Сегодня Православная Церковь празднует событие, которое для каждого из нас, для всех верующих христиан является одним из самых величайших событий, случившихся когда-либо в истории человечества. Нет никаких сомнений, что значимость этого события невозможно переоценить, его даже можно без преувеличения назвать отправной точкой в деле нашего спасения. Ведь сегодня мы празднуем рождение Той, благодаря Которой, как сказано в Символе веры «спасения нашего ради», с неба на землю сошел Бог, мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы.
Иногда мы можем услышать такой вопрос: почему же Христос, если Он есть любящий Бог, воплотился спустя довольно продолжительный период времени после грехопадения? Ответ на этот далеко на праздный вопрос кроется в личности Пресвятой Богородицы. Вся ветхозаветная история человечества, и в особенности история богоизбранного народа есть не что иное, как предуготовление Тела Христова, предуготовление Церкви, т. е. среды, в которой происходит соединение человека с Богом но, прежде всего, – это предуготовление Той, Которая должна была, говоря святоотеческим языком «взаимодать» Свою человеческую природу Богу для того, чтобы осуществилась тайна Воплощения.
Говоря о рождении Богородицы, очень важно подчеркнуть, что Православная Церковь, в отличие от Римо-Католической, отрицает догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Этот неизвестный неразделенной христианской Церкви догмат, без всякого сомнения, умоляет величайший жизненный подвиг Пресвятой Богородицы, Которая конечно же, не была, как учат католики, изъята из общей цепи рождений и, поэтому также как и прочие люди несла на Себе все последствия первородного греха. Однако грех никогда не смог осуществиться, актуализироваться в Ее личности, пагубное наследие греха было не властно над Ее праведной волей. Богородица была свята не потому, что Она, якобы в силу какой-то особой привилегии, была исключена из общей участи всего человечества, но потому, что по собственной воле сохранила Себя в чистоте от всякого личного греха. Таким образом, подвиг Пресвятой Богородицы состоит в свободном отказе от греха и таком же свободном подчинении Своей воли воле Божьей. Только в этом случае Сын Божий мог воплотиться, потому что Воплощение есть дело не только Бога, но и воли и веры Пресвятой Богородицы. Без Ее свободного согласия Воплощение было бы невозможным, так как, если Слово Божие воплотилось добровольно, то Оно благоволило, чтобы и Богородица родила Его свободно по Своей доброй воле. Это есть наиболее яркий пример синергии, соработничества Бога и человека. Как пишет один из самых выдающихся русских богословов минувшего столетия В.Н. Лосский: «В лице Пресвятой Девы человечество дало свое согласие на то, чтобы Слово стало плотью и обитало среди людей, и если единая воля Божественная создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой». Таким образом, вся трагедия богоданной человеческой свободы разрешается в словах Богородицы, сказанных в ответ на благовестие Архангела Гавриила: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38). Здесь совершилось все то, чего требовал Бог от человеческой свободы после грехопадения.
Безусловно, та абсолютная святость, та кротость и смирение, которые Пресвятая Дева Мария сохранила в течение всей Своей жизни являются для нас наиболее ярким примером того, к чему все мы должны стремиться. Но есть и еще один немаловажный аспект, о котором необходимо упомянуть сегодня. Речь пойдет, как бы ни показалось странным на первый взгляд, о богоизбранности израильского народа. Это избранничество не отрицаем и мы православные христиане. Проблема в том, какой смысл тот или иной народ, тот или иной человек вкладывает в это понятие. К глубокому сожалению, уже с самого начала, т. е. с момента, когда Господь выводит евреев из египетского рабства, многие из них совершенно неверно поняли свое избранничество. Они решили, что Бог избрал именно их народ как наиболее достойный спасения, и уже сама принадлежность к израильскому народу является для них своего рода гарантийным обязательством, данным Богом. И это обязательство позволяет автоматически, несмотря ни на внутреннее устроение того или иного человека, ни даже на его внешнее поведение, особенно по отношению к представителям других народов, получить пропуск в Царство Небесное. Это неправильное понимание своего избранничества явилось одной из центральных причин того, что большинство иудеев отвергли Господа Иисуса Христа, Который всегда подчеркивал, что пришел для спасения всех людей. Правильное же понимание богоизбранности израильского народа состоит в том, что именно в этом народе, в роду наиболее благочестивых израильтян должна была появиться на свет Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, т. е. Пресвятая Богородица, через Которую как по лестнице Бог Слово смог спуститься на землю для того, чтобы пострадать, быть распятым и воскреснуть ради спасения всего человечества.
Но какое же отношение вся эта история о неправильно понятом иудеями избранничестве имеет ко всем нам? Да самое прямое. Ведь мы с вами тоже являемся богоизбранным народом, конечно, не в узконациональном смысле, но сути дела это обстоятельство не меняет. Ведь именно о нас христианах, обличая законников, книжников и фарисеев, сказал Христос: «Сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43). Этот другой народ и есть мы с вами, члены Церкви Христовой. Однако от опасности неправильно понять свое избранничество мы, точно также не застрахованы, как и упомянутые ранее иудеи. Если мы посчитаем дело нашего спасения уже совершенным лишь только потому, что формально принадлежим к Православной Церкви, и, следовательно, то, как мы живем, как относимся к окружающим нас людям, уже для нас не имеет особого значения, в этом случае – это, несомненно, будет неправильным пониманием нашего избранничества. Правильное же понимание состоит в том, что мы, являясь членам подлинной Христовой Церкви, имеем поистине уникальную возможность, в первую очередь, через участие в Таинствах, а также через жизнь по евангельским заповедям, приобщиться к Божественной жизни, стать сынами и дочерьми Божьими. Чего да сподобится достигнуть, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых, каждый из нас.
// Проповедь аспиранта Богословского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии Беспалова Алексея, произнесенная 21 сентября 2014 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Литургии