Алексей Беспалов. Актуальность использования святоотеческого наследия для воспитания подрастающего поколения в современных условиях

Алексей Беспалов. Актуальность использования святоотеческого наследия для воспитания подрастающего поколения в современных условиях

Автор предлагает в воспитании подрастающего поколения шире использовать наследие Святых Отцов Церкви.

Вопрос о воспитании подрастающего поколения всегда являлся и продолжает оставаться одним из самых актуальных вопросов. Очень часто на различного рода встречах, конференциях, форумах, посвященных этой теме, можно услышать избитую, но, тем не менее, выражающую суть данной проблемы фразу, «Дети – наше будущее».

Действительно, ведь подрастающее поколение – это те, кто через несколько лет будут определять направление развития нашего общества, нашего государства, нашей Церкви. И от того, какое воспитание они сегодня получат, какие духовно-нравственные ценности мы сможем в них заложить, и будет зависеть будущее нашей страны в целом и каждого человека в отдельности.

По учению Церкви человек – образ и подобие Божие. Он призван к богоуподоблению, к обожению, и краткие мгновения этой земной жизни даны нам для приготовления к жизни вечной. Именно от того, как мы используем это бесценное время, будет зависеть и наша участь в вечности. Следовательно, воспитание подрастающего поколения должно строиться таким образом, чтобы оно способствовало спасению, воссоединению человека с Богом. Митрополит Амфилохий (Радович) в своей книге «Человек – носитель вечной жизни» так определяет цель воспитания: «Цель воспитания, – пишет он, – не только просвещение и наполнение истиной, красотой и добром, но прежде всего освобождение человека от несовершенства и, таким образом, от зла, помрачающего его и не дающего достичь Истины и целостно воспринять Ее, раскрыть и осуществить полноту собственного образа»[2.С.27].

К сожалению, в современном мире воспитание и образование подчинены утилитарной идеи земного благополучия. Сегодня как в семье, так и в школе в ребенка стараются заложить такие навыки, умения и знания, которые помогли бы ему стать преуспевающим и уважаемым членом общества. При этом зачастую неважно, какие средства будут использованы для достижения успеха. Очевидно, что такой подход к воспитанию детей и юношества не может способствовать вхождению человека в Царство Божие, так как все его чаяния, стремления, усилия направлены к получению чувственных удовольствий и к удовлетворению своего эго. Но если жить так, забывая о посмертном воздаянии, то жизнь теряет смысл, она становится похожа на пир во время чумы. Об этом прекрасно сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Все земные занятия, — пишет он, — наслаждения, почести, преимущества – пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети» [3]. И полбеды, если человек только сам для себя выбирает этот гибельный путь. Гораздо страшнее, если люди с мировоззрением «будем, есть, пить и веселиться, ибо завтра умрем» стоят у кормила власти и определяют путь развития целой страны. Тогда сбываются слова Писания, сказанные Спасителем: «Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму» [1.С.18].

Сегодня в России в области воспитания мы наблюдаем целый ряд катастрофических явлений. Духовное обнищание в этой области фактически привело к глобальному кризису. Яркими его проявлениями служат рост числа самоубийств, распространение наркомании, алкоголизма, большое количество брошенных детей, все более частые случаи распада семей и т.д. и т.п. В конечном счете, все эти деструктивные явления очень скоро могут привести к исчезновению нашей нации.

Что же можем мы – священнослужители, церковнослужители, да и просто верующие христиане – противопоставить в этой сложной ситуации, которая сложилась сегодня в нашей стране? Ответ, на мой взгляд, очевиден. Если воспитание должно способствовать воссоединению человека с Богом, то в его основе должны лежать евангельские заповеди, данные Самим Богом. И, следовательно, главными авторитетами в этой области должны быть люди, которые всю свою жизнь положили на алтарь исполнения этих заповедей и служения Богу. В христианстве эти великие воспитатели именуются Святыми Отцами. Именно они являют собой идеал человека, их жизнь – лучший пример для подражания. Любовь к ближнему, смирение и терпение в несении своего креста – вот главные жизненные установки святоотеческого наследия. Учение Святых Отцов – это учение Церкви, которая, по слову апостола, является «столпом и утверждением Истины», Истины, явившейся миру во плоти.

Конечно, в первую очередь творения Святых Отцов – это путеводитель ко Христу, к вечной жизни в Боге. Однако и для этой временной, земной жизни это бесценное наследие является наилучшим пособием по воспитанию человека. Ведь человек, в основу воспитания которого были положены евангельские заповеди и святоотеческое наследие, будет во всех сферах человеческой деятельности примером для подражания. Он будет законопослушным гражданином, так как нарушать закон – это грех. Он будет настоящим патриотом своего Отечества и никогда не предаст свою Родину, потому что предательство – грех. Он будет прекрасным супругом или супругой, ведь христианство призывает быть верным и в горе, и в радости до конца жизни. Он будет замечательным родителем, ибо сказал апостол: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» [1.С.238]. Он будет образцовым сыном или дочерью, ибо сказано «Почитай отца твоего и матерь твою» [1.С.195].

В связи с вышесказанным хотелось бы привести слова одного из великих русских святых – святителя Феофана Затворника. Он пишет: «Христианин обязан любить свое Отечество, дорожить им и быть ему преданным, по чувству благодарности и благочестию. Не только не замышлять и не делать ничего ему во вред или унижение, но, напротив, всем, чем кто может, содействовать его благоденствию, заботиться о нем, иметь его во внимании и, то сорадоваться ему, то печалиться о противном. Злое же всячески предотвращать, знать и хранить законы его, охотно им повинуясь и усердно неся все повинности, не уклоняясь от существующих постановлений. Блюсти характер своего народа, чтить его, возвышаться до него, защищать его». Далее он продолжает: «Общие обязанности супругов – это крепкая любовь, не страстная, но чистая и трезвая, а также привязанность с живым участием и сочувствием. Отсюда проистекает мир непресекаемый и согласие нерушимое». «Воспитание, – пишет святитель, – дело родителей главнейшее, многотрудное и многоплодное, от которого благо семейства, Церкви и отечества. Руководитель в воспитании детей – любовь. Но должно, чтобы эта любовь была истинная, трезвенная, разумом управляемая… Воля же родителей, что воля Божия, лицо их – лицо Божие. Кто не чтит их, не покоряется им и отделился от них сердцем, тот извратил свою природу и отпал от Бога» [4.С.449-473]. Подобные высказывания мы можем найти почти у всех Cвятых Отцов.

Таким образом, именно святоотеческое наследие, основанное на Божественном Откровении, является истинным источником вечных духовных ценностей, в которых человек может обрести подлинную цель воспитания и осуществить свое предназначение. Само собой разумеется, что и страна, населенная такими замечательными людьми будет процветать. Ведь они будут жить по закону евангельской любви, готовые в любой момент ради ближнего своего принести в жертву самое дорогое, что у них есть. Такая страна будет неуязвима для любых негативных явлений, столь характерных для нашего современного общества.


Литература:

1. Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2000., 1217с. 2. Митрополит Амфилохий (Радович). Человек – носитель вечной жизни/Пер. с серб. С. Луганской. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. – 304с. – (Православное богословие). 3. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// baltym.prihod.ru/bibliocat/view/id/9337 4. О нашем спасении. Собрание творений святителя Феофана, затворника Вышенского. М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2003. – 1168 с.


Опубликовано 05.04.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter