Сегодня Святая Церковь празднует появление в мир Той, Которая стала лестницей между небом и землей, через Которую в мир вошел Господь Иисус Христос. Мы почитаем Божию Матерь выше ангельских сил, Она находится на вершине святости. При обращении к Ней мы говорим не просто: «Пресвятая Богородица, моли Бога о нас», но: «спаси нас»! Давайте попробуем понять, почему мы так почитаем Богородицу? Какие особенные добродетели мы видим у Нее?
Пресвятая Богородица занимает совершенно особое место в деле нашего спасения – Она была самым лучшим, самым чистым из того, что поврежденное грехом человечество смогло принести Богу; Той, Которая была способна принять в Себя Бога.
Пресвятая Богородица не только исполняла ветхозаветные заповеди Моисеева Закона, но и воплотила в своей жизни Евангельские блаженства. Первой ступенькой на лестнице Евангельских добродетелей является духовная нищета, то есть смирение. Эта добродетель лежит в основе духовной жизни, так как противоположна гордыне – корню всех страстей. Пресвятая Дева Мария не стремилась стать какой-то особенной, великой, Она мечтала лишь хоть чем-то послужить Той, Которая станет Матерью Мессии. И Бог, видя сердечное расположение Пресвятой Девы, посылает к Ней архангела Гавриила с радостной вестью: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою!» (Лк. 1:28).
Еще одна сторона смирения – это поиск и исполнение не своей воли, а воли Божией, послушание Богу. Именно от ответа Девы Марии на приветствие архангела Гавриила зависело, произойдет боговоплощение или нет. Понимая всю опасность Своего положения, ведь по Моисееву закону незамужняя беременная женщина побивалась камнями, Пресвятая Дева говорит: «Се, раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему» (Лк. 1:38), и тем самым всецело предает Себя в руки Божии.
Только через смирение перед Богом, послушание Его воле и мы с вами можем достичь настоящего непреходящего счастья и цели своего бытия – спасения души и, более того, – духовного совершенства. Для пояснения приведем рассуждения Клайва Льюиса из произведения «Просто христианство». В детстве у автора часто болели зубы. Но он терпел до последнего, не спешил идти за помощью к матери, которая могла дать болеутоляющее, поскольку знал, что этим дело не ограничится и на следующий день она отведет его к зубному врачу, а тот кроме больного зуба проверит и все остальные. Господь в некотором роде напоминает такого врача. Десятки людей приходят к Нему, чтобы излечиться от какого-то греха, особенно беспокоящего их (например, трусости, раздражительности, пьянства, и проч.). После того, как Христос исцелит эти недуги, многие из нас считают себя достаточно хорошими и хотят, чтобы Господь оставил нас в покое. Но Бог не желает останавливаться на этом, но ждет нашего согласия, чтобы подвергнуть нас полному курсу лечения, чтобы мы достигли святости. Если мы ответим положительно и будем подтверждать свое решение на деле, то Господь выполнит свою работу до конца, через какие бы жизненные испытания нам не пришлось пройти, ведь Он будет всегда рядом.
Послушание Богу состоит также в развитии всех своих способностей и талантов для служения Богу и ближним. Самый главный из талантов, который дан каждому, – это талант любви. Вершиной лестницы добродетелей также является любовь, через которую человек уподобляется Богу.
Именно в добродетели любви Пресвятая Богородица преуспела наибольшим образом. Мы молимся Божией Матери за каждым богослужением, добавляем обращения к Ней в акафистах и канонах, что свидетельствует о том, что мы верим в Ее постоянную, чуткую заботу и ходатайство о нас перед Богом. Господь Иисус Христос, распинаемый на Кресте, поручил нас, в лице апостола Иоанна Богослова, заботе Своей Матери. Таким образом, с того момента Пресвятая Богородица стала небесной Матерью каждому из нас. Оружие прошло душу Богородицы, когда Она видела страдания и крестную смерть Своего Сына, поэтому Она, как никто другой, способна сопереживать нашим трудностям и скорбям.
Добродетель любви дана как заповедь и каждому из нас. Для современной жизни характерен очень быстрый ритм, поверхностность общения, мы часто равнодушны к нуждам и переживаниям окружающих. Заповедью о любви Господь призывает нас воспитывать в себе сердце, болезнующее о других. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 35), – говорит Христос. Можно подумать, что если мы будем всех любить, тратить на других время и силы, то кто же позаботиться о нас? Мы забываем о том, что мы уже любимы. Бог любит каждого из нас, да еще и так, как не может любить ни один человек на земле. Поэтому нам не стоит беспокоиться о себе, а нужно сосредоточить внимание на других.
Обычно, по-настоящему мы любим небольшой круг людей: наших родных, друзей. Ради них мы готовы пойти на малые и большие жертвы. Пресвятая Дева смогла расширить Свое сердце и вместить в него каждого из нас. К этому призваны все мы, особенно будущие церковнослужители и пастыри Церкви. Совершенная любовь, при которой возможно любить даже врагов, является даром Божиим. Но он подается в ответ на наши усилия по приобретению этой добродетели. На вопрос о том, как возрасти в любви, святые отцы советовали поступать так, как будто эта добродетель у нас уже есть, то есть делать дела любви. Тогда со временем внешнее перейдет во внутреннее.
Нередко человек, старающийся воплощать в жизни христианские идеалы, кажется неприспособленным к жизни мира, живущего по совершенно иным ценностям. Христианин подобен герою гениального произведения Ф.М. Достоевского – князю Мышкину, которого общество за глаза зовет: «Идиот». Но ведь и Сам Христос казался своим сводным братьям и сестрам вышедшим из себя, а фарисеи считали Его одержимым нечистым духом. Поэтому не будем думать о том, как мы выглядим в глазах окружающих, но будем помнить, что на нас смотрит Христос.
Дорогие отцы, братья и сестры, будем помнить, что каждый человек рождается в мир для того, чтобы исполнить замысел Божий о себе, то есть последовать воле Божией и стать святым, а также уподобиться Богу в любви. Будем взирать на пример Пресвятой Богородицы, сами стараться изо всех сил и просить Ее помощи на пути в наше Небесное Отечество.