Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

…В центральной витрине «Камеры реликвий» находятся шесть реликвариев со святыми мощами и церковный экспонат с изображением Рождества Богомладенца Иисуса.

В заключительной части рассказывается о церковных экспонатах и реликвариях с 39 по 74-й, хранящихся в "Камере реликвий" мюнхенского Музея Резиденции. Здесь же содержится информация и о мощах св. Иоанна Предтечи и сщмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, которые несколько веков назад находились в Московском Кремле.

На фото слева – направо реликварии под номерами (в порядке их следования) : 36, 38, 39, 42, 40, 41 и 37

Реликварий № 38. Мощи (десница) сщмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского (Hl. Dionysius Areopagita). Реликварий в форме дарохранительницы или кубка, который венчает маленькая статуя святого, изготовлен аугсбургским мастером Ульрихом I Ментом ок. 1620-1630 гг. Позолоченное серебро (литье), золото, эмаль, стекло.

Священномученик Дионисий Ареопагит вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферим был убит в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 г. (по другим данным, – в 110 г.) во время гонения при императоре Домициане (81-96). По данным «Православной энциклопедии (т. 15, c. 309-324), первое упоминание о реликвии св. Ареопагита задокументировано у епископа Перпетуя Туронского (ум. 490), владевшего серебряным крестом, в ручку которого были вделаны частица реликвии (не обязательно – мощей) св. Дионисия). Части мощей этого святого находятся в ряде западных и восточных монастырей и церквей, а также на Святой Горе Афон: в монастыре Дохиар (часть главы); в монастыре Симонопетра (часть руки); в монастыре Дионисиат. «Мюнхенская» часть мощей св. Ареопагита происходит из Москвы. Эта часть вместе с мощами св. Иоанна Крестителя (реликварий № 39) находилaсь в одном ковчеге, принадлежавшем сначала Русскому царю Борису Федоровичу Годунову (1552-1605), а позже его сыну – Федору Борисовичу (1589-1605).

В Смутное время ковчег оказался во владении Польского короля Сигизмунда III (1566 –1632), а в 1614 г. был им преподнесен в качестве подарка герцогу Баварии Вильгельму V Благочестивому. В Мюнхене мощи свв. Дионисия Ареопагита и св. Иоанна Крестителя были извлечены из «русского ковчега» и раздельно помещены в специально изготовленные реликварии .

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

«Русский ковчег» без мощей.

Серебряный с позолотой ковчег святым Иоанну Крестителю и Дионисию Ареопагиту (без мощей), выставлен в музее–сокровищнице «Schatzkammer». Время его изготовления датируется 1-й половиной XVII века. На поверхности ковчега имеются барельефные изображения святых Иоанна Предтечи.

Реликварий № 39. Мощи (десница) св. Иоанна Предтечи (Hl. Johannes der Täufer). «Мюнхенская» часть мощей Иоанна Предтечи происходит из Москвы. Реликварий в форме дарохранительницы или кубка, который венчает маленькая статуя святого, изготовлен аугсбургским мастером Ульрихом I Ментом ок. 1620-1630 гг. Позолоченное серебро (литье), золото, эмаль, стекло.

В отношении десницы Иоанна Предтечи существует много неясностей. По преданию, cв. евангелист Лука перенёс правую руку Иоанна Крестителя в Антиохию, где она хранилась около десяти веков. С приходом к власти Юлиана Отступника (Флавия Клавдия Юлиана; 331 или 332-363) мощи святых извлекались из могил и сжигались. По одной версии, христиане спрятали десницу в одной из башен города, а по другой — руку хранили в Александрии. После падения Антиохии в Х в. десницу переправили в Халкидон, а позднее в Константинополь. После взятия в 1453 г. Константинополя святыню переправили на остров Родос, через семь десятилетий — на Мальту, откуда в конце XVIII в. она попала в Москву.

Реликварий 40. Мощи (десница) свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского ( Hl. Johannes Chrysostomus; † 407). Реликварий, который венчает маленькая статуя святого, изготовлен аугсбургским мастером Ульрихом Первым Ментом ок. 1620-1630 гг. Позолоченное литое серебро, золото, эмаль, стекло. В «Сокровищнице» Домского собора в баварском Регенсбурге с середины XVII в. тоже хранятся в золотом реликварии мощи (часть правой кисти без перста) свт. Иоанна Златоуста (3, c. 85-86 ).

Реликварий №41. Мощи (десница) св. великомученицы Варвары (Hl. Barbara; † между 305-311). Реликварий, который венчает маленькая статуя святой, изготовлен аугсбургским мастером Ульрихом I-м Ментом ок. 1620-1630 гг. Позолоченное литое серебро, золото, эмаль, стекло.

Экспонат № 42. Реликвия для поклонения и лобызания. Она представляет собой изображение Рождества Иисуса Христа (Reliquie der Krippe). Итальянская ювелирная работа (ок. 1570), подверженная в 1620 г. в Мюнхене некоторой переделке. Миниатюрное изображение выполнено в

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Фрагмент экспоната. Фото: Бернхард Граф

1592 г. Хансом Верлем. Позолоченное серебро, золото, эмаль, драгоценные камни, оникс, камея из оникса, жемчуг.

Реликварий № 43. Мощи святителя Амвросия Медиоланского (Hl. Ambrosius; † 397). Реликварий, который венчает маленькая статуя святого, выполнен в 1610-1615 гг. аугсбургским мастером Еремией Михаэлем. Позолоченное серебро, золото, драгоценные камни, жемчуг.

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Реликварии в правой части «Камере реликвий». Фото: Бернхард Граф

Реликварий № 44. Мощи св. праведной Анны, равноапостольной Марии Магдалины, св. апостола Матфия, св. евангелиста Марка, мученика архидиакона Лаврентия Римского (ок. 225-258) и др. святых ( Hll. Anna, Magdalena, Matthäus, Markus, Laurentius und weitere Heilige).

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Фото: Бернхард Граф

Реликварий в форме переносного алтаря работы мастера Готфрида Ланга изготовлен в Мюнхене в 1626 г. Эбеновое дерево, серебро, золото, эмаль, драгоценные камни, горный хрусталь, жемчуг, бархат.

Реликварий № 45. Мощи св. праведной Анны (Hl. Anna). Реликварий из драгоценных металлов, украшенный ценными камнями, жемчугом и маленькой статуэткой святой, изготовлен ок. 1600 г. в Мюнхене по проекту Ханса Крумпера. Фигура святой Анны имела широкое распространение в Германии, но затем она подверглась жесточайшим нападкам Мартина Лютера. Широко известна в Баварии картина Дюрера «Мадонна с младенцем и святой Анной». Значительное число изображений святой Анны было уничтожено XVI в. во время иконоборчества протестантов, желавших вернуться к «простоте и ясности Священного Писания». Согласно православной традиции, св. Анна скончалась 79–ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью. По преданию, Анну похоронили вблизи будущей гробницы дочери и могилы Иосифа Обручника в Гефсиманском саду, в Иерусалиме. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой. Мощи св. Анны и ее мафорий были перенесены в 710 г. при императоре Юстиниане II из Иерусалима в Константинополь. В средние века западные паломники сообщали, что видели в кипрском монастыре Ставровуни плечо и ладонь св. Анны. Части ее мощей находятся в монастырях на Афоне: левая стопа св. Анны в Большом ските праведной Анны, правая стопа в монастыре Кутлумуш, левая рука – в монастыре Ставроникита. Частицы мощей святой хранятся в нескольких монастырях и храмах Греции.

Реликварий № 46. Мощи св. апостола Петра (Hl. Petrus). Реликварий изготовлен ок. 1600 г. в Мюнхене по проекту Ханса Крумпера.

Реликварий № 47. Мощи св. Ионна Предтечи (Hl. Johannes d. Täufer). Реликварий в форме головы, украшенной венком, изготовлен из зеленого бархата в Мюнхене ок. 1620 г. Мастер Франц-Йозеф-Антони Янсенс

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3украсил его в 1754-1756 гг. драгоценными камнями, жемчугом, рубинами, бриллиантами, золотом. В отношении мощей (главы) Иоанна Предтечи существует много неясностей. Так, во Франции, в соборе г. Амьена, хранится нетленная глава, которую почитают как главу св. Иоанна. Еще одну главу Предтечи можно увидеть в римском храме Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, главы, приписываемые Иоанну, можно увидеть в турецкой Антиохии и в одном из монастырей Армении. Согласно исламской традиции, местом хранения главы св. Иоанна Крестителя является мечеть Омейядов в Дамаске. В западной литературе в связи с количеством мощей, приписываемых Иоанну Предтече, можно встретить информацию о наличии 12-ти голов святого. Очевидно, что далеко не во всех случаях речь может идти о подлинных мощах Крестителя Христова.

Реликварий № 48. Мощи св. праведной Елисаветы (Hl. Elisabeth), жены священника Захарии и матери св. Иоанна Крестителя, родственницы Пресвятой Богородицы. Реликварий в форме головы, украшенной венком, изготовлен из зеленого бархата в Мюнхене ок. 1620 г. Мастер

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Франц-Йозеф-Антони Янсенс украсил его в 1754-1756 гг. драгоценными камнями, жемчугом, рубинами, бриллиантами, золотом. Праведная Елисавета происходила из рода Аарона (Лк. 1:5) и, согласно Евангелию, жила с мужем в одном из городов Иудеи. В поселении Эвен-Сапир под Иерусалимом с 1911 г. расположен францисканский монастырь, на территории которого, по преданию, находится место упокоения св. Елисаветы — гробница, обозначенная ныне небольшим вырубленным в камне углублением. Сохранились данные о том, что св. Елисавета преставилась в 22 году по Р.Х. в Хевроне. Судьба мощей праведной Елиcаветы изучена слабо. Известно, что мощи праведных Елиcаветы и Захарии находились какое-то время в церкви св. Иоанна Предтечи на месте его темницы в Севастии, о чем в 1185 г. свидетельствовал паломник Иоанн Фока. Доподлинно неизвестно, когда, как и при каких обстоятельствах мощи св. Елисаветы попали в Рим и далее, не ранее конца XVI в., – в столицу Баварии.

Реликварий № 49. Мощи св. Руперта, епископа Зальцбургского (650? — 718; Hl. Rupert), прп. Анастасия Персянина (Hl. Аnastasias; † 628). Реликварий со статуэткой св. Руперта изготовлен, возможно, мастером Мельхиором Маиром в 1610-1620 гг. в Аугсбурге. Позолоченное серебро, золото, эмаль.

О рождении и молодых годах cв. Руперта почти ничего не известно. По происхождению он был франком. Будучи епископом германского города Вормс, Руперт покинул его в 697 г. и начал свою миссионерскую деятельность в Баварии, где христианство уже было проповедано, хотя и не пустило ещё глубокие корни. Руперт начал деятельность с крещения множества вельмож при дворе Теодона, затем двинулся вдоль долины Дуная. Центром своей проповеднической деятельности он сделал бывшую римскую колонию Ювавум, на реке Зальцах – притоке Дуная. Теодон пожаловал Руперту эту землю для основания там монастыря, который и был построен под крутой скалистой горой. Монастырь получил имя св. Петра, а гора стала называться Мёнхсберг (Гора монахов). Монастырь стал центром нового города, быстро развивавшегося благодаря большим залежам соли в его окрестностях. Соль дала и имя новому городу — Зальцбург (Город соли). Руперт вместе со своей сестрой Эрентрудой основал также женский бенедиктинский монастырь, первой настоятельницей которого стала его сестра. Св. Руперт cкончался в основанном им монастыре в 718 году, он почитается покровителем Зальцбурга. День памяти святого отмечается 24 cентября.

Мощи прп. Анастасия Персиянина хранятся в верхней части реликвария. Житие этого св. Анастасия было написано сразу после его смерти в 628 г. и основано на рассказе монаха, свидетеля его подвигов и мученической кончины. В Х в. житие святого было переработано Симеоном Метафрастом. По преданию, Анастасия Персиянина вместе с 70 другими христианами удавили веревкой. Тела казненных были брошены у реки на съедение собакам, а голову Анастасия Персиянина отправили Хосрову. Собрав деньги, местные христиане выкупили тело мученика, которое чудесным образом не было тронуто собаками, и похоронили его в расположенном неподалеку монастыре мученика Сергия. Через десять лет после кончины Анастасия Персиянина его мощи перенесли в Кесарию Палестинскую, а затем — в Константинополь. Сохранились сведения, что позднее глава святого хранилась в Риме. Одна часть мощей находилась в церкви Святого Креста, а другая – в одном из загородных монастырей. С 1204 г. и по настоящее время глава преподобного Анастасия Персиянина хранится в немецком Ахене.

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Реликварии под номерами 49, 51 и 50. Фото: Бернхард Граф

Реликварий № 50. Мощи св. Корбиниана Фрайзингского, Баварского († ок. 724 или 730), почитаемого как «апостол Баварии» (Hl. Korbinian). Реликварий со статуэткой святого изготовил в Аугсбурге мастер Мельхиор Маир в 1610-1620 гг. Позолоченное серебро, золото, эмаль.

Имя и дела святого Корбиниана тесно связаны с Южным Тиролем и Баварией. Корбиниан родился во Франции, неподалеку от города Арпажон. В молодые годы Корбиниан обратился к вере, изучая Священное Писание и погружаясь в чтение псалмов. Проникнувшись христианским учением, он проявил особое расположение к отшельнической жизни. После смерти матери он стал вести уединенную жизнь в построенной им неподалеку от церкви келье, где положил начало подвигу отшельничества. Ночами Корбиниан бодрствовал и молился, а в дневные часы принимал всех приходящих к нему за советом. Прожив некоторое время отшельником, Корбиниан вместе с одним из своих учеников отправился в паломничество в Рим. Путь Корбиниана пролегал через Баварию, откуда он прибыл в Южный Тироль. Здесь, в Куэнсе, он основал небольшой монастырь. В Риме ок. 718 г. папа Григорий II возвел Корбиниана в сан епископа. Как миссионера его отправили в страну франков. Приблизительно ок. 720 г. Корбиниан появился в баварском Регенсбурге, где произошла его встреча с герцогом Теодо, предложившем подвижнику отправиться на служение во Фрайзинг. Здесь ему предстояло укреплять веру и проповедовать христианство во всей Баварии. С его именем связано строительство неподалеку от Фрайзинга церкви во имя св. Стефана – предшественницы известного бенедиктинского аббатства Вайенштефан, просуществовавшего почти до конца марта 1803 года. Согласно легенде, во время второго путешествия в Рим Корбиниан с сопровождавшими его спутниками остановился на ночлег неподалеку от альпийского озера Бреннерзе. К месту ночлега паломников неожиданно подкрался медведь и загрыз их лошадь. За этот проступок Корбиниан приказал своему слуге наказать животное и определил медведю сопровождать остаток его пути в Вечный Город. Медведь не противился и охотно превратился во вьючное животное. По прибытии в Рим медведя отпустили, и тот вернулся в Баварию. Эту историю с медведем истолковали символически: «Христианство усмирило и приручило дикость язычества и тем самым заложило в герцогстве Бавария фундамент великой цивилизации». Чтобы избежать преследований мстительного правителя города, Корбиниан покинул Фрайзинг и отправился в Тироль. Во Фрайзинг он вернулся уже при новом правителе. Жители восторженно приветствовали возвращение своего епископа. Но недолго наставлял их в вере святитель: вскоре Господь призвал его к Себе. Согласно воле почившего, местом его погребения был не Фрайзинг, а церковь св. Валентина в тирольском Maисе. Почитание епископа Корбиниана не ослабевало в Баварии и после его кончины, поэтому спустя несколько десятилетий фрайзингский епископ Арбео в 764 г. перенес мощи святителя во Фрайзинг. Ныне мощи (глава) святого находятся в крипте Кафедрального собора Фрайзинга .

Реликварий № 51. Мощи священномученика Кириака, епископа Карфагенского ( Hl. Cyriakus; † ок. 303.). Реликварий изготовлен в 1622-1626 гг. мюнхенским мастером Стефаном Хоетцером. Частично – позолоченное серебро (литье), драгоценные камни, золото, шелк, детали турецкого украшения из нефрита.

В Католической церкви св. Кириак принадлежит к числу «14 святых помощников». Житие связывает его мученичество с некоторыми другими римскими святыми. Могила святого первоначально находилась на Виа Остии в Риме. По преданию, в 847 г. в немецком монастыре Лорш останки святого были уничтожены в ходе военных действий. В Х в. его мощи появились в разных церквях Европы, имеются они и в Сокровищнице Домского собора в Бамберге.

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Реликварии под номерами 53, 52 и 54. Фото: Бернхард Граф

Реликварии №№ 52-54. Мощи св. Серватия Маастрихтского (также – епископа Тонгрского; Hl. Servatius), апостола Андрея Первозванного (Hl.Hadrianus), св. Бонифация (Hl.Bonifatius), св. Христофора (Hl.Christophоrus), св. Валентина, епископа Пассау (Hl.Valentinus; † ок. 475; реликварий № 53), св. Вольфганга (Hl.Wolfgang), св. Адальберта Пражского (Hl. Alalbert; 955 – 997; реликварий № 53), св. муч. архид. Лаврентия (Hl.Laurentius), св. Квирина (Hl.Quirinus), св. Виталия, епископа Зальцбургского (Hl.Vitalis; † ок. 728 или 730; реликварий № 54), Екатерины Александрийской (Hl.Katharina), cв. Венедикта Нурсийского (Hl.Benedikt), св. Георгия Победоносца (Hl.Georg; † 303; реликварий № 53), св. Генриха II Святого, императора Священной Римской империи (Kaiser Heinrich II). Реликварии в форме пирамиды из трех частей мюнхенской работы 1624 г. Золото, слоновая кость, кораллы, позолоченное серебро, резное стекло, жемчуг, бархат.

Реликварий № 55. Мощи св. первомученика Стефанa (Hl. Stephanus). Реликварий изготовлен, вероятно, в 1590 г. в Мюнхене. Золото, эмаль, рубины, стекло.

Реликварий № 56. Мощи св. Вальбурги Хайденхаймской (Hl. Walburga). Реликварий изготовлен, вероятно, в 1590 г. в Мюнхене. Золото, эмаль, стекло.

Св. Вальбурга (ок. 710 – ок. 779), родилась в Девоншире (Англия), в семье св. Ричарда, короля западных саксонцев. Св. Вальбурга считается племянницей св. Бонифация. Когда тот отправился проповедовать среди германцев, он взял с собой в качестве помощников двух племянников, Виллибальда и Виннибальда – сыновей св. Ричарда. Бонифацию потребовалась и монахиня. Ею стала Вальбурга – монахиня из монастыря Уимбор, сестра Виллибальда и Виннибальда. Вальбурга провела два года в германских землях. Проповедуя в Бишофсхайме, она произвела большое впечатление на язычников своими медицинскими знаниями. Виннибальд основал смешанный монастырь в Хайденхайме, где она была поставлена игуменьей. Сам Виннибальд управлял мужской общиной. По кончине Виннибальда на его место назначили Вальбургу, поручив ей окормлять как мужскую, так и женскую конгрегацию. Вальбурга скончалась 25 февраля 777 или 779, будучи игуменьей Хайденхайма, откуда ее мощи были перенесены в Айхштет. Ее гробница стала местом паломничества из-за «удивительного масла», источаемого и поныне из скалы. В 893 г. мощи св. Вальбурги были частично переданы в Рейнские земли, во Фландрию и Францию, откуда ее почитание распространилось в другие страны. Во многих странах Западной Европы ночь на 1 мая отмечалась в дохристианские времена как праздник весны и плодородия. Позднее по имени святой, память которой отмечалась в этот день, ночь накануне стали называть «Вальпургиевой». Ее имя связали с преданием о главном шабаше ведьм. Вечером 30 апреля в некоторых городах и селах Германии горят костры, а в деревнях изгоняют «ведьм», чучела которых сжигают.

Реликварий № 57. Реликварий – дароносица из трех частей работы аугсбургского мастера Георга Юнгмаира ок. 1620-1630 гг. Позолоченное серебро, золото, жемчуг, драгоценные камни, эмаль. О содержащихся в реликварии мощах никаких сведений не имеется.

Реликварий № 58. Мощи святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (Hl. Nikolaus; ок. 270 — ок. 345). В позолоченном реликварии находятся мощи в виде теменной кости черепа. Реликварий в форме шайбы изготовлен мюнхенским мастером Берхардoм Петером в 1619 г. Позолоченное серебро, эмаль, драгоценные камни, жемчуг.

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Мощи св. Николая – в первом слева реликварии. Реликварий с мощами cв. Киприана – третий справа. Фото: Бернхард Граф

Реликварий № 59. Мощи св. Киприана, епископа Карфагенского (Hl. Cyprianus; ок. 200 или 210-258 ).

Св. Киприан родился ок. 200 г. в Карфагене (Северная Африка), где протекали его жизнь и деятельность. Мученическая кончина Киприана последовала ок. 258-300 гг. Тело святого ночью было погребено на частном прокурорском кладбище. При короле Карле Великом (771-814) мощи святого перенесли во Францию. Ныне мощи святого находятся в Компьене (близ Парижа), а глава хранится в Корнелимюнстере под Ахеном¬, откуда, вероятно, мощи попали в Мюнхен.

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Реликварии и церковные экспонаты в последних справа витринах. Фото: Бернхард Граф.

Экспонат № 60. Так называемая «Пластина-реликвия», выполненная с помощью пресса, позолоченная, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. На ее обратной стороне выгравировано Воскресение Иисуса Христа. «Пластина-реликвия» датируется 1600 годом. Место изготовления неизвестно.

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Экспонат № 61. Фото: Бернхард Граф 

Экспонат № 61. Серебряный рельеф в рамке, изображающий Несение Иисусом Креста на Голгофу. Рельеф изготовлен в Риме ок. 1612-1613 гг. неизвестным мастером, использовавшем в работе эбеновое дерево, серебро (литье), драгоценные камни и золотые вставки.

Реликварий № 62. Мощи святителя Мартина Милостивого, епископа Турского ( Hl. Martin; 317 или 337-397 ). Реликварий, который венчает маленькая статуя святого, изготовлен ок. 1610-1616 г. аугсбургским мастером Иеремией Михаэлем. Позолоченноe серебро, золото, эмаль, драгоценные камни, жемчуг.

Реликварий №№ 63, 64. Мощи католического святого Франциска Ксаверия (Hl. Franz Xaver; 1506-1552) – христианского миссионера и основателя Общества Иисуса (ордена иезуитов) ; католического святого Яна Непомуцкого (Иоанн Непомук; Hl. Johannes Nepomuk; ок. 1350-1393) – чешского святого мученика, священника; католической святой Франциски Римской (Coecolella; 1384-1440) – основательницы монашеского ордена (Franziska von Chianta). Серебряный реликварий в форме дарохранительницы (1750) изготовлен, возможно, мастером Йозефом Гроссауером из Мюнхена.

Реликварий №65. Мощи католического святого Петра Алькантрийского (Петра из Алькантры; Pedro de Alcántara, Hl. Petrus von Alcantara; Juan de Garavito y Vilela de Sanabria; 1499-1562), монаха-францисканца, одного из инициаторов аскетической реформы в ордене.

 Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 3

Реликварий № 66. Мощи св. Франциска Ассизского – католического святого, учредителя названного его именем ордена (Franziskus; 1182-1226) и др. Реликварий-дарохранительница (1730-1740 гг.) работы мастера Андреаса Дрекслера. Использовано частично позолоченное серебро.

Экспонат № 67. Реликварий имеет две ячейки, где находятся мощи неизвестных святых. Изготовлен в 1709 г. в Риме мастером Джованни Джиардини. Серебро. Ляпис-лазурь (лазурит).

Реликварий № 68. Реликварий в форме пирамиды, вероятно, немецкой работы ок. 1720 г. В нем находятся частицы неизвестных святых. Горный хрусталь, позолоченное серебро.

Реликварий № 69. Реликварий-дарохранительница итальянской работы 1710-1720 гг. В стеклянной ячейке в форме сердца находится ткань с кровью неизвестного святого. Горный хрусталь, позолоченное серебро, филигрань.

Экспонат № 70. «Пьетта» итальянской работы, ок. 1770 г. Серебро, позолоченная медь, кораллы, драгоценные камни.

Реликварий № 71. Мощи св. Максимилиана, епископа Понгау (также – Лорха; Hl. Maximilian; † 284-288). Реликварий в форме рамки изготовлен в 1977 г. в Мюнхене мастером Игнацем Францовитцем. Позолоченное серебро, золото, драгоценные камни.

Cв. Максимилиан родом из Словении. В XIII в. была написана история его жизни «Vita Sancti Maximiliani», откуда следует, что Максимилиан был сыном богатых родителей, после смерти которых раздал их имущество рабам, обрабатывавшим земельный участок. Максимилиан даровал также им и свободу. Максимилиан совершил паломничество в Рим, откуда папа Сикст II в 257 г. отправил его на родину в Норикум (Norikum).

Там он 20 лет прислуживал местному епископу, а позже и сам возглавил епископскую кафедру Лорха около Энса. Во время преследований христиан при правлении императора Нумериана он был обезглавлен. В 710 г. в Бишофсхофене ( Понгау) над могилой Максимилиана была построена часовня. В 878 г. мощи были перенесены в баварский Альтэттинг, а оттуда в Х в. — в Пассау. В 1662 г. во время сильного пожара большая часть мощей была уничтожена. Сохранившуюся часть положили в серебряную раку, которая ежегодно 12 октября выставляется в Домском соборе на поклонение верующим. Святого почитают в австрийских Граце, Зальцбурге и Линце. Имя Максимилиан (сокращенно — Макс) очень распроcтранено в Баварии.

Реликварий № 72. Реликварий в форме шкатулки, где находятся мощи разных святых. Идентифицировать мощи не представляется возможным по причине отсутствия доступа к ним. Реликварий выполнен аугсбургским мастером Хиронимусом Пристером ок. 1670-1674 г. Позолоченное серебро, эмаль, агат, драгоценные камни, жемчуг, бархат, золотые блестки.

Реликварий № 73. Крест-реликварий. Выполнен в Южной Германии ок. 1760-1770 г. Позолоченные серебро и медь, драгоценные камни.

Реликварий №74. Мощи св. Амальберги (Амелии) из Темсе (Hl. Amalberga; 741-772). Маленький по размерам реликварий изготовлен в Южной Германии, его мастер не известен. Серебро, стекло.

Св. Амальберга прославлена в Римско-Католической церкви. Она родилась в 741 г. в г. Ардем возле Люксембурга. В раннем возрасте поступила в бенедиктинский монастырь возле г. Билзен. Её красота и духовные добродетели привлекли франкского короля Пипина Короткого и его сына Карла, будущего императора Карла Великого, который в течение нескольких лет приезжал к ней в надежде, что она покинет монастырь. Однако Амальберга осталась верна своему монашеском призванию. Она основала церковь Святой Девы Марии в г. Темсе. Св. Амальбергу из Темсе не следует путать со святой Амальбергой Мобёжской. День памяти св. Амальберги в Католической церкви — 10 июля.

 * * *

…»И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом (спудом), но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф 5:15). Этими евангельской строкой и хотелось бы для размышлений завершить рассказ о «Камере реликвий» и ее богатствах. К сожалению, все заключенные в стеклянных витринах мощи находятся под спудом и никогда в прошедшем и нынешнем столетии все 75 реликвариев и церковных экспонатов не выставлялись и «не светили» христианам в мюнхенских католических храмах во время проведения богослужений.


Литература

  1. Rezidenz München. Amtlicher Führer. – München. Bayerische Vervaltung der staatlichen Schlösser, Garten und Seen. – München, 1966.
  2. Schatzkammer der Residenz München. Amtlicher Führer. – München,1992.
  3. Холодюк А. Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна. – Мюнхен, 2011.
  4. Melchers E. und H. Bearbeitung C. Melchers. Das große Buch der Heiligen. Geschichte und Legende im Jahreslauf. – München: Südwest Verlag, 1979.

Опубликовано 19.11.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter