Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Часть третья 

III.1. В христианской Каппадокии

Пятизвездночная гостиница «Peri Tower Hotel» в городе Невшахир, своим зданием архитектурно стилизованная под причудливый ландшафт вулканического происхождения, – традиционное интернациональное место обитания тех паломников и туристов, кто приехал в Каппадокию – «край прекрасных лошадей», находившийся в разные века на перекрестке многих цивилизаций.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Каппадокия.

Одних интересуют здесь фантастические по красоте скалы из туфа в форме каменных столбов или грибов, созданные природой в процессе выветривания, других – каньоны c пещерными поселениями и монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан, третьих – вырубленные в мягких скальных породах или под землей пещeрные города.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Каппадокийский пейзаж.

Историческое название этой местности на востоке Малой Азии существовало и во времена правления Рима. Иудеи из Каппадокии были среди тех, кто слушал святого апостола Петра в Иерусалиме в день Пятидесятницы (2, с.264). Позднее Петр включил каппадокийских христиан в число адресатов своего Первого послания ( Деян 2:9; 1 Петр 1:1).

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

В Каппадокии.

В Каппадокии в последние полвека открыты шесть подземных городов-поселений, где в VII веке от нападения арабов скрывались христиане (3,с. 113). Они высекали вырезали в камне специальные резервуары для сбора воды и вентиляционные отверстия. Подземный город Каймаклы возле Невшахира чем-то напоминает многоквартирный дом с семью этажами-уровнями и узкими переходами, где были вырыты и крестообразные церкви. Населявшие этот город жители выходили на поверхность земли только для обрабатывания полей. Свою значимость подземные поселения утратили после XII века, когда христианство получило широкое признание в Византии и жившие тогда в регионе турки позволяли христианам беспрепятственно исповедовать их религию (Там же).

Первым Христовым мучеником, просиявшим в Каппадокии, считается мученик Лонгин Сотник, Каппадокийский (день памяти – 16 октября), родившийся, по преданию, в каппадокийском селении Ардалес.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Святой мученик Лонгин Сотник

О нем рассказывается в трех Евангелиях: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: «воистину Он был Сын Божий» (Мф 27:54; Марк 15:39 и Лк 23:47). Лонгин стоял на страже у Креста и Гроба Господня и был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя. Уверовавший во Христа Лонгин возвратился на родину, где стал проповедовать Евангелие. Мученик Лонгин был за это обезглавлен, a вместе с ним пострадали и два другие воина, также уверовавшие во Христа. Главу мученика Лонгина палачи принесли для удостоверения в Иерусалим, а потом бросили ее за стенами города без погребения. Впоследствии честная глава святого была чудесным образом обретена одной ослепшей женщиной, получившей при этом прозрение.

Уроженцем Каппадокии считают святого великомученика Георгия (Победоносца, Каппадокийского, Лиддского), пострадавшего в 303 году во время правления императора Диоклетиана.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Икона святого Георгия Победоносца

В христианстве и исламе его почитают как воина-мученика, получившего в славянском фольклоре имя Егория Храброго, а в мусульманском – Джирджиса. Особо почитают этого святого не только в христианских странах, но и в арабских землях, с которыми связано предание о борьбе со змием или драконом. Такой образ святого Георгия был распространен среди участников Крестовых походов в западных странах. Имеется предание о том, что крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Георгия, разносили славу о нем на Западе и даже рассказывали о том, что «во время штурма Иерусалима в 1099 года он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще» ( Cм.:14). Святой Георгий из Каппадокии считается «святым патроном Англии».

В первые века христианства многие исповедники-каппадокийцы сподобились мученического венца. Среди них были и легендарные Сорок Севастийских мучеников – каппадокийских воинов-христиан в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии (Малая Армения), принявших там в 320-м году, в царствование нечестивого императора Ликиния, мученическую кончину (день памяти — 22 марта).

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Мозаическая икона «40 Севастийских мучеников»

Каппадокийский город Коластры был местом рождения (ок. 280 года) Нины — христианской просветительницы Грузии, почитаемой в лике равноапостольных.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Святая Нина

Город Арианз (недалеко от города Назианза Каппадокийского) был родиной святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, вселенского отца и учителя Церкви ( род. в 329 году).

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Святитель Григорий Богослов

Отец его, Григорий Назианзин Старший (? — 374) был епископом Назианским (память 1 января). Он почитается в лике святителей, память его совершается в Православной Церкви 14 января, в Католической Церкви — 1 января.

Происходивших из Каппадокии Василия Великого (ок. 330—379), Григория Богослова (329 — 389) и Григория Нисского (ок. 335 — после 394) в истории Церкви называют «великими каппадокийцами», внесшими значимый вклад в христианское богословие и его философскую терминологию. Главными достижениями этих каппадокийских отцов-единомышленников второй половины IV века были разработка догмата о Троице и его утверждение на Втором Вселенском соборе (381 г.), а также оцерковление монашества.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Святитель Григорий Нисский

Важнейшим центром христианства Каппадокии была ее древняя столица Кесария, где прославился целый сонм великих святых.

III.2. В Кесарии Каппадокийской

По преданию, расположенная недалеко у вулкана Эрджияс Кесария Каппадокийская (современное название города – Кайсери, Kayseri) была одним из первых городов, основанных одним из троих сыновей Ноя – Иафетом. Спасшись от потопа, он стал родоначальником многих городов (Быт 5:32; 9: 18-27; 10:1-5). В древние времена этот город, считавшийся «столицей» Каппадокии, именовался Мазакой. И только во времена римского правления по повелению императора Тиверия (42 до РХ – 37), современника Иисуса Христа, город получил императорское название «Caesarea» – Кесария. По другим данным, название Кесария Каппадокийская связано с именем императора Траяна. Впрочем, Кесарией называлось несколько древних городов: Кесария как портовый город на Средиземном море, построенный царем Иродом, и Кесария Филиппова Панея – у подножия горы Ермон ( 2,с. 265). По сохранившимся преданиям, в древней Кесарии проповедовали святые апостолы Павел и Петр, поэтому здесь быстро распространилось христианство. Город был известен в Византии как крупный религиозный, культурный и образовательный центр Каппадокии.

Современный же город Кайсери предстает перед православными паломниками как классический турецкий город, архитектурный облик которого определяют мусульманские здания, мечети, разновысокие минареты и многоэтажное здание гостиницы «Hilton».

В византийские же времена Кесария, построенная на нескольких холмах неподалеку от древнего акрополя, отличалась особенно высокими куполами церквей. Среди них своею красотой выделялась церковь мученика Маманта Кесарийского (†275), возведенная во второй половине IV века римским императором Флавием Клавдием Юлианом (Юлианом Отступником).

Кесария как крупнейший центр христианства имела свою епископскую кафедру, возглавляемую архиепископом Кесарии Кападокийской. С 370 года кафедрой управлял церкoвный писатель и богослов Василий Великий (ок. 330 -379), родившийся в этом городе.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Лик святого Василия Великого кисти Феофана Грека

В благочестивой христианской семье, где вырос святитель Василий Великий, было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (†380), брат Григорий, епископ Нисский (†385), брат Петр, епископ Севастийский (†IV) и младшая сестра — праведная Феозва, диакониса (†385). К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия (†IV). В Кесарии в 364 году святой Василий был посвящен в сан пресвитера, здесь он проводил строгую иноческую жизнь, ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы. Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру и основал рядом со старым городом религиозный центр Василиада. (К сожалению, в настоящее время на месте Василиады находится мусульманские здания и мечеть. – Примечание автора). В тяжелое для Церкви время святой Василий проявил себя как защитник Православной веры, ограждавший ее своими словами и посланиями от всяких ересей.

Помимо Василия Великого с историей Кесарии связаны имена многих известных нам святых, скрывавшихся во времена гонений на христиан в подземных и скальных пещерах-жилищах Каппадокийской земли. Кесария была тем знаменитым каппадокийским городом, где родились, крестились, жили, учились, воспитывались, служили или пострадали такие святые, как мученик Иакинф Римский († 108); мученики Асклипиодот, Диомид, Евлампий, Феодот и мученицы Голиндуха и Феодотия († 108); мученик Евпсихий старший († 117-138); мученики Александр, Венуст, Гиссин, Иокунд, Карел, Кирилл, Примол, Тредентий и Финод († 253-259); мученик Мамант († 275); мученик Феофил и мученицы Дорофея, Христина и Каллиста († ок. 288-300); великомученик Меркурий (+ III в.); мученик Феодот и мученица Руфина († III в.); исповедник Власий (III в.); мученик Сергий († 301/304); священномученик Картерий (†304); мученица Иулитта († ок. 304); мученик Полиевкт († 309); мученик Феодул (†309); мученик Гордий Каппадокийский (†ок.320); святитель Григорий Просветитель († 326); мученик Евпсихий младший († 362); святитель Василий Великий († 379); святитель Амфилохий Иконийский († после 394); святитель Андрей (†ок. VI-VII) — архиепископ Кесарийский и др. (См.:14 ).

В 611 году Кесария Каппадокийская была разрушена вторгшими на ее территорию персами – главными противниками Византийской империи. В 646 году на смену персам в город пришел еще более злейший враг — объединенные новой мусульманской религией арабские племена, разграбившие Кесарию. Особенно пострадали город, его население и знаменитая Василиада от напавших на него в 1067 году сельджуков.

По данным некоторых источников, в начале ХХ века в Кайсарии находились церкви св. Николая и св. Василия (См.:14), а местная христианская община города владела приютом для сирот, домом престарелых, больницей и лепрозорием. Удостовериться в существовании или использовании в наши дни этих культовых зданий и других построек автору этих строк не удалось по причине недостатка времени. Православные христиане по причине обмена в 1923 году греко-турецкого населения вынуждены были покинуть город Кайсери.

III.3. В монастырской долине Гёреме

Христианские подвижники Каппадокии превращали целые горные долины в монастырские поселения.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Долина Каппадокии

Национальный парк Гёреме с его выдолбленными в туфовых скалах христианскими церквями и множеством монастырских сооружений является, по мнению автора этих строк, еще одним из символических «цветков абрикоса», что в последние десятилетия расцвел на карте мусульманской страны. Вошедший в список культурного наследия ЮНЕСКО этот музей под открытым небом расположен между каппадокийскими городами Невшехир, Ургюп и Аванос, недалеко от деревни Гёреме. Начиная с VI и до конца IX века это был один из крупнейших христианских центров, в окрестностях которого насчитывалось более четырехсот церквей.

Традиция выдалбливания пещерных жилищ, чему способствовал сам характер туфовых пород горной местности, возникла в Кападокии с незапамятных времен. Многие горные долины этой области очень плотно заселялись отшельниками. Местом подвижнической жизни для монашествуюших был и регион Гёреме, ставший прибежищем многих христиан в эпоху иконоборчества. Жизнь в вырубленных кельях наедине с природой, без каких-либо удобств и вдали от людей была сама по себе привлекательна для монашествуюших. Свои кельи аскеты строили в Гёреме и на высоте, куда поднимались по веревочным лестницам.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Cувенирный киоск в Каппадокии

Ныне Гёреме, где торговцы свободно предлагают сувениры христианской тематики, ежедневно посещают много паломников и туристов, поэтому в каждой пещерной церкви на территории музея можно находиться не более трех минут. У входа или внутри самой церкви дежурит специальный смотритель, следящий за тем, чтобы никто из посетителей не фотографировал интерьер, особенно внутренние фрески. К cожалению, изданные в Турции путеводители на русском языке, где превалируют недоброкачественный перевод и крупные цветные фото (Cм.: 13), не предлагают православным паломникам серьезной информации о древних городах на территории Каппадокии, где совершали свой исповеднический подвиг первые христиане.

Некоторые церкви, построенные в Гёреме в форме креста и с апсидами, получили причудливо странные и совсем нехристианские названия. Например, по наличию на стенах фресок, изображающих православных святых Георгия Победоносца и Феодора Стратилата – легендарных победителей змей, церкви дали название «змеиная». На территории музея можно видеть монашескую трапезную, «женский монастырь», церковь св. Василия, «Яблочную церковь», церковь св. Варвары, «Змеиную церковь», «Темную церковь» и … «Церковь с сандалиями» («Сандальную»).

В этих пещерных церквях сохранились древние фрески с изображением знакомых сцен из Святого Евангелия, но почти все они изуродованы острыми камнями, которые неизвестные вандалы бросали в лики святых. К сожалению, некоторые фрески исцарпаны или обезображены граффити.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3 Несмотря на это, сохравнившиеся фрески в Гёреме освидетельствуют об уникальной орнаментальной технике иконописи, иногда называемой «краснофигурной» (См..15). В Гёреме существовала собственная каппадокийская школа фресковой живописи, не имеющая аналогов в истории. Это подтверждают и росписи в расположенных рядом с музейным комплексом Гёреме пещерных храмов, имеющих непривычные для уха мусульманские названия: «Церковь Токалы», «Церковь Саклы», «Церковь Эль Назар», «Церковь Кылычлар» и «Церковь Мерьем Ана».

…Множество пещерных церквей в каппадокийских долинах оказались уничтоженными или частично разрушенными несколькими землетрясениями и нападениями врагов христианства. Церкви и кельи были покинуты монашествующими и долгое время находились заброшенными. Однако за последние полвека положение пещерных церквей в каппадокийском регионе Турции заметно улучшилось.

III.4. В Синасосе, где больше не горят лампады

Всего в нескольких километрах от поселка городского типа Ургюп спрятался в каменном ущелье небольшой городок Синосос (Синассос), где до 1924 года жили православные греки. Они молились здесь в построенной ими церкви и в нескольких монастырях, укрывшихся за пределами городских стен в скальных выступах. Название «Синосос» в переводе на русский означает «поселение рыбаков» (6, с. 67). Вероятно, такое наименование связано с расположенной неподалеку от города рекой Дамса. Ныне этот бывший христианский город называется Мустафа-Паша. Переименование произведено в честь военноначальника и основателя современного турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка (1881 – 1938). Кстати, Мустафа-Паша – это имя одного турецкого военноначальника Османской империи, созданной в 1299 году в северо-западной Анатолии.

Из Синососа, где по сей день cохранились здания греческой архитектуры, было эвакуировано все православное (греческое) население согласно подписанному 24 июля 1923 года в Лозанне мирному договору, положившему конец войне между турками и греками и предусматривавшему обмен населением между Турцией и Грецией. Такой «обмен» означал окончание многовековой истории православных греков в Анатолии. Ныне в центре города находится закрытая на замок церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Сводчатый каменный потолок церкви, основанной, по некоторым данным, в 1729-м и перестроенной в середине XIX века, подпирают внушительные колонны. Алтарная часть разобрана, икон в храме нет.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Здание церкви в городе Мустафа-Паша

Божественную литургию в церкви святых равноапостольных Константина и Елены совершила в 2011 году паломническая группа из России, возглавляемая епископом Подольским Тихоном. У главного входа в недействующую церковь установлена тумба, где лежит стопка платных брошюр на английском и турецком языках, в нескольких предложениях рассказывающих об истории Cинасоса.

Оставленные греками здания из бело-желтого камня превращены на главной улице города в гостиницы, магазины и небольшие кафе. Дома отличаются друг от друга своей каменной резьбой и деревянными верандами. Некоторые части крупных домов нередко были вырезаны мастерами-греками прямо в скале. Такие дома имели семейные часовни и глубокие подвалы, где хранились вино и продукты. На выходе из города в сторону долины, где расположено несколько пустующих монастырей, видны и заброшенные жилища. На первом указателе можно прочитать, что до ближайшего монастыря св. Стефана всего полкилометра.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Монастырь св. Стефана

Если заглянуть через металлическую дверь-решетку, можно увидеть лишь пустые стены и ведущие вглубь пещеры ходы.

Следующий монастырь св. Николая отстоит на небольшом расстоянии от обители св. Стефана.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Монастырь св. Николая

Он имеет металлическую запирающуюся решетку-калитку и добротную ограду.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Вход в монастырь

С посетителей взимают небольшую плату за вход в сам монастырь. На территории оставленной обители, охраняемой служителями из числа местных турков, находится cтарое православное кладбище. На могильных плитах кресты отсутствуют.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Кладбище в монастыре св. Николая

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Вход в монастырь св. Николая

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Иконы св. Николая в одноименном монастыре

В бывшем храмовом помещении монастыря на выдолбленных в скале стенах укреплены иконы святителя Николая Мирликийского. На месте алтаря, на белых колоннах и в некоторых углах православными паломниками оставлены прямо у стен или на каменном полу иконы святых, просиявших в земле Каппадокийской. Среди них – маленькая иконка святого Иоанна Русского.

III.5. В Прокопеоне (Ургюпе) – городе святого Иоанна Русского

В Каппадокии просиял и наш соотечественник, святой Иоанн Русский, исповедник (ок. 1690 — 1730; день памяти – 27 мая). Местом подвигов святого Иоанна Русского был каппадокийский город Прокопеон (греческое наименование – Прокопион), ныне – Ургюп, где Иоанн Русский, cогласно преданию, прожил около двадцати лет.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Икона св. Иоанна Русского

Ургюп находится примерно на расстоянии двух десятков километров к востоку от города Невшехир. Недалеко от Ургюпа расположен и музей под открытым небом в Гёреме.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

В окрестностях Ургюпа

В турецких путеводителях можно прочитать, что святой апостол Павел во время одного из своих путешествий находился в Ургюпе ( с. 65 ), где в долине Панджарлы Ургюп находятся вырубленные в скалах «монастырь Халлач» и «Церковь Панджарлы».

Иоанн был воином петровского времени и участником русско-турецкой войны. Во время Прутского похода (1711 г.) вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые после безуспешных попыток обратить пленника в мусульманскую веру продали его на невольничьем рынке в Стамбуле начальнику турецкой конницы. Тот привез Иоанна к себе на родину, в каппадокийский город Прокопеон (Ургюп), где турки жестокими побоями старались склонить пленника к принятию ислама, бросали его в навоз, жгли кожу и волосы на голове, но он проявил себя стойким исповедником православной веры. Как слуга Иоанн Русский ухаживал за скотом и жил в стойле рядом с лошадьми в погребе хозяйского дома, а молиться уходил в расположенную на соседней горе келию. Днем он работал, а ночью возносил молитвы Господу и говорил, что Бог для его спасения судил ему жить в рабстве и на чужбине. Своей праведной жизнью Иоанн Русский снискал уважение всех жителей города – турок, греков и армян, считавших его любимым Богом праведником. Перед смертью Иоанн пожелал причаститься. По преданию, cвященник, боясь прийти в дом его хозяина, прислал ему причастие внутри яблока. После смерти Иоанна его тело было передано священникам, которые пронесли его по Ургюпу, и все жители города с почестями похоронили его при местной церкви, где при жизни молился сам Иоанн. Могила Иоанна Русского была местом паломничества всей Каппадокии. Еще при жизни Иоанн Русский прославился чудотворениями. Русский подвижник почитается не только христианами, но и многими мусульманами. Часть мощей святого с 1881 года находится в русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.3

Икона св. Иоанна Русского (ок. 1790 г.)
в церкви Иоанна Русского в греческом
городе Прокопи на острове Эвбея

В 1924 г., во время греко-турецкого обмена населением, жители Прокопеона увезли мощи Иоанна Русского на остров Эвбея. Место нового поселения они назвали Неон-Прокопеон (ныне – Прокопи).

… Cтарая часть современного Ургюпа имеет одну особенность: она находится на склоне горы, где в вулканическом туфе выкопаны жилища в виде пещер, имеющих на поверхности только фасад. Сам же облик жилищ за многие столетия практически не изменился. В 2005 году одна из турецких туристических компаний выступила с проектом создания в Ургюпе на базе более двухсот старинных домов и храма, расположенных на склоне горы, рекреационной зоны – своего рода национального парка для организации и проведения досуга местных жителей, паломников и туристов.

Главной достопримечательностью такого парка в Ургюпе должны были стать храм и дом, где жил святой Иоанн Русский. К сожалению, автор этих строк по причине недостатка времени и отсутствия проводника не смог обнаружить в Ургюпе реализованные следы этого уникального и желанного для всех православных паломников проекта. Он бы и сам в этом парке посадил, если не в этот, то в другой раз, саженец абрикоса в память русского святого.

III.6. Последняя страница

…Что делать паломнику после прочтения молитв «О путешествующих» в аэропорту Антальи в ожидании перенесенного на два часa позже вылета авиалайнера в родной город, который в марте завалило снегом?! Cидеть за столиком в турецкой кофейне и пить все тот же черный чай из небольших круглых стаканчиков. Зеленого чая здесь не пьют, но если опустить в стакан пару цветков абрикоса от припасенной в дорогу маленькой красной веточки, то и черный чай станет более привлекательным. Вместо сахара можно употребить мягкие плоды сушеного абрикоса. Погрузившись в воспоминания об увиденном и прочувственном в Турции, ловишь себя на той мысли, что сложить целостную картину положения христиан в современной мусульманской стране достаточно трудно. Вот и после третьего посещения Турции автор этих строк не заметил здесь ни ненависти к православным, ни отторжения местным населением православных памятников. По своему духовному значению эта страна обладает удивительными местами, где паломники могут прикоснуться к священным камням церковной истории. Сюда хочется приехать еще не раз, но уже не одному, а в составе группы православных священников, которые вместе с паломниками будут участвовать в возрождении литургической жизни на византийских святынях, где уже цветет и плодоносит абрикос.


Литература:

1. Bakirci N.(Dr.)Konya & Mevlana.- (?), 2010. 2. Библейская энциклопедия./Перевод с англ.- М.: Российское Библейское Общество, 1995. 3. Жира О. Турция. Колыбель цивилизации. Комплексный путеводитель. — Анкара – Стамбул, 2011. 4.Ercenk G. Antalya. Geschichte, Kultur, Natur.- Antalya Promotion und Tourismus Entwiklung Gmbh, 2012. 5. Mustafapasa (Sinasos), the city of cun, is calling you.- Mustafapasa Municipality.(б.г.) 6. Ламек Ж. Каппадокия. — Cтамбул, 2010. 7. Юдин Г. Сокровенная Каппадокия. — М.: «Белый город», 2010. 8. Иераполис (ныне – Памуккале). По следам св. апостола Филиппа. — См.: http://www.pravoslavie.ru/smi/57821.htm 9. В амманской пещере Семи спящих отроков: Из путевых заметок по Иордании. — См.: http://www.pravoslavie.ru/put/070529110112.htm 10. Самандаг. — См.:http://www.travelled.ru/travel/200705/10.shtml 11. Aпокриф «Деяния Павла и Феклы». — Cм.://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Dejan_PavlFekl PHP 12. Православная Энциклопедия. — Т.2.- М.,2001. 13. Старшов Е. В. Православные святыни юга Турции. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010 14. Электронный ресурс http://www.drevo-info.ru 15. Электронный ресурс http://cappadokia.ru


Опубликовано 09.04.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter