XVII век — эпоха возрождения высокой античной культуры, XVIII век — торжество науки, XIX век — обособление культуры от религии, XX — век общество потребления, безбожная пустота, XXI век … ? В какую форму поместить содержание культуры будущего? В какой субкультуре окажутся наши дети? Какое духовное содержание может быть у молодёжи, воспитанной в безрелигиозном обществе, не знающем Христа?
Ответ на этот вопрос дан в Евангелии Самим Христом: «Кто не собирает со Мной, тот расточает». Человек же расточающий не сможет создать ничего по-настоящему ценного. Убедиться в этом несложно, достаточно поверхностного знакомства с некоторыми субкультурами.
Процессы, происходившие в мире в ХХ в. и продолжающие происходить сегодня, свидетельствует о том, что человечество переживает глубокий религиозный и, как следствие, культурный кризис. Это обстоятельство не могло не сказаться на молодом поколении, которое всегда, в силу возрастных особенностей, остро реагирует на внешние вызовы. В результате в ХХ в. в молодёжной среде возникают различного рода субкультуры, вступая в которые молодые люди пытаются заполнить духовную пустоту. Однако духовность бывает как со знаком плюс, так и со знаком минус. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что человек не всегда обладает достаточной духовной зоркостью, чтобы отделить подлинное божественное вдохновение от «вдохновения» экстатического, за которым нередко стоят темные силы, разрушительно действующие на человека. Последнее происходит, в частности, в результате соприкосновения с миром колдовства и магии, а также из-за употребления наркотиков [5.С.155].
Само слово cultura, означающее «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», происходит от слова cultus – «почитание», «поклонение», «культ» [5.С.154]. Этимология слова указывает на религиозные корни культуры. Во второй главе книги Бытия сказано, что, создав человека, Бог поместил его в раю и повелел возделывать и хранить Свое творение [1.С.2]. Однако, не удержавшись на высоте своего призвания и отпав от Бога, человек был изгнан из рая и поставлен перед необходимостью бороться за выживание. Вследствие чего возникли производство орудий труда, градостроительство, сельскохозяйственная деятельность, искусство. Но культура не может существовать сама по себе без человека, поэтому её формирование и направление развития непосредственно зависят от её носителя. А так как дух, являясь высшей частью человеческой природы, творит себе формы, то в зависимости от духовности человека формируется и его культура. Духовность же с христианской точки зрения есть сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. Следовательно, от того стремится человек к Богу или от Бога, зависят и результаты его деятельности.
Уже с первых дней своей истории человечество стало развиваться двумя различными путями. В книге Бытия мы читаем о сынах человеческих – потомках Каина, и сынах Божьих – потомках Сифа. Первые, забыв о своём изначальном призвании, попытались адаптироваться к новым условиям и построить антропоцентричную цивилизацию, в которой Бог является не целью, а средством. Вторые стремились создавать культуру, которая способствовала бы воссоединению человека с Богом. Эти два пути были характерны для развития культуры на протяжении всей истории человечества. До христианской эры доминировал первый, после прихода в мир Христа и до эпохи Возрождения – второй. По мнению известного русского религиозного философа ХХ в. Ивана Александровича Ильина, именно с эпохи Возрождения начинается процесс обособления культуры от веры, религии и церкви, который к ХIХ в. достигает своего логического завершения. В своей работе «Основы христианской культуры» он пишет: «Европейская культура ХIХ в. есть по существу уже светская, секуляризованная культура: светская наука, светское искусство, светское правосознание, светски осмысливаемое хозяйство, светское восприятие мира и объяснение мироздания. Культура нашего времени все более обособляется от христианства; но не только от него, — она вообще утрачивает религиозный дух, и смысл, и дар. Отделившись от христианства, она ушла в безрелигиозную, безбожную пустоту»[2,С.12]. Именно на этом фундаменте и было построено в ХХ в., сначала на Западе, а затем и у нас в России, современное общество потребления.
Процесс формирования этого общества пришёлся на 50-е годы XX в. В это же время началось и оформление молодежных субкультур. Это совпадение отнюдь не случайно потому, что именно молодёжь как наиболее восприимчивая социальная группа сразу отреагировала на новые формы развития культуры со всеми её позитивными и негативными явлениями. Эта реакция с самого начала приняла протестные формы. Так как цивилизация, в которой доминирует так называемая массовая культура, не способна удовлетворить духовные потребности личности, для которой пока ещё высшими ценностями являются дружба и любовь, а не деньги и материальные ценности. Однако не всё так просто, ведь истинная культура начинается только там, где верное духовное содержание ищет себе совершенную форму. А какое духовное содержание может быть у молодёжи, воспитанной в безрелигиозном обществе, не знающем Христа? Ответ на этот вопрос дан в Евангелии Самим Христом: «Кто не собирает со Мной, тот расточает» [1С.1004]. Человек же расточающий не сможет создать ничего по-настоящему ценного. Убедиться в этом не сложно, достаточно даже поверхностного знакомства с некоторыми субкультурами.
«Готы» – это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века. В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из постпанка. Внешний вид «готов» и их атрибутика: черные наряды, летучие мыши, вампирские зубы – все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти. Впоследствии к декадентскому колориту стали добавлять мистические символы. Сами «готы» воспринимают свое движение как протест против массового сознания и безвкусицы. Готическое движение вобрало в себя множество стилей и направлений – искусство периода декаданса, символизма, готическое средневековье, современную эстетику «темного» кино, неформальную эстетику панк. К готике можно отнести все, что движется в направлении темной мистики, мрачной романтики и эстетики разрушения.
Движение «эмо» (сокращение от emotion – эмоциональный) зародилось в 80-е годы ХХ в. в США, а с 2000 г. охватило практически все города России. Представители «эмо» хорошо известны своим стилем, который довольно четко излагается в соответствующей хардкор-музыке. Характерные особенности этого музыкального стиля — визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик. Тексты песен носят личностный характер, описывают глубокие переживания героя о несчастной любви, несправедливости, о жестоком и полном насилия мире. «Эмо» чаще всего ранимый и депрессивный подросток, для которого свойственно часто меняющееся настроение, он не умеет быть спокойным. Внешне «эмо» обычно худые, высокие подростки с жесткими, прямыми черными волосами. Они отгораживаются от мира длинными челками, лицо и губы делают бледными, ретушируя их, а глаза рисуют черной подводкой, подчеркивая этим боль и тревогу. В образе «эмо» преобладает черный цвет, что может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью. В культуре «эмо» размыты рамки между полами, мальчики похожи на девочек и наоборот. Их идеология сосредоточена вокруг внутренних ощущений и таких эмоциональных состояний, как грусть, тоска, романтическая любовь.
Панк – это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. Философия панков проста: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Идеология панка подразумевает самостоятельность, прямые действия по смене политического уклада и непринятие общественной культуры широкого потребления. Злоупотребление алкоголем и наркотиками, насилие — тоже элементы панка. Вред себе и суицид — явления, сопутствовавшие этому направлению с самого начала. Героин, аэрогены и другие вещества считаются нормальными. О посвящении в панки ходят легенды. В одних компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других – посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедками.
Субкультура рэйва (от англ. rave – бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде. Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.
Конечно, не все молодёжные субкультуры настолько деструктивны. Некоторые из них не так опасны, как «готы» и «эмо». Однако и там нередко бывают патологические способы самоутверждения, в большинстве случаев это наркотики и алкоголь. Разумеется, и здесь не приходится говорить о правильном духовном устроении.
Что же касается «готов» и «эмо», то стоит привести на этот счёт мнение профессионального психолога Изяслава Александровича Адливанкина, много лет занимающегося в центре «Святого праведного Иоанна Кронштадтского» в Москве реабилитацией наркоманов, игроманов, людей, затянутых в тоталитарные секты, и прочих жертв современной «культуры». «Такие субкультуры, как «готы» или «эмо», – пишет он, – нельзя рассматривать в качестве простого молодежного увлечения. По сути, это темный демонический культ. В них существует религиозно-мистическая компонента. А когда человек соприкасается с ней, она входит в пространство его увлечений и начинает действовать. И тогда все эти увлечения приобретают совершенно иную основу и иное продолжение. Например, «эмо» и «готы» носят на себе сатанинскую символику. Они сами могут не придавать ей значения, но тут вступают в силу духовные законы, и известные духовные силы обязательно придадут этому акту особое значение. Собственно, и «организовав» его. Закулисный мир входит в жизнь таких ребят и начинает на нее влиять. Но, конечно, понимают это далеко не все и далеко не сразу. Подростков привлекает, прежде всего, внешняя сторона: сама мода, налет романтики, тайны, изысканности, чувство некоего избранничества. Ведь в «готы» идут ребята умные, достаточно эрудированные, по-своему интеллектуальные. Надо отметить, что многие «готы» так и останавливаются на периферии культа, не заходя далеко. Другое дело, что заигрывание с тьмой в любом случае опасно, поэтому тешить себя надеждой, что мой сын или дочь далеко не зайдут, не стоит. Надо четко понимать, что во введении подростка в тот или иной темный культ есть определенная цель. Для темных сил она извечная: это погубление человека. Течение же «эмо», в которое вливаются дети более младшего возраста, представляет собой суррогат «готики». Только у «готов» культ самоубийц – один из компонентов, и они стараются обставить это довольно-таки театральным образом, а у «эмо» культурной компоненты уже нет, она не нужна. Там отсутствует даже мало-мальски объективное осмысление того, что происходит, а есть просто некие неосознанные реакции. Неслучайно в «эмо» в массе своей идут дети демонстративные, истероидные, имеющие те или иные психические, в том числе сексуальные, отклонения. Как правило, речь идет о психопатологических состояниях. Причем выражающихся уже не просто в эмоциональном плане, а повлекших за собой серьезные поведенческие нарушения. Если говорить совсем коротко, то это некий культ истерии. В подростковой среде его внедрить совсем нетрудно. И раньше была мода на «настроения»: девочки «интересничали», напрашиваясь на вопрос: «Почему ты грустишь?» И некоторые мальчики ходили с нарочито печальным видом – этакие Пьеро. И мы тоже могли думать: «Ах, я покончу с собой, и тогда она узнает, как я ее любил». Но это были фантазии, которые, как правило, не имели продолжения. У «эмо» же, наоборот, подобные фантазии очень часто имеют реальное продолжение» [4].
Следует также обратить внимание на тот факт, что все эти субкультуры привнесены к нам извне. В своей работе «Экология культуры» Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что для полноценной жизни человека очень важна среда, созданная культурой его предков [3]. К сожалению, сегодня в России мало кто из молодых людей знаком с культурой своих предков. А ведь эта культура, в основу которой было положено православное христианство, явила миру таких великих людей как Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Александр Невский и Александр Суворов, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, Фёдор Достоевский и Лев Толстой, Пётр Чайковский и Фёдор Шаляпин. И этот список можно продолжать еще очень долго.
Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы высказать не лишенное, на мой взгляд, логики и здравого смысла предположение. Только тогда, когда эти величайшие представители нашей нации, а не герои голливудских фильмов и компьютерных игр вновь станут примером для подражания, русская культура сможет выйти из духовного кризиса, и как следствие у молодёжи отпадёт необходимость вступать в псевдо-духовные объединения иностранного производства.
Литература:
1. Библия книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2000., 1217с.
2. Иван Ильин. Основы христианской культуры. СПб. Издательство «Шпиль» 2004., 352с.
3. Лихачёв Д.С. Экология культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecologia-cultur.ucoz.ru/load/9-1-0-4
4. Татьяна Шишова Беседа с психологом Изяславом Адливанкиным [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/guest/32687.htm
5. Основы социальной концепции Русской православной Церкви. – М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. – 174с.
Алексей Беспалов, магистрант I курса богословского отделения академии