхальные дни? Какой пример жены-мироносицы подают нам в жизни? «Жены-мироносицы» – это выражение, состоящее из трех слов: жены, миро, носить. Жены – это женщины. Миро – это масло, которое имеет ароматный запах. Оно состоит из многих ароматных масел и трав. Одна из целей использования мира у евреев времени Христа – помазывание тел умерших людей. Это действие выражает уважение к почившему человеку. Таким образом, жены-мироносицы – это женщины, которые принесли миро, ароматное масло к месту захоронения Тела Господа нашего Иисуса Христа для Его помазывания. В Евангелии описывается история прихода женщин ко гробу Спасителя. В этом повествовании упоминаются следующие женские имена: Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и Иоанна. Предание Церкви говорит еще о трех других жещинах – Марфе, Марии и Сусанне. Сегодня уместно будет вспомнить их жизнь. Мария Магдалина – это женщина, из которой Христос изгнал семь бесов. Она была родом из галилейского города Магдалы, поэтому ее и называют Магдалиной. Мария следовала за Христом, служила Ему своим достоянием, то есть помогала в Его служении тем, что у нее было. Она присутствовала на Голгофе при смерти Христа, была свидетельницей Его погребения (Мф 27:56). Мария Магдалина первая, согласно Евангелию, увидела воскресшего Спасителя. В Православной Церкви она почитается как равноапостольная. Это почетное звание Марии Магдалине присвоено благодаря ее проповеди о воскресшем Христе самим апостолам. По Преданию, она несла весть о Воплощенном Сыне Божием в Ефесе, а также в Риме (с этим городом связана история с красным яйцом). О проповеди в столице империи – Риме, свидетельствует обращение к Марии Магдалине апостола Павла в своем послании к римлянам (Рим 16:6), где она называется Мариам. Другая жена-мироносица, Мария Иаковлева, была, по Преданию Церкви, дочерью праведного Иосифа Обручника от первого брака. После возвращения из Египта в Назарет он выдал свою дочь замуж за Алфея. Мария называется Иаковлевой потому, что у нее был сын Иаков, один из учеников Господа нашего Иисуса Христа. Третьей женой-мироносицей, которая упоминается в Евангелии, является Саломия. Она – жена Зеведея, мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова. Саломия присутствовала при распятии и погребении Господа Иисуса Христа и пришла рано утром к гробу, чтобы помазать Тело Спасителя. Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет ее сестрой «Матери Его» (Ин 19:25), то есть сестрой Пресвятой Богородицы Марии. Еще одна женщина – это Иоанна. О ней пишет апостол Лука в Евангелии, где называет ее женой Хузы, домоправителя Иродова. Иоанна служила Христу своим имением. Она также пришла к гробу Спасителя, чтобы помазать Его Пречистое Тело. Иоанне вместе с другими женщинами было явление ангелов, возвестивших воскресение Христа. Она рассказала об этом апостолам. По Преданию, Иоанна тайно ночью взяла главу святого Иоанна Предтечи, которая находилась у Иродиады, положила в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода. Марфа и Мария, сестры святого Лазаря, не упоминаются в Евангелии в числе жен-мироносиц. О них нам говорит Предание. Из Благовествования мы узнаем, что Марфа заботилась о приготовлении угощения для Христа, когда Он пришел к ним домой, а Мария сидела и слушала Спасителя. Марфа – практичный человек, деятельный, а Мария – созерцательная женщина. Эти два образа легли в основу многих богословских размышлений о жизни человека и его путях к Богу. Последнее имя жены-мироносицы, дошедшее до нас из Предания, – это Сусанна. О ней сохранилось мало свидетельств. Сусанна – имя еврейского происхождения, в переводе означает «Лилия». Сусанна была ученицей Господа нашего Иисуса Христа и следовала за Ним. Теперь настало время ответить на вопрос: почему Церковь празднует память жен-мироносиц в пасхальные дни? Укажем две причины. Первая – жены-мироносицы раньше всех удостоились видеть воскресшего Христа. Так как пасхальные дни – это праздник в память о восстании из гроба нашего Спасителя, то и следует Церкви напомнить нам о том, кто первый возрадовался вести о воскресшем Христе и встрече с Ним. Такими счастливыми людьми оказались жены-мироносицы. Вторая причина – нравственная. Для христиан сегодня предлагается пример преданности и верности Христу, так как жены-мироносицы не покинули своего Спасителя в Его страданиях на Кресте, не устрашились пойти к гробу Спасителя, когда этого побоялись сделать апостолы «страха ради иудейска» (Ин 19:38). Такие добродетели, как преданность Христу и верность Ему, должны лечь в основу нашей жизни. Преданность будет выражаться в том, что мы будем служить изо всех сил Господу, будем жертвовать собой. Преданность – это предание себя кому-то. В нашем случае это значит отдать всего себя Богу, смиренно следовать за Ним, переступая свою самость и гордость. Верность – это исполнение в любых ситуациях жизни заповедей Божиих. Верность и преданность – это составные части любви, которая приносит человеку только благо и счастье. Таким образом, отцы, братья и сестры, будем же следовать за Христом в верности и преданности, как жены-мироносицы, чтобы достичь Царствия Небесного, где пребывают любовь, добро и счастье. Аминь. Христос Воскресе!
Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Алексея Артюхова, произнесенная в академическом храме за всенощным бдением накануне Недели жен-мироносиц 18 мая 2013 года.

Опубликовано 18.05.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter