II.1. В Иконии, где Павел возвещал Слово Божие
Переезд на автобусе из теплой Антальи через заснеженные в марте Таврские горы в сторону Коньи (в древности – Икония; греч. – Иконион) – столицу одноименной провинции в средней части Анатолии – длится более пяти часов.
В утомительной поездке в голову приходят всякие мысли, например, о дорогах в новозаветные времена, по которым из Атталии сначала в Антиохию Писидийскую, а позже — в Иконию направлялись Павел и Варнава. В древности здесь, конечно, не было мощеных дорог и, вероятно, нашим путникам приходилось пользоваться старыми, разбитыми и без покрытия узкими дорогами, проложенными через горы. А если где-то возле городов и были хорошие участки, то они мостились булыжником или специально вытесанными каменными блоками (2, с 252). Вряд ли святые апостолы имели в своем распоряжении колесницу, запряженную лошадьми, или повозку с крупным рогатым скотом и массивными деревянными колесами. Скорее всего, Павел и Варнава шли пешком, а главным средством их передвижения были верблюды кочевников или ослы.
При приближении к месту назначения в сознании автора этих строк город Икония, обладающий древней историей, ассоциировался со словом «икона». Однако православных паломников в этом современном мусульманском мегаполисе ожидает некоторое разочарование. Во-первых, в открытом всем ветрам городе, расположенном на бескрайнем Центрально-Анатолийском плато, в середине марта еще прохладно и не цветет абрикосовое дерево. Во-вторых, за исключением построенной в 1910 году католической церкви в честь святого апостола Павла на улице Mimar Muzaffer Cad.32, не имеется сегодня каких-либо христианских памятников или даже оставшихся от них развалин. Множество архитектурных строений, исторических и культурных ценностей относится в основном к различным периодам эпохи сельджуков, поэтому сам город Конья как родина мистического суфизма интересен только тем специалистам, кто изучает или начинает знакомиться с исламом.
В центре городе повсюду можно видеть много приезжих мусульман, которых привлекает здесь местный Музей Мевлана, где находятся гробница выдающегося персидского поэта-суфия Мевланы Джалал ад-Дин Мухамада Руми (известного обычно как Руми или Мевляна (1207 — 1273), якобы благосклонно относившегося к христианским монастырям, и множество исламских экспонатов, старинных Коранов, ваз, ковров, музыкальных инструментов, предметов быта первых дервишей. В городе некоторое время жил и персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог Омар Хайям (1048—1131), знаменитый во всём мире своими четверостишиями «рубаи».
На улицах Коньи хочется отвести взгляд от остроконечных минаретов и разноцветных мечетей и мысленно погрузиться в прошлое, чтобы совершить воображаемое путешествие по новозаветной Иконии. Город и в древние времена располагался на плодоносной равнине, откуда хорошо просматривались невысокие горные цепи — отроги писидийско-киликийского Тавра. Историки по-разному трактуют принадлежность этого города к тем или иным провинциям Малой Азии. У одних авторов встречаешь, что в те времена, когда в Иконии проповедовал апостол Павел, город входил в римскую провинцию Галатия (2, с. 262), a у других — Ликаонию (Лиаконию). Ликаония располагалась к западу от Каппадокии и к югу от центральной пустыни. С 25-гo года до РХ эта земля вошла в состав римской провинции Галатия и ее столицей первоначально был город Икония или Икониум. Ликаонское наречие (Деян 14:11), предполагают филологи, было некоторой ветвью древне-ассирийского наречия, а, может быть, и „ломаным греческим языком“. Галатия же получила свое название от народа кельтского племени – галлов. Около 280 года до РХ они вторглись в Малую Азию, где смешались с коренным населением и получили название «галатов» или «галлогреков». Они имели долгое время самостоятельность, но после 26-го года до РХ все изменилось: Галатия стала зависимой от Рима областью. Евангелие проповедовалось в ней Павлом незадолго до его первого путешествия в Европу. Некоторые из посещаемых Павлом городов были расположены как раз в южной части Галатии – Антиохия Писидийская, Листра и, возможно, Дервия (2, с. 257). К первым христианам этих городов, по-видимому, и было адресовано послание Павла к Галатам. Галатия была также одной из областей, которым было адресовано Первое послание Петра (Там же). После вторичного пребывания (Деян 18: 23) в «стране Галатийской» Павел позднее послал к ним своего друга по римской тюрьме Крискента (2 Тим. 4 :10).
В иудейской синагоге Иконии Павел и Варнава «говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Однако Павел столкнулся здесь и с ожесточенным неприятием своей проповеди (Деян 13:51; 14:1-6; 19:22; 2 Тим 3:11). Неверуюшие иудеи и язычники воздвигли такое гонение на Павла и Варнаву, что им пришлось уйти от упорствовавших в неверии в Христа жителей города. Однако они не пали духом и, как писал в своем труде «Толкования на деяния святых апостолов» богослов и толкователь Священного Писания — блаженный Феофилакт Болгарский, «учителей гнали, а они радовались: такова сила Евангелия». При следующем посещении Иконии Павел поставил там пресвитеров (Деян 14: 21-23). В сносках к «Житиям Святых. Месяц сентябрь» у святителя Дмитрия Ростовского (1651 -1709) со ссылкой на «Церковную историю» ( книга 7-я, глава 6-я) Евсевия Кесарийского (ок. 263—340) можно встретить упоминание о том, что позже в Иконии как «главном городе Ликаонской епархии проходил собор по вопросу о крещении еретиков».
Античный город Икония связан с именами многих христианских святых. Легендарной его жительницей является святая первомученица и равноапостольная Фекла (30-е годы I века— II век). Память этой святой совершается в Православной Церквии 24 сентября / 7 октября, в Католической Церкви — 23 сентября.
Единственным источником сведений о жизни Фёклы является апокриф под названием «Деяния Павла и Фёклы». Святая дева родилась в знатной семье и выделялась своей красотой. Услышав в городе проповедь Павла о Спасителе, 18-летняя Фекла, уже обрученная знатному юноше, возлюбила Господа и решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Богу. Родители Феклы не смогли принудить дочь к замужеству. Ее обручник пожаловался на Павла правителю города, который заключил апостола в темницу. Примечательно, что в апокрифе «Деяния Павла и Феклы» можно прочитать несколько строк о портрете пребывавшего в Иконии Павла: «…И увидел он Павла шествующего, мужа низкорослого, лысого, с ногами кривыми, с осанкою достойною, с бровями сросшимися, с носом немного выступающим, полного милости; и то являлся Павел как человек, то ангела имел обличье» (См.:11).
…Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног Павла, внимая его отеческим наставлениям. Пропавшую Феклу вскоре обнаружили и насильно привели домой. Суд приговорил Павла к изгнанию из города. Мать Феклы не смогла более влиять на дочь и в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери. Фекла, приговоренная к сожжению, взошла на костер, но его пламя не коснулось ее. Неожиданный с небес ливень погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала Павла, cкрывавшегося со спутниками в пещере недалеко от города. Вместе с ними Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии Сирийской. Здесь она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. По благословению апостола Павла, Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии ( по другим данным – около селения Маалулы в 55 километрах к северо-востоку от Дамаска) и прожила там долгие годы, проповедуя Слово Божие и исцеляя больных молитвой. Когда Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Из зависти к Фекле они подослали к ней наемников, но расступившаяся гора навсегда сокрыла ее. Часть мощей святой Фёклы находится на острове Кипр.
В III-м веке в Иконии жила святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, день памяти которой православные отмечают 28 октября.
В богатой и благочестивой семье, где выросла Параскева, особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и родившуюся в этот день дочь назвали Параскевою, что в переводе с греческого и означает — Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. За исповедание христианской веры озлобившиеся язычники подвергли ее страшным мучениям и отсекли ей голову.
Уроженцем Иконии был и святой мученик Маркиан († 258; день памяти — 13 июля), еще в молодом возрасте своей проповедью обративший ко Христу многих язычников. Идолопоклонники подвергли его телесному наказанию, а затем послали его в Каппадокию — к другому суровому правителю. Здесь в страданиях Маркиан оставался непоколебимым в своей верности Христу, за что его казнили, отрубив голову.
Здесь проповедовал святой Амфилохий, епископ Иконийский (около 340 — после 394 года), современник и друг великих вселенских учителей — святого Василия Великого и Григория Богослова. Он был родом из Кесарии Каппадокийской, что неподалеку от Иконии. С 374 года он стал епископом Иконии и первым митрополитом провинции Ликаония. В 376 году на соборе в Иконии защищал учение о Божественной природе Святого Духа, а в 381 году присутствовал на Втором Вселенском соборе, в 390 году председательствовал на соборе в памфилийском городе Сида. Память святого Амфилофия отмечается 23 ноября / 6 декабря.
В Иконии при императоре Аврелиане пострадали за Христа святой преподобномученик Конон и его 12-летний сын, носивший то же имя ( день их памяти — 29 мая). В городе молились святые мученики Иулита и ее сын-отрок Кирик, которые в годы гонений христиан при Диоклетиане (284 — 305) ушли в города Селевкию и Тарс. Там около 305 года они были представлены на суд правителя Александра и мученически пострадали за Христа. По преданию, их cвятые мощи были вынуты из земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления.
В Иконии жил преподобный Харитон Исповедник († ок. 350 года), которого в исповедническом подвиге укреплял благодатный пример уроженки его родного города — святой Феклы. В восьми километрах к северо-западу от Коньи между селениями Ak Yokus и Sille (1, c.42) сохранился построенный в 274 году в скалах монастырь святого Харитона. В IX столетии в монастыре появился святой источник, тогда же вырубили новую церковь и часовню (там же). По преданию, поэт-суфий Мевляна был свидетелем некоего чуда, произошедшего в монастыре, называемом теперь на турецком языке «AkMonastir» («Белый монастырь»).
Сведения о святом Харитоне, память которого в Православной и Католической Церквах совершается 28 сентября, известны из различных вариантов его жития. В своём родном городе он пострадал во время гонений на христиан при императоре Аврелиане (270—275). После длительных мучений Харитона заключили в темницу, откуда он был освобождён в правление императора Тацита. Получив свободу, он отправился в паломничество на Святую Землю, где основав несколько монастырей, скончался в глубокой старости и был погребен в Фаранской обители.
Недалеко от Коньи находится ныне турецкая деревня Siyata ( в прошлом – Силле/Sille), где более восьми столетий, до 1922 года совместно с турецким населением проживали и православные греки. По сохранившемуся преданию, причиной бывшего мирного сосуществования греков и турков был завет самого Мевляны, посетившего однажды христианский монастырь святого Харитона. Греки из Силле молились в основанной, по преданию, в 327 году церкви, посвященной равноапостольной царице Елене. Здание этой церкви, несколько раз в XIX веке перестроенное и отреставрированное, сохранилось до наших дней, но на входных ее дверях уже много лет висит замок.
После 1924 все греческое население покинуло деревню, и в настоящее время церковь не имеет купольного креста и стоит заколоченной. Ее толстые стены сохранили в некоторых местах трещины, образовавшие от землетрясений, достаточно часто происходящих на территории Турции и вызывающих панику среди населения.
II.2. В Антиохии Писидийской
В новозаветные времена в юго-западной части Малой Азии, к северу от Памфилии, находилась историческая область Писидия. В эпоху античности здесь говорили на писсидийском наречии. Как часть провинции Киликия земля Писидии со 102-го года до РХ стала зависеть от Рима, a c 25-го года до РХ она была присоединена к Галатии. Павел и Варнава во время первого миссионерского путешествия дважды посещали гористую и опасную для путников Писидию (Деян 13:14; 14: 21-24). В ее столице – Антиохии – после субботней проповеди в местной синагоге почти все горожане заинтересовались словами Павла. Однако руководители синагоги и начальство города изгнали Павла и Варнаву из своих пределов (Деян 13:14-52). Хотя евреи и отвергли Евангелие, но писидийский народ принял его (Деян 13: 49). Новообращенные Павлом и Варнавой ученики «исполнялись радости и Духа Святого». Из Антиохии Слово Божье распространилось «по всей стране» — Писидии.
Развалины располагавшейся некогда на нескольких холмах высотою до 1200 метров Антиохии Писидийской, называемой римлянами Кесарией Антиохийской, находятся ныне около современного турецкого города Ялвач (Yalvaç). Кстати, в Археологическом музее Ялвача выделен отдельный зал, историческая информация и экспонаты которого посвящены апостолу Павлу.
Основанная в III веке до РХ Селевкидской династией Антиохия Писидийская в 713 году в результате очередного нападения арабов была разрушена и полностью утратила военное, политическое и торговое значение.
Сегодня только руины напоминают о былой славе города, где когда-то были тщательно построены каменные дороги, улицы с колоннами и действовали общественные здания, водопровод, бани…
В период царствования императора Константина Великого в городе появились три церкви, в скором времени в Антиохии была размещена и кафедра Писидийской митрополии, просуществовавшая до XII века. Широко известна была в Византии Писидийская икона Божией Матери. Из изображенной на ней руки Богоматери около 600 года источалось миро. Сведений о происхождении иконы не сохранилось, известно лишь, что в VI веке в городе Созополе она прославилась своими чудесами.
В России список с этой чудотворной иконы (день памяти — 3 сентября) был сделан в 1608 году в Новоспасском монастыре Москвы. Известен верующим и другой чтимый образ – Антиохийская икона Божией Матери «лета 580-го» (празднование 23 марта и 28 мая), но время и место ее явления неизвестны (12, c. 51).
На Писидийской земле прославились многие святые: мученик Порфирий Антиохийский (Писидийский); святые мученики Вианор и Силуан; cвятитель Киндей, епископ Писидийский; обличавший иконоборческую ересь святитель Георгий Исповедник, епископ Антиохии Писидийской и другие.
Из Антиохии Писидийской происходила великомученица Марина Антиохийская (IV в.; память — 17 июля/30 июля). Чтит cвятую Марину и Западная церковь, называя ее Маргаритой Антиохийской. О христианской вере святая Марина узнала от своей кормилицы и в двенадцать лет она приняла крещение. Отец, узнав о том, что дочь его стала христианкой, в негодовании отказался от нее. Во время гонения на христиан Марина была схвачена и заключена в темницу. Правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, пытался уговорить ее отречься от веры Христовой и стать его женой. Но святая, не колеблясь, отвергла льстивые предложения. Тогда разгневанный правитель предал святую мученицу страшным истязаниям. Брошенная на ночь в темницу, она сподобилась Небесного посещения и была исцелена от ран. На следующий день ее снова жестоко пытали, но во время истязаний содрогнулась земля и с рук Марины спали оковы, а над ее головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал казнить Марину и тех, кто уверовал во Христа. Страдания великомученицы описал очевидец событий по имени Феотим.
В Католической церкви Германии и других западных странах святая Марина (Маргарита) до принятия в 1969 году нового календаря входила в число так называемых «Четырнадцати святых помощников» — древних святых, почитавшихся как единая группа со времен эпидемии чумы в середине XIV века. Согласно преданиям, святую Марину (Маргариту) очень почитали в своих походах крестоносцы и она была одной из святых, являвшихся Жанне д’ Арк.
…На земле Антиохии Писидийской, исполненной новозаветных воспоминаний, в последние годы все чаще стали бывать группы духовенства и паломников из России. В 2011 году антиохийские руины и другие места древней Византии посетили паломники во главе с епископом Подольским Тихоном в сопровождении историка и византолога Павла Владимировича Кузенкова, а ранее здесь бывали митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир. В апреле-мае того же года по каменным плитам этого бывшего города ступали ноги нескольких студентов библейского отделения Санкт-Петербурской православной духовной академии. Они приняли участие в церковно-археологической поездке, маршрут которой тоже пролегал через Антиохию Писсидийскую.
II.3. Где же искать на карте Листру?
Чтобы побывать в тех местах, идентифицируемых сегодня турецкими специалистами как «руины древней Листры», где не единожды проповедовал апостол Павел, пришлось возвращаться в уже знакомую Иконию (Конью).
По одним данным, бывший город Листра называется ныне Килистрой (Kilistra), расположенной в более чем 30-ти километрах южнее Коньи, недалеко от турецкой деревни Gokyurt, в районе Хатын-Серая (1, c.43). Некоторые справочники определяют положение Листры в местности Бин-бир Килиса (Binbirkilise), что переводится буквально как «Тысяча одна церковь»), другие отсылают паломников в турецкое селение Латик и сообщают, что в музее Хатын-Серая (Хатунсарай ;Hatunsaray) хранятся отдельные артефакты из древней Листры.
Листра в римской провинции Галатия (в других справочниках она называется «городом Ликаонии») была еще одной важной географической точкой, куда Павел и Варнава пришли во время своего миссионерского путешествия после того, как их чуть было не побили в «соседней» Иконии.
Павел исцелил здесь калеку, «не владевшего ногами», но «имевшего веру для получения исцеления» (Деян 14: 8- 9), и народ «возвысил свой голос, говоря по-лиаконски: бoги в образе человеческом сошли к нам». Язычники хотели поклониться Павлу как богу, хотя он проповедовал им живого Бога. Многие жители Листры приняли Павла за бога «Ермия» (Гермеса), а Варнаву за самого Зевса. Однако пришедшие из Иконии иудеи возбудили толпу против апостолов, в результате чего Павла побили камнями и, вытащив его за город, бросили, посчитав за мертвого. Павел все-таки встал и на другой день отправился в Дервию, где тоже благовествовал. Оттуда он вернулся в Листру и, «утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере», предсказал о многих скорбях для верующих.
Некоторые из горожан стали все-таки христианами, и во время своего второго путешествия в эти места Павел снова побывал в Листре и навестил новообращенных (Деян 14: 6- 23; 16: 1- 5).
Листру (или, возможно, Дервию) считают родиной ученика Тимофея (2, c.266) – сына уверовавшей еврейки и грека (Деян 16: 1), христианина и друга Павла, помощника апостола во втором его миссионерском путешествии. Молодой Тимофей всегда был верным и преданным христианином, но иногда сомневался в себе и нуждался в ободрении и духовной поддержке старшего друга Павла.
Этим и продиктованы полные мудрых наставлений по руководству церковью два послания Павла, направленные им молодому другу (Деян 16: 1- 3; 17: 13 -15; 1 и 2 Тим). С корневым словом «Листра» в истории Церкви известен живший в I веке апостол из числа семидесяти Артема (Арфема, Артем), епископ Листрийский. Его день памяти отмечается 30 октября — с апостолами от 70-ти Тертием, Марком и Иустом, и 4 января — в Соборе 70-ти апостолов.
В зеленеющей долине, где предположительно находилась Листра, среди причудливых холмов из туфа руками людей выдолблены и вырезаны множество культовых и жилых пещер, нередко соединенных между собой галереями и коридорами-перелазами. Внешне некоторые такие одиночные пещеры своей «архитектурой» напоминают даже купола византийской базилики или жилища с треугольной крышей. Если дать волю воображению, то можно увидеть, что издалека скопление пещер напоминает голубятни, а вблизи — сказочные замки. Некоторые из них своими формами похожи на пещерные церкви или келлии, куда даже вход был искусно вырезан в горной породе в форме креста. Возможно, такие жилые пещеры могли служить убежищем для скрывающихся или путешествующих христиан. Внутри нет настенных изображений, зато просматриваются некоторые искаженные формы в виде каменных кубов, напоминающие престолы или столы для приема пищи.
Если вы спросите у автора этих строк, посетил ли он древнюю Листру, ответ его будет весьма уклончивым: никто не может точно определить на турецкой карте, где все-таки локализовано место этого упоминаемого в Деяниях святых апостолов города. Это касается и другого города – Дервии.
II.4. Предположительно, в Дервии…
Апостол Павел с Варнавой посетил во время первого миссионерского путешествия и город Дервия с его окрестностями в юго-восточной части Ликаонии (Деян 14 :6, 20). Во время второго путешествия Павел снова посетил этот город (Деян. 16: 1), расположенный, по-видимому, рядом с Листрой. Дервия была родиной «Гаия Дервянина» – спутникa Павла во время его последнего путешествия в Иерусалим (Деян 20:4).
Современное расположение Дервии является среди ученых-византологов предметом споров, но с 1956 года наиболее вероятным местом бывшего города называли насыпной холм Керти-Хююк (Kerti Hüyük) возле деревни Madenşehri, северо-восточнее города Карамана (бывший — Ларанды; Larende). Это составляет на карте примерно 100 км от Листры. В 1964 году местоположение Дервии было определено еще точнее – это современное поселение Деври-Сехри, в 4 километрах юго-восточнее Керти-Хююка.
По утверждениям специалистов, Деври-Сехри в эпоху между III – VIII веками было культурным центром византийских христиан. Здесь можно видеть стены древней базилики, сложенные мастерами из больших каменных блоков. Из-за нехватки древесины в регионе крыши зданий были увенчаны каменными куполами.
На стенах бывшей базилики можно видеть остатки древних росписей. К сожалению, некоторые участки стен испачканы мусульманскими символами и граффити с использованием арабской вязи.
Среди западных историков (Bastian Van Elderen, Steve Singleton,William Ramsay) распространено мнение, что после уничтожения Дервии (Derbe) в VIII –IX вв., массового исхода населения из города не было. Высказывается и такое предположение: многие его жители отправились в Западную Европу и поселились на землях современной Франции. В этой стране и по сей день распространена фамилия «Derbes», имеющая коннотативное значение — «Человек из Дервии».
…После пребывания в пещерах и среди руин античных городов, упоминаемых в Деяних святых апостолов, дальнейший паломнический маршрут пролегал в «краю красивых лошадей» — Каппадокии.
Окончание следует.
Литература:
1. Bakirci N.(Dr.)Konya & Mevlana.- (?),2010. 2. Библейская энциклопедия./Перевод с англ.- М.: Российское Библейское Общество, 1995. 3. Жира О. Турция. Колыбель цивилизации. Комплексный путеводитель. — Анкара – Стамбул, 2011. 4.Ercenk G. Antalya. Geschichte, Kultur, Natur.- Antalya Promotion und Tourismus Entwiklung Gmbh, 2012. 5. Mustafapasa (Sinasos), the city of cun, is calling you.- Mustafapasa Municipality.(б.г.) 6. Ламек Ж. Каппадокия. — Cтамбул, 2010. 7. Юдин Г. Сокровенная Каппадокия.-М.: «Белый город», 2010. 8. Иераполис (ныне – Памуккале). По следам св. апостола Филиппа.-См.:http://www.pravoslavie.ru/smi/57821.htm 9. В амманской пещере Семи спящих отроков: Из путевых заметок по Иордании.-См.:http://www.pravoslavie.ru/put/070529110112.htm 10.Самандаг.-См.:http://www.travelled.ru/travel/200705/10.shtml 11. Aпокриф «Деяния Павла и Феклы». -Cм.://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Dejan_PavlFekl PHP 12. Православная Энциклопедия.- Т.2.- М.,2001. 13. Старшов Е. В. Православные святыни юга Турции. —М.:Изд-во Сретенского монастыря,2010