В статье рассказывается об „Ахенском паломничестве“, проводимом с XIII в. один раз в семь лет на западе Германии. В этом году оно состоится с 20 по 29 июня не только в Ахене, но и в Корнелимюнстере и Мёнхенгладбахе, где тоже в эти дни выставляют уникальные христиaнские реликвии из Cвятой Земли и мощи святых неразделенной Церкви.
В Корнелимюнстер в дни традиционного «Ахенского паломничества» тоже стекаются тысячи паломников не только из Германии, но и сопредельных с нею государств Западной Европы. История Корнелимюнстера начинается в глубокой древности (I-e столетие), когда небольшое поселение в долине реки Инде имело стратегический пункт на пересечении военных дорог между городами Ахеном и Триром, Кельном и Динантом. Церковь и монастырские строения появились здесь в эпоху империи Каролингов (814 – 817 гг.). Их основание связано с именем сына Карла Великого – императора Людовика Благочестивого (814 – 840) и святого Бенедикта Анианского (ок. 745/750 – 821). Монастырь был освящен в 817 году и первоначально назывался «Monasterium Sankti Salvatoris ad Indam» или Инденским. Сегодня официальное его название – «монастырь аббатства Святого игумена Венедикта Aнианского и папы Корнилия». Инденская обитель получала от императора ряд привилегий и богатые дарения. Основой монашеского уклада жизни стал Бенедиктинский устав. Организация монашества осуществлялась здесь по римскому образцу, вводились римско-литургические и церковно-правовые обычаи. Особое значение придавалось в монастыре и почитанию святых и реликвий. Монастырь дважды (881 и 892 гг.) подвергался нападению норманнов и был сильно разрушен, но в нем чудом сохранились его великие святыни, называемые здесь «библейскими» или «тканными».
По преданию, христианские святыни, происхождение которых в Иерусалиме не до конца известно, в 798 – 799 году были доставлены из Святой Земли сначала в Ахен, и далее Карл Великий подарил их местному Кафедральному собору где они более пятнадцати лет они хранились в сокровищнице вместе с другими ценными реликвиями. Император Людовик Благочестивый в 817 году распорядился передать монастырю Корнелимюнстера три святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. С IХ столетия святыни хранятся в изготовленном из дубового дерева реликварии, а в описи ризницы церкви св. Корнилия их название пишется сначала на латинском и затем – параллельным переводом на немецкий язык.
1. Linteum Domini (das Schürztuch) – т.е убрус (полотенце), которым препоясался и умыл ноги ученикам Иисус Христос (Иоанн, 13; 5-6).Научные исследования полотняной ткани убруса (полотенца; длинa его составляет примерно 2,30 м, а ширина различна: 68 см – узкая часть, а самая широкая – 1,28 м), так как в разные годы от него отрезали фрагменты, используемые в дальнейшем как ценные дарения и реликвии. В средней части полотенца заметно темное пятно. В 1468 году в нем можно было различить подобие некоей стопы, поэтому в Корнелимюнстере существовала когда-то легенда о так называемом «следе Иуды» на этой реликвии.
2. Sindon Munda (das Grabtuch) – т.е. погребальное покрывало, которым накрыли Тело Иисуса Христа после Его распятия на Кресте.
Это искусно сотканное льняное полотно с декоративно-художественным рисунком (размеры погребального покрывала: ширинa – примерно 1,80 м и длинa –1,05 м) былo использованo в соответствии с иудейской традицией при погребении Христа. Погребальное покрывало в Корнелимюнстере нельзя путать (смешивать) с Туринской Плащаницей. Первоначально погребальное покрывало было вдвое больше. Недостающая половина в 875 году в качестве обмена на другие реликвии была передана Карлу II Лысому (823 – 877) — королю Западно-Франкского королевства Франции, младшему сыну Людовику I Благочестивому для основания монастыря в Компьенье (Компьен, Франция). Монастырские хроники рассказывают, что в 875 году произошел обмен реликвиями, в результате чего (сегодня – Компинье) половину покрывала, а взамен получил мощи (главу и десницу) cвятого мученика Корнелия († 253), папы Римского и мощи (плечевая кость) священномученика Киприана, епископа Карфагенского († 258). Погребальное полотно после его демонстрации паломникам надежно упаковывается в шелковую ткань красного цвета.
3. Sudarium Munda (das Schweißtuch) – т.е. плат (сударь), который закрывал глaву мертвого Иисуса Христа при погребении (Иоанн, 20; 7). Плат (размеры: 4 на 6 метров) складывают в 16 раз и хранят в шелковом пакете красного цвета.
Плат, имеющий ныне красную шелковую подкладку, изготовлен из так называемого «морского шёлка» (виссон), сотканного из длинных биссусных нитей средиземноморских пинн. Тонкая золотистая ткань, называемая виссоном, использовалась при погребении и для обёртывании мумий. Плат (сударь) из такой драгоценной ткани, как это было принято в еврейской традиции, покрывал голову мертвого человека. Через такую тончайшую ткань можно было видеть черты лица покойного. Учитывая скорбное предназначение этих трех святынь, монастырь в Корнелимюнстере стал издавна центром паломничества в дни Великого поста, особенно в Страстную неделю, о чем свидетельствуют изданная в Ахене справочная литература. В честь святого Корнелия с 1028 года монастырь стал называться «Monasterium sankti Cornelii ad Imdam».
В Х столетии из бельгийского аббатства Ставло (Stavelot) в Корнелимюнстер доставили так называемый «рог Корнелия», из которого, по преданию пил святой. В ХV–ХVI столетиях этот большой рог украсили серебром, и ныне эта реликвия находится в церкви св. Корнилия.
В 1360 году для мощей святого Корнелия изготовили специальный бюст-реликварий. К этому сятому верующие христиане в Германии обращаются за помощью в тех случаях, когда необходимо помолиться о выздоровлении нервнобольных людей, особенно тех, кто страдает эпилепсией. День его памяти отмечают 14 сентября, и праздник при большом стечении паломников продолжается в Корнелимюнстере целую неделю.
…В Мёнхенгладбахе паломники устремляются в католическую приходскую церковь Святого Вита — бывшую главную базилику бенедиктинского аббатства Гладбах, основанного в 974 году на склонах лесистого холма с видом на ручей. По легенде, в 972 году Кельнский архиепископ Геро (Герон) Святой (900 (0900) – 976) в сопровождении монаха по имени Сандрад подыскивали в лесу место для основания монастыря и неожиданно услышали доносящийся из недр одного холма звон колокола. Следуя за его звуком, они обнаружили в холме расщелину, а в ней — реликвии святого Вита, папы Римского Корнелия или Корнилия († 253), святого Киприана Карфагенского, святого мученика Хрисанфа и святой Варвары, что и было вопринято знаком свыше основать именно в этом месте монастырь. В 1973 году церкви Святого Вита присвоен папой Павлом VI титул Малой базилики (Basilica minor). Главная реликвия церкви Святого Вита — хранящаяся в драгоценном реликварии (1895)
часть скатерти, которая якобы покрывала стол во время Тайной Вечери. Где, кем, когда и при каких обстоятельствах был приобретен этот кусок ткани, сегодня никому не известно. Впервые об этой ткани, демонстрируемой паломникам один раз в семь лет, повествует запись в церковном списке реликвий ХIV-го века. В базилике имеется еще один фрагмент ткани от скатерти Тайной Вечери, являющейся частью имперского клейнода — атрибута императорской власти, хранящегося вместе с другими регалиями в сокровищнице дворца Хомбург в Вене. Предположительно, этот артефакт происходит из «Нюрнбергских клейнодов», хранившиеся с 1424 по 1796 гг. в Нюрнберге.
Открытие реликвария с драгоценной тканью происходит в торжественной обстановке на площади перед базиликой.
Реликвию показывают всем присутствующим паломникам, а потом ее помещают в стеклянную витрину, выставляемую в соборе.
Среди других реликвий церкви Святого Вита – реликварии с мощами св. Вита и св. Лаврентия, а также переносной алтарь и изготовленный в XII – XIII из дерева и слоновой кости ларец – реликварий.
…Почитание участниками «Ахенского паломничества» реликвий святых, частей их тела, предметов обихода, которыми они пользовались при жизни, а также предметов, соприкасавшихся с ними уже после кончины, по древнему преданию, сулит воинам либо победу в предстоящей битве, либо исцеление от болезней, либо предупреждает их. Причем, определяющими в паломничестве в Корнелимюнстер и Мёнхенгладбах являются такие мотивы, как покаяние, послушание, отпущение грехов, личное отношение к святыням, обращение к ним с молитвой о заступничестве перед Богом, благодарность за оказанную помощь и надежда на вечную жизнь.
Вместо заключения
… «Русскому Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же точно была Отечеством нашим, как и Россия… О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!» написал М. Достоевский (1821 – 1881) в романе «Подросток» (1875). Несмотря на эти прогрессивные оценки относительно значимости европейских ценностей, высказанные в XIX веке русским мыслителем и писателем, к сожалению, даже в нашем ХХI веке в представлении некоторых верующих христианская Германия представляется преимущественно страной католицизма и протестантизма. Здесь якобы Христианство «превратилось лишь в часть культурного наследия» и «к нему относятся как к музейному средневековому антуражу». На самом деле в Германии существует множество величайших христианских святынь и культируются специфические местные духовные традиции, связанные с их благоговейным почитанием, знание о которых может только обогатить представление православных людей о святынях и святых неразделенной Церкви. Многие ee святые стали равночтимыми в Католической и Православной Церквях. Архиепископ Клинский Лонгин, викарий Московской епархии, представитель РПЦ в Дюссельдорфе (Германия) в интервью (2012 г.) для российского издания подчеркнул: «… К этим святым необходимо относиться с почтением, уважением и почитанием. Ведь многие из них являются святыми и для православных. Мы не имеем права игнорировать или унижать чувства другого человека, если он в своей Церкви кого-то прославил особым святым. В Германии мы должны свидетельствовать о нашем Православии, но ни в коем случае не смеем, находясь здесь, за рубежом, в меньшинстве, оскорблять других христиан, которые не принадлежат к Православной Церкви. Во многих европейских странах прославлены святые западной неразделенной Церкви как местночтимые святые. Нам в Германии тоже надо было бы подумать об этом и просить наше церковное чиноначалие установить праздник поминовения всех общих святых неразделенной Церкви Христовой на территории Германии».
В последние десятителетия почти во всех германских городах оказалось довольно много православных людей разных национальностей, для которых открыли свои православные приходы РПЦЗ и Московская Патриархия. Если раньше в крупные центры страны приезжали исключительно туристы, то теперь в них стали бывать и российские паломники. Наверняка они станут участниками и предстоящего «Ахенского паломничества», как это уже наблюдалось и в 2007 году. Молитвенное шествие православных верующих в города Ахен, Корнелимюнстер и Мёнхенгладбах будет включать в себя не только моменты осмысления истории Церкви и значения Христианства для современной Европы, но и молитву о сбережении в будущем на ее территории христианских корней.