Каждый человек обладает неповторимой индивидуальностью, которая развивается в течение всей его жизни под влиянием многих факторов. В нашем докладе мы обратимся к рассмотрению индивидуального развития одного из самых трудных периодов жизни — подросткового, по одному из сочинений русского христианского автора XIX века – святителя Феофана Затворника. В его труде «Начертание христианского нравоучения» имеются следующие мысли по поводу индивидуального развития человека и, в частности, подростка.
Следует немного сказать о святителе Феофане Затворнике, который с большим интересом изучал психологию, три года преподавал ее в Новгородской семинарии [1]. «Воспитатель, – писал святитель Феофан, – должен пройти все степени христианского совершенства, чтоб впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых» [2]. В преподавании иеромонах Феофан оставил философско-умозрительные методы работы и стал опираться на опыт аскетический и психологический. Главными – после Священного Писания и творений святых отцов – источниками его лекций были жития святых и психология [3].
В своих нравоучительных произведениях святитель Феофан Затворник изобразил идеал истинной христианской жизни и пути, ведущие к его достижению. Излагая свои мысли ясно и доступно для широкого круга читателей, святитель Феофан в сочинениях преподает основы святоотеческой психологии. Обозревая душевные и духовные способности человека, святитель Феофан глубоко проникает в его внутренний мир, в сокровенные тайники человеческой души [4].
Развитие человека в добродетели святитель Феофан Затворник сравнивает с семенем, которое проходит разные стадии развития: трава, колос и пшеница. Подобно этому и человек имеет естественные возрасты: младенческий, юношеский и мужеский (или совершенный), так и степени духовного возрастания: новоначальные, успевающие и совершенные или степени обращения, очищения и освящения [5].
Здесь следует соотнести «юношеский – успевающие — очищение». Святитель Феофан Затворник употребляет наименование юношеского возраста, под которым следует понимать и старший подростковый (с 14 до 18 лет) [6] как переходный этап от детства к взрослости в жизни человека.
Духовные степени возрастания могут не всегда соответствовать человеческому возрасту. Так, например, человек имеет 18 лет от рождения, а по своему духовному состоянию может находиться только на этапе новоначального, то есть только начинающего духовную жизнь. У каждого человека свой индивидуальный путь духовного развития.
Если обратиться к аналогии «юношеский возраст – успевающий по степени духовного возрастания», то становится ясен смысл второго понятия у святителя Феофана Затворника. Как в юношеском возрасте человек формируется для взрослой жизни в психологическом, социальном аспектах, так и в духовной – человек является только «успевающим», то есть у него получается жить духовно, наблюдается стремление и продвижение к совершенству, но этого совершенства ещё нет. Также состояние в этом возрасте духовного развития называется «очищением», что предполагает очищение души от зла, страстей и стяжание добродетелей.
Юношеский возраст характеризуется, как время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждением добрых расположений, надежды на достижение совершенства в жизни. Юноше предлежит через труд образовать себя, как взрослого, культурного и духовного человека [7].
В психолого-педагогическом сопровождении юношей следует уделить особое внимание помощи со стороны педагогов (под которыми понимаем всех людей, участвующих в воспитании) в борьбе со страстями и насаждении добрых расположений души. Эти добрые расположения души выстраивают характер человека. Значит, в юношеском возрасте можно ещё повлиять на формирование характера человека, который будет проявляться во взаимодействии с социумом. Эта задача непростая. Больший труд здесь несёт сам юноша, которого грамотно должно сопровождать к духовному развитию.
Святитель Феофан Затворник говорит об «индивидуальности воззрения» [8]. Это понятие употребляется им в контексте рассуждений об единомыслии людей, которые пытаются рассуждать о вопросах веры, опираясь только на свое мнение. Святитель Феофан считает, что верующий человек не должен быть равнодушным к тому образу мыслей, которые он в себе поддерживает. И такой человек должен заботиться о внутреннем объединении своего мнения со всеми своими единоверцами. Поэтому, если есть индивидуальность воззрения, то нужно об этом скорбеть, особенно если оно успело так укорениться, что требует борьбы в его искоренении [9].
В юношеском возрасте формируется воззрение на жизнь. Это воззрение имеет индивидуальность, хотя она может быть на начальной стадии развития. Для формирования духовности индивидуальность воззрения опасна, так как она отделяет такого человека от общей духовности, которая ставит определенные границы правильной духовности, где и должен развиваться человек. Эту индивидуальность воззрения следует искоренять борьбой. Педагог должен помочь юноше в этой борьбе, направляя его по нужному пути. Это направление предполагает и поддержку в трудной жизненной ситуации, и построение таких моментов, разрешая которые подросток меняет свою жизнь к лучшему.
Особенную роль в формировании индивидуальных особенностей подростка играет развитие тела. Святитель Феофан говорит, что тело человека является органом, через который душа взаимодействует с внешним миром, выполняет свое земное жизненное назначение. Поэтому тело достойно внимания и попечения. Но имея такое значение, тело само собой не может править, а все должно быть отдано во власть духа. Отсюда следует, что воспитание тела и приспособление его к цели человеческого бытия принадлежит самому человеку [10].
Для воспитания тела и подчинения его духу есть хорошие средства: умеренные сон и пища, самопонуждение к труду. Подростку необходимо учиться этому, чтобы у него наблюдалось духовное развитие.
В развитии воли человека нужен руководитель. К руководителю воспитуемый должен иметь послушание, тогда он сможет правильно, быстро и качественно в нравственном отношении прийти к совершенству. Это очень важная мысль, с помощью которой в психолого-педагогическом сопровождении подростка можно добиться высоких и нужных результатов, где совершенством будет являться взрослое высоконравственное состояние человека, некогда бывшего подростком [11].
О руководителе в жизни человека говорит не только святитель Феофан Затворник, но и многие другие христианские авторы, а также педагоги. Например, у христианского автора – преподобного Симеона Нового Богослова (X в.) – есть молитва об обретении духовного наставника [12]; педагог К. Д. Ушинский говорит об учителе [13], а учитель – это тот, кто учит, руководит. В современной школе существует специальность педагога-наставника, что подтверждает необходимость руководства в воспитании детей [14].
Для юношей характерно чувство влюбчивости, которое является для них «мучительным и убийственным» [15]. Это чувство присуще, в большей мере, тем, кто не имеет целомудрия. Святитель Феофан говорит, что нецеломудрие приводит в страдание личность человека. Физическое нецеломудрие способствует потере в человеке чувства человечности и падению до уровня животных [16]. Эта мысль актуальна в современном воспитании подростков.
Психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении очень сложное, но важное дело для общества. Святитель Феофан Затворник видит разрешение проблемы в наличии у человека целомудрия, которое нужно помочь ребенку сохранить. Без содействия взрослого, который сможет помочь выстроить жизнь воспитуемому, подростки сами с этой проблемой не справятся.
Подводя итог вышесказанному, мы приходим к следующим выводам:
- святитель Феофан Затворник в своем труде «Начертание христианского нравоучения» пишет о формировании личности в юношестве. В этом возрасте человек выбирает либо добродетельную жизнь, либо жизнь по страстям;
- в подростковом возрасте необходима работа по направлению на благое развитие основных психологических элементов человека: воли, чувства (в данном случае у святителя Феофана Затворника «чувство влюбчивости»), тела, которые взаимодействуют с душой и формируют ее индивидуальность;
- особое и главное значение в жизни человека отводится совершенствованию добродетелей, оформление которых в подростковом возрасте играет большую роль в последующем развитии личности;
- в воспитании подростка нужен руководитель, который будет направлять первого на нужный путь развития. Одним из аспектов этого направления является психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает, что педагог оказывает помощь, поддерживает воспитуемого, но в то же время дает ему самостоятельность действий. Эта синергия, соработничество педагога и воспитуемого приводит к хорошим результатам, которые показывают развитие воли человека, неподавленную в его воспитании.
[1] См.: Житие Святителя Феофана Затворника, Вышенского. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ic-xc-nika.ru/texts/jitiya/feofan_zatvor/frame_content.html (Дата обращения: 20.11.2012).
[2] Феофан святитель, затворник Вышенский. Засеменение и развитие жизни христианской [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. (1 файл). Системные требования: MS Word. URL: http://www.svfeofan.ru/lib/dev.doc (Дата обращения: 20.11.2012).
[3] См.: Житие Святителя Феофана Затворника, Вышенского. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ic-xc-nika.ru/texts/jitiya/feofan_zatvor/frame_content.html (Дата обращения: 20.11.2012).
[4] См.: Там же.
[5] См.: Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения (часть первая) // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/feofan_zatvornik_nachertanie_hristianskogo_nravoucheniya-all.shtml (Дата обращения: 20.11.2012).
[6] См.: Психологическая характеристика юношеского возраста: от 14 до 18 лет // Personalita.ru. Психология для всех. [Электронный ресурс]. URL: http://personalita.ru/195.html (Дата обращения: 20.11.2012).
[7] См.: Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения (часть первая) // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/feofan_zatvornik_nachertanie_hristianskogo_nravoucheniya-all.shtml (Дата обращения: 20.11.2012).
[8] Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения (часть вторая) // Русская Православная Церковь. Новосибирская епархия. Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. Миссионерский отдел Новосибирской митрополии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ansobor.ru/library
PHP?chapter=92 (Дата обращения: 20.11.2012).
[9] См.: там же.
[10] См.: там же.
[11] См.: там же.
[12] См.: Молитва преподобного Симеона Нового Богослова об обретении духовного наставника // Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/psihologiya/mitropolit_irofey_pravoslavnaya_psihoterapiya_01-all.shtml (Дата обращения: 20.11.2012).
[13] См.: Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1988-1990.
[14] См.: Наставничество в школе // Neuch.org. Современное образование. – 2012. – 23 апреля (Электронный ресурс). URL: http://neuch.org/realias/nastavnichestvo-v-shkole (дата обращения: 20.11.2012).
[15] Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения (часть вторая) // Русская Православная Церковь. Новосибирская епархия. Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. Миссионерский отдел Новосибирской митрополии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ansobor.ru/library
PHP?chapter=92 (Дата обращения: 20.11.2012).
[16] См.: Там же.
// Доклад магистранта II курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии, члена Студенческого научного общества СПбПДА Алексея Артюхова на IV Всероссийской конференции с международным участием «Психология индивидуальности», г. Москва, 22-24 ноября 2012 года.