Анатолий Холодюк. В приделе святого Лонгина

Анатолий Холодюк. В приделе святого Лонгина

…Во второй половине 90-х годов прошлого века в Иерусалиме  паломники из России, Греции, Румынии и других православных стран  имели возможность в Страстную неделю,  после обеда в Великую пятницу  войти в Храм Гроба Господня и остаться там  на всю ночь.   Переночевав в Храме и встретив в нем утро Великой субботы, уставшие, но счастливые  паломники  становились свидетелями схождения Благодатного огня. Так поступил и автор этих строк, появившийся в Храме  с Евангелием и молитвословом в руках, а еще и с припасенной бутылкой  минеральной воды. Полицейские разрешали проводить  всю ночь не  возле Святой Кувуклии — места нахождения Гроба Господня, а  в других малоосвещенных местах огромного храма. Паломники-греки  помимо воды брали с собою   складные скамеечки или куски ткани, которые они расстилали прямо на каменном полу. Все другие припасали только молитвословы и питьевую воду. Русские паломники небольшими стайками держались вместе и стремились занять «лучшие  места» возле массивных колонн, расположенных правее от Кувуклии и рядом с католическим францисканским храмом в честь Явления Христа Богородице. Паломники сначала стояли некоторое время, а потом опускались на колени или садились  прямо на пол. Они постепенно знакомились друг с другом и  разговаривали между собою очень тихо. Однако находились и такие среди паломниц, кто ворчали и  делали мужчинам  замечания типа «Лучше бы в таком святом месте  молились про себя  и грехи свои вспоминали, чем  новыми  обрастали…» Кто-то подходил  Кувуклии и по ее периметру на  балках возжигал запасенные накануне белые свечи.  Другие неожиданно  для соседей  вставали с колен, поворачивались лицом к Кувуклии и начинали вслух читать акафисты   или молитвы из «Последования ко святому  причастию». Автор этих строк читал Евангелие и перелистывал путеводитель о Святой Земле, где подробно рассказывалось о главной святыне Святого Града Иерусалима – Храме Гроба Господня, где расположено много святынь и памятных мест, связанных с событиями Страстной недели и Воскресения Спасителя. С наступлением полуночи паломники притихли и каждый из них думал о  чем-то своем. — А как найти в храме придел святого Лонгина сотника? — адресовал я вопрос своим соседям.  В кармане  моего пиджака была  спрятана  среди длкументов присланная из Приднестровья  поминальная записка. Ее начертала своею рукою моя родная сестра Ангелина, ослепшая на один глаз по причине поздно обнаруженного у нее сахарного диабета.  Ангелина, узнав о моем предстоящем паломничестве на Святую Землю,  просила помолиться там  о ее здравии, найти  придел  Лонгина сотника и рассказать ему  о ее нуждах и попросить об исцелении глазной болезни… Один опытный паломник сопроводил меня  в восточную часть храма, где слева от армянской часовни  Разделения  риз находится  греческий православный придел, увековечивший  память о святом мученике Лонгине сотнике. Его так назвали в начале XVI века, а  принадлежит он Иерусалимскому Православному Патриархату. Позже я прочитал, что в Иерусалиме  около  1185 года  существовала отдельная церковь во имя Лонгина сотника. Поначалу мне  даже не верилось, что этот  придел устроен на месте обретения честной главы святого Лонгина сотника. Придел имеет полукруглую форму  и по своим размерам совсем  невелик. В нем находятся каменный престол, на стене апсиды — триптих из больших икон в позолоченных старинных рамах. Иконы изображают Распятие Иисуса Христа и стоящего рядом Лонгина сотника; святого Лонгина, будучи обезглавленного за исповедание Сына Божия, помогающего женщине найти его голову и исцелиться от слепоты; мученическую кончину Лонгина cотника и обретение в Иерусалиме главы святого христианкой, исцелившейся от слепоты. Перед иконами свисают несколько лампад. На мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Существует мнение, что, начиная с 570 года, здесь на одной из стен паломники видели копье, пронзившее бок Иисуса… нет, не Лонгиным сотником, а  неизвестным  римским воином. Согласно легенде, древко копья, найденного в начале IV века царицей Еленой во время обретения Святого Креста, после нападения персов в 614 году на Иерусалим еще оставалось в Храме Гроба Господня, а его наконечник был отделен и увезен в Константинополь. Впрочем, в специальной литературе можно обнаружить и другие версии. …Остановившись у придела святого Лонгина, я молча и  своими словами «пересказал» историю болезни  и просьбу моей старшей сестры, потом опустился на колени и перевел глаза  к иконам, подсвечивая их   карманным фонариком. Заодно попросил  святого и о здравии нашего архиепископа Клинского Лонгина (1946 — 2014; Талыпин), представителя Русской Православной Церкви в Германии. По рассказам его помощника  и чтеца Сергея Матанова, владыка в течение всей  жизни перенес несколько десятков операций и смиренно нес  крест  своих телесных недугов. Он жил в пригороде Бонна, но богослужения проводил в другом городе — Дюссельдорфе. Я был очень благодарен архиепископу Лонгину. Узнав в 1998 году о  причинах моего разрыва с клиром  церкви РПЦЗ в Мюнхене и последующем переходе  во вновь созданный Свято-Воскресенский приход Московской Патриархии,  он сам позвонил мне  из Бонна в  Мюнхен.  Очень внимательно  и в течение получаса  выслушивал меня, при этом  не комментировал моих слов и не задавал уточняющих вопросов. В ходе рассказа он  только несколько раз глубоко вздыхал,   а  в конце разговора  дал мне  один совет… Пройдет много лет и архиепископ Лонгин повторит этот совет в 2012 году в своем последнем интервью, которое он предоставил  одному российскому церковному сайту  (Cм.: 14). Этот совет он  адресовал  не  столько  мне,  сколько  всем читателям: «…любите всех, не осуждайте никого, прощайте всем. Если так будете жить, тогда и вам будет куда легче идти по жизненному пути» ( Там же ). В приделе Святого Лонгина сотника я  помолился о просвещении своих духовных очей. С той первой «встречи» в конце 90-х со святым  Лонгиным в Храме Гроба Господня этот святой   прочно вошел в мою жизнь. Меня очень заинтересовало  житие Лонгина сотника, посвященные ему иконы, а также книги и статьи о нем на разных языках. …В православной и западной традициях родиной Лонгина сотника называется земля Каппадокии (ныне местность на территории современной Турции). Я отправился в Каппадокию в надежде найти его «родовое селение», но возвратился из Турции ни с чем. Во-первых, в Каппадокии, никто из местных жителей и не слышал святом Лонгине, во-вторых, времени было маловато, чтобы опросить турецких экскурсоводов, музейных работников и  христианских священников. Возвратился домой, как говорят, ни с чем. Однако сделанные в Каппадокии путевые заметки стали основной написания  большой статьи «Когда на византийских руинах цветет абрикос». Святой Лонгин известен в истории Церкви как один из самых первых  христиан, подвергавшихся за исповедование веры в Христа и проповедь Его учения гонениям, мучениям и смертной казни. За этот подвиг его стали  называть  мучеником и причислили к святым. Лонгин сотник, живший во времена Иисуса Христа,  уверовал  в Сына Божия еще при Его жизни.  После изучения обширной литературы о сотнике Лонгине, «прославившем Иисуса», я уже не  отождествлял его  с тем неизвестным воином  «римским воином», кто пронзил копьем тело распятого Спасителя. Это совершенно разные персонажи! Об том  свидетельствует сам текст Святого Евангелия,  который  вольно трактуют некоторые авторы о сотнике Лонгине, например,  в той  же «Википедии». Вот и 9 апреля 2017 года, в день праздника  входа Господня в Иерусалим, когда в сербской церкви Мюнхена всем прихожанам вручали в  подарок  мартовский  номер журнала «Сабор»  Франкфурт-Германской епархии Сербской Православной Церкви, я с тревогой открыл страницу о святом мученике Лонгине сотнике…Но на ней я обнаружил  только новую цветную икону св. муч. Лонгина сотника. Слева от иконы помещен текст неизвестного автора, но он, слава Богу, не приписывал Лонгину прободение копьем  Тела Иисуса ( 13, с.35). Только в латинской традиции, а именно  в западных поздних преданиях, стоявший на страже «сотник» в час распятия Христа и некий «римский воин», проткнувший копьем правый бок Спасителя, считается одним и тем же лицом ( 2, с. 431). Как известно, сотника Лонгина почитают православные и католики. Однако об этом святом  у восточных и западных христиан существуют разнообразные и очень противоречивые легенды. Они взаимопроникают друг в друга и создают невероятный «коктейль» из псевдофактов, внося путаницу в головы верующих.В истории древней Церкви известен не один, а минимум пять святых с именем Лонгин, причем, три из них были воинами в первые пять веков Христианства (См.:7,с.638). В некоторых источниках можно прочитать, что Лонгин сотник был «иудеем», «греком» и происходил он из селения «Sandralis» или «Andrales» недалеко от «Tyana» в Каппадокии (11,с. 450). В других научных справочниках отмечается, что его родное селение называлось «Sandiale» или «Sandrale» (См.:7, с.637 и 10, с.1047). Встречается информация и о том, что родиной Лонгина сотника были «Isaurien (Killikien)» (11, c. 449), «Исаврия» (2, с.431) и даже итальянский город «Кальяри»  на Сардинии. Однако возвратимся в Каппадокию, чья земля в первые века Христианства считалась провинцией Римской империи на востоке Малой Азии. О детстве и юности Лонгина сотника до его прибытия в Иерусалим нам  почти ничего не известно. Как «солдат» (См.: 8 и 10) он  сначала состоял на военной службе в Иудее, подчиняясь правившему в ней в 26-36 годах префекту Понтию Пилату. В римской армии Лонгин дослужился до офицерского звания, став центурионом, т.е. командиром военного подразделения — «сотни» (центурии). Офицер, командовавший отрядом из ста солдат, назывался сотником.Три автора Святого Евангелия (Матфей, Марк и Лука) в сцене распятия Иисуса Христа упоминают о стоявшем на страже некоем «сотнике», но они не называют его имени. В трудах святых отцов тоже не упоминается имя сотника. Почитание его относится только к IV или V векам. По-разному трактуют авторы материалов о Лонгине сотнике в вышедших в разное время двух томах «Православной энциклопедии» (37 и 41). Они рассказывают о святом  и о времени начала его почитания. Так, в одном издании сообщается, что почитание Лонгина сотника относится только к IV веку ( 2, с. 429), а в другом — к началу V-го века ( См.: 3 ). В 37-м томе ( с.616) пишется, что «имя воина Лонгин» впервые названо в апокрифическом Евангелии от Никодима (IV в.). И здесь же далее —«согласно этому произведению, Лонгин ранил Христа до Его смерти» ( Там же). А в другом томе (41-м) можно прочитать, что согласно «Актам Пилата» почитание относится к началу V века (2, с. 431). Обратим внимание на  следующий важный  тезис: в церковном предании начала V-го века появляется имя — «Лонгин», но «оно относится не к сотнику, а к тому воину, который пронзил копьем ребра» (2, с. 429). Апокрифические произведения не отождествляют «сотника» и «римского воина», пронзившего копьем Спасителя (Там же, с. 431). Путаницу внесли  греческие агиографы, «устойчиво связав имя «Лонгина» с сотником ( Там же). Другой немаловажный вопрос: где правильно ставить ударение в слове «Лонгин»? Ответ один: только на втором слоге, что закреплено и в «Православной энциклопедии» (См.:2). Однако в наших православных приходах можно услышать, что священники ударной гласной в имени «Лонгин» считают «о», что является  ошибкой. Дело в том, что слово «Лонгин» произошло от латинского — «longinus» с ударением на гласный звук «i». В  переводе на русский это слово можно перевести как «длинный». Причем, само слово «Лонгин» напоминает исследователям скорее фамилию или прозвище сотника, нежели его имя. В древней России  сотника называли так: «Логин» и «Логгин». Кстати, чтобы развести и отделить друг от друга двух евангельских персонажей («сотника» и «римского воина»), великий князь Константин Константинович («КР») в своей драме «Царь иудейский» использовал слово «центурион» (то есть — сотник), называя так одного из своих героев (4, с. 126).Согласно некоторым источникам, настоящее имя сотника — «Кассий» (6, с. 695), а его полное имя — «Гай Кассий Лонгин». Кстати, Лонгин сотник известен в церковной литературе и под другим именем — «Примиан» (2, с. 430). По преданию, Лонгин сотник был старейшим из римских воинов, человеком честным и известным самому римскому императору (кесарю) Тиверию. До распятия Иисуса Христа сотник Лонгин, впрочем, как и все его сослуживцы и подчиненные, совсем не знал Бога и был обыкновенным язычником. Однако в 33-м году после  совершенных в Иерусалиме великих событий, связанных со страданиями, крестной смертью и Воскресением из мертвых Спасителя, у римского сотника Лонгина, который  искренно  уверовал во Христа,  началась  принципиально новая, христианская жизнь. …После первого посещения в конце 90-х святых мест в Иерусалиме я  и в другие годы  несколько раз приезжал в Святой Град и всегда приходил в Храм Гроба Господня, чтобы поклониться его великим святыням и помолиться  в приделе святого мученика Лонгина. Каменные стены придела превращались  для меня в своеобразный экран, где «оживали» перед глазами все события вокруг распятия Иисуса Христа и, конечно, история самого Лонгина сотника… Известно, что по приказу Пилата римские солдаты-стражники вводились в Иерусалим для поддержания порядка в дни празднования иудейской Пасхи, проведения разных многолюдных собраний и публичных казней. Эти воины и иудейские солдаты принимали участие в аресте Иисуса и в грубых издевательствах над Ним.Традиционным местом казней на кресте, как всем известно, была Голгофа — невысокий холм, находившиеся в те далекие годы  за пределами  городских стен Иерусалима. У основания Голгофы и вокруг нее находилась огромная толпа народа, пришедшая поглазеть на страшное зрелище. Здесь было много и врагов Христа — иудейские первосвященники и книжники, торжествовавшие свою победу над Христом и насмехавшиеся над ним. Мимо Голгофы проходила из города и в город разнообразная толпа людей. Некоторые из них дерзко издевались над Иисусом и выливали на Него потоки своей ненависти и злобы. Перед проведением казни вокруг места распятия организовывалось оцепление из числа римских солдат. На месте казни, кроме распинавших Христа иудейских солдат, находился и римский отряд числом сто человек под начальством сотника Лонгина. Он отвечал за порядок и в случае его нарушения привлекал своих подчинённых для пресечения всяких волнений в народе. Сотник Лонгин, как и другие римские  воины, был вооружен копьем и коротким мечом. Его голову и грудь защищали металлический шлем и панцирь. Дополнительную защиту обеспечивал большой щит в левой руке. Крепкая, но легкая военная его обувь с тонкими и мягкими ремешками имела укрепленную шипами подошву для уверенной ходьбы по земле и каменным плитам Инрусалима. Не исключено, что Лонгин сотник передвигался и на коне. В некоторых западных странах  христиане  почитают его и как покровителя всадников.Если отряд Лонгина сотника  стоял на страже вокруг Голгофы, то сам офицер Лонгин, оставив своего коня, находился вблизи подножия Святого Креста. Лонгин  стал свидетелем крестных страданий и последних мгновений земной жизни Иисуса, распятого между двух разбойников. Он видел, как умиравший на кресте в страшных мучениях Христос молился Богу за своих мучителей и просил простить им их ужасное дело. Лонгин сотник переводил свой взгляд и на стоявших у креста в ужасном горе Мать Иисуса — Пресвятую Деву Марию и Его ученика ученика Иоанна. Сотник находился и под впечатлением той трогательной сцены, когда умирающий Сын Божий проявил любовь и заботу о Своей любимой Матери. Одновременно он слышал, как люди, за которых умирал на кресте Христос, смеялись над ним. Своими насмешками и издевательством они вливали новые капли мучений в чашу страданий Спасителя. На глазах Лонгина сотника в момент смерти Иисуса яркие лучи южного солнца мгновенно исчезли. Их неожиданно сменила густая тьма, окутавшая Голгофу и весь Иерусалим. Лонгин был свидетелем не только затмения солнца, но и страшного землетрясения, распадения камней, открывшихся гробов и восставших из них мертвецов. В это время испуганный грозным мраком Лонгин сотник понял, что это было грозное Божественное предостережение всем распинавшим. Видя все происшедшее на Голгофе и далеко вокруг нее, жители Иерусалима, включая распинателей-язычников и солдат-стражников из отряда Лонгина, были объяты страхом и ужасом. Страшное голгофское зрелище и Лик распятого на Кресте Иисуса произвели сильное впечатление на Лонгина сотника. Для него в этот час стала очевидной великая истина Божества Христова. И он в душе уверовал во Христа и всенародно произнес слова, слышанные им от других: — Воистину Он был Сын Божий! Святое Евангелие повествует об этом так: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27: 54). …В памяти автора этих строк возникал художественный образ святого сотника Лонгина, изображенный  мастером кисти  Андрия Дроздова на его одноименном полотне   (2009). После смерти Иисуса толпа вокруг Голгофы сильно поредела и народ стал расходиться по домам, а Лонгину сотнику и его отряду приказано было остаться на месте. Римляне оставляли обыкновенно тела казненных на крестах. Однако на этот раз иудеи из числа представителей синедриона по случаю наступления в субботу своего праздника решили срочно убрать тела распятых, поэтому они просили ускорить смерть казненных. Закон Моисеев требовал, чтобы тело повешенного на дереве преступника не оставалось там на ночь, а было предано земле в самый день казни (13, с.491). Для этого необходимо было добить повешенных на кресте: обычно им перебивали колени. Пилат согласился убрать тела, и солдаты покончили с двумя распятыми преступниками по обеим сторонам Христа. То же они хотели сделать и с Иисусом. Однако, подойдя к Нему, увидели, что Он уже мертв, поэтому оставили Его нетронутым.Только один из римских воинов ( не сотник!), желая убедиться в Его смерти и «устранить всякую возможность погребения мнимо-умершего» ( 13, с. 491), ударил Христа копьем в бок — подреберье. Острие копья попало между 4 и 5 ребром ( по другим данным — между 5 и 6), проткнув грудную клетку, лёгкое и сердце, но не повредив костей. Этот удар, пробивший сердце Иисуса, должен был погасить последнюю искру жизни, если таковая еще угасала в сердце Христа. Мгновенно из раны, причиненной ударом копья, выступила кровь и вода. Толкователи Библии отмечают, что «из тела умершего при проколе не вытекает кровь и вода» ( Там же). Евангелист хочет показать здесь, что «смертью Христовой верующие получили кровь, очищающую от наследственного греха, и воду, являющуюся в Писании Ветхого завета символом благодати Св. Духа» ( Там же). Это событие описывается в Евангелии от Иоанна: «Но так как была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его…» ( Ин.19: 31 —37). В Евангелии мы не найдем упоминания о том, с какой стороны неизвестный римский воин пронзил тело Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, пронзенным был именно  правый бок, что подтверждает исследование Туринской Плащаницы. Ученые утверждают, что рану нанесли после смерти Иисуса. Прободение ребер с правой стороны является результатом профессиональных навыков римских воинов. Левая сторона их тела во время сражений была закрыта щитом, а правая — открыта. Воины специально тренировались наносить смертельный удар копьем в сердце именно с той стороны, где оно оставалось без прикрытия. В Евангелии не указывается имя римского «воина с копьем», ударившего в тело Иисуса, но, согласно западному церковному преданию, этим воином был… сотник Лонгин. Его имя, как и дальнейшая история принадлежавшего ему копья, окружают у западных христиан множество легенд и домыслов. Так, известная книга «Золотая легенда», созданная в XIII веке монахом-богословом Яковом Ворагинским, рассказывает об излечении «слепоты» Лонгина кровью из ран Христа (5, с.141). Эта поздняя средневековая легенда повествует, что Лонгин, пронзив копьем ребра распятого, «прозрел» или получил исцеление своих больных глаз от истекшей и попавшей ( вариант — «брызнувшей») ему в лицо крови Спасителя (сегодня фантазеры называют в интернете даже и конкретную болезнь глаз сотника! — «катаракта». —Примечание автора).Рассказывается и том, что Лонгин «раскаялся» в содеянном грехе и получил «прощение» Иисуса Христа. «Слепоту» Лонгина пересказчики легенды рассмотрели даже на древних изображениях Распятия, где один из воинов своей рукою помогал Лонгину направлять копье в правый бок. Изображение Лонгина как «солдата с копьем» известно еще с VI-го века в одной из древних книг в библиотеке Флоренции (11, с. 452). Однако вряд ли «слепому» Лонгину могли бы доверить руководство отрядом из ста человек. «Копьё» в руке Лонгина» западные христиане стали называть «священным». После обретения священного статуса копье причислили к «одной из важнейших реликвий христианского мира». … Размышления   автора этих строк о святом Лонгине  рождались не только в приделе его имени, но и возле Голгофы, у православного престола — места Креста Господня и, конечно,  рядом с Кувуклией. Глаза мои искали  здесь то «место», где мог находиться   на страже у Гроба Господня святой мученик Лонгин. По преданию, вечером в день казни тайный ученик Иисуса и знатный иудей по имени Иосиф Аримафейский отправился к Пилату и попросил у него тело казненного. Согласно легенде, Пилат призвал к себе сотника Лонгина, чтобы узнать от него, давно ли умер Иисус? Сотник подтвердил смерть Христа, и тогда Пилат распорядился снять с креста тело Иисуса и выдать его Иосифу Аримафейскому. Отряд под командованием Лонгина сотника получил новый приказ Пилата —несколько дней стоять на страже у Гроба Господня. Воинам поручили охранять пещеру недалеко от места казни, где было погребено тело Иисуса. Вход в пещеру был завален тяжелым камнем. Враги Христа не хотели верить, что Он оживет и воскреснет. По их требованию к входу в пещеру была приставлена военная стража, чтобы никто не смог отвалить тяжелый камень от входа в пещеру и похитить там тело. Здесь Лонгин сотник и его подчиненные стали свидетелями Воскресения Христова. На рассвете первого дня после субботы стоявший на страже Лонгин сотник вдруг ощутил, что земля затряслась и он увидел сошедшего с неба ангела, отвалившего от входа в пещеру камень и севшего на нем. Об этом событии в Евангелии читаем: «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем… устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28:2,4). В страхе воины разбежались. По преданию, только Лонгин сотник и примкнувшие к нему два воина Исавр и Афродисий стали очевидцами и явления ангела, возвестившего пришедшим к гробу женам-мироносицам о Воскресении Иисуса Христа. Лонгин сотник доложил обо всем происшедшем Пилату и рассказал старейшинам из числа иудеев. Они хотели подкупить сотника и предлагали ему денежное вознаграждение, чтобы он утаил чудо Воскресения. Они уговаривали его рассказывать народу выдуманную ими ложь о том, что ученики Христа ночью, когда воины спали, якобы похитили тело Христа (Мф.28: 11—13 ). Лонгин сотник отверг все предложения врагов Иисуса. Однако в его отряде нашлись и такие воины, которых соблазнили большие деньги. Непреклонный Лонгин сотник вызвал к себе ненависть у иудеев, решивших отомстить сотнику или погубить его. Однако смелый и честный Лонгин не скрывал от людей, что он лично был участником и свидетелем великого события — Воскресения Иисуса. Его рассказы о том, что Иисус есть истинный Сын Божий, делали еще более убедительными проповеди учеников Христа. Иудейские первосвященники и старейшины стали негодовать по этому поводу и убеждали Пилата в том, насколько опасны в народе речи Лонгина сотника. Они просили Пилата срочно повлиять на своего подчиненного и остановить его проповеди. Однако даже Пилат не смог своими запретами и угрозами заставить Лонгина сотника замолчать. Несмотря на все предупреждения, Лонгин, продолжая проповедовать Христа, подвергся гонению со стороны врагов Иисуса Христа. Последние, посовещавшись между собою, решили искать способы расправы над смелым римским офицером. Узнав о злых планах своих недоброжелателей, он пожелал лучше остаться со Христом, нежели  служить далее тем, кто приказал и кто распинал на кресте Спасителя. …Останавливаясь на старых улочках Старого Города в Иерусалиме, я старался представить себе, каким мог быть внешний вид каменных зданий I-го века и то предполагаемое»место», где Лонгин сотник мог  принял Крещение. После долгих раздумий об увиденном и пережитом сначала на Голгофе, а затем у Гроба Господня Лонгин сотник твердо уверовал в Спасителя и вместе со своими двумя соратниками принял в Иерусалиме Крещение от апостолов. Став христианином, Лонгин преобразился и уже не мог служить Пилату, поэтому решил навсегда оставить военную службу. Он добровольно отказался от подчинения римской власти и офицерского звания. Он без сожаления снял с себя военную одежду и сдал принадлежавшее ему оружие. По одному из преданий, копье Лонгина досталось Иосифу Аримафейскому. Вместе с двумя сотоварищами христианин Лонгин решил посвятить себя служению Богу и покинул Иерусалим. Переодевшись в мирскую одежду и захватив необходимое в дальнюю дорогу, он отправился из Иерусалима на свою родину — в Каппадокию. За ним последовали и два его собрата по вере. По пути Лонгин делал остановки для ночлега и рассказывал народу, что он был одним из участников великих событий в Иерусалиме. Многих и многих его соотечественников взволновали христианские проповеди о страдающем, распятом, погребенном и Воскресшем со славою Иисусе Христе. Благодаря Лонгину Христианство стало быстро распространяться в больших и малых селениях на его родине. …Пребывая в 2012 году в Каппадокии, автор этих строк пытался обнаружить хотя какие-то следы библейского персонажа Лонгина сотника, поэтому и отправился в  турецкий город Кайсери — административный центр вилайета Кайсери. В древние времена этот город назывался и  Цезареей, Мазакой, Евсевией и  Кесарией. Город был центром распространения христианства, и в IV веке  местную кафедру здесь возглавлял святитель Василий Великий. …Если бы он что-то знал о святом мученике Лонгине и его проповедях Евангелия в этих местах, то, наверно, оставил бы какие-то упоминания в своих богословских трудах. Известно, что своим местожительством Лонгин  выбрал в своем родном отечестве «родовое селение отца — Ардалес». Напомню, что,  по другим данным, Лонгин поселился в Кессарии Каппадокийской. Здесь он проводил безмолвную жизнь — в молитвах и посте. Каппадокийцы стали называть Лонгина проповедником и апостолом Христовым, обратившим к Богу многих людей. Другие источники сообщают, что Лонгин стал «епископом» (10, с. 416). Весть о христианине Лонгине и распространении им учения Христа по всей Каппадокии скоро достигла и стен Иерусалима, и его правителей. Иудейские старейшины еще более вознегодовали и стали упрашивать Пилата направить в Каппадокию отряд римских воинов, чтобы отыскать и убить там Лонгина и его сподвижников. Пилат отправил письмо римскому императору Тиверию. В нем он рассказал историю сотника Лонгина, оставившего воинскую службу, уверовавшего в Иисуса Христа и проповедовавшего его учение в провинции Римской империи. Император Тиверий не медлил с ответом и повелел Пилату найти Лонгина и предать его смертной казни. Православное предание гласит, что эти события происходили во время правления Пилата, то есть до 36 года. Или… до 41 года, о чем якобы свидетельствуют новые данные: обнаруженная в 1961 году  на Святой Земле надпись, датированная временем правления Пилата. Однако согласно западному преданию, епископ Лонгин после Воскресения Христа около 25 лет жил в Кессарии Каппадокийской, где и был предан казни ок. 58 года (6, с. 695). Католическая монахиня из Рима  Елена-Мария (Констанци), прекрасно владеющая русским языком, познакомила меня  с содержанием   итальянской легендой, согласно которой … Лонгин переехал из Иерусалима  на Апенинский полуостров, в  итальянский  город Мантуя (?!). Об этом городе расскажу ниже, а пока вернемся к  тексту предания о том, что мученическая кончина Лонгина произошла   в Каппадокии. Сюда  был срочно отправлен  небольшой отряд посланников Пилата для  исполнения  смертного приговора. Казнить было приказано не только Лонгина, но и его сотоварищей Исавра и Афродисия. Стражники не знали в лицо Лонгина, поэтому когда они впервые увидели его в  Ардалесе, то приняли его за обыкновенного жителя этого селения. Господь заранее открыл Лонгину, кем были эти новоявленные незнакомцы и с какой целью они прибыли издалека в его родные места. Будучи неузнанным римскими стражниками, Лонгин как благочестивый христианин был приветлив со всеми, и он с радушием пригласил дальних путников свой дом, предложил питье и сытно накормил их. Хозяином любезно был предложен гостям и ночлег в своем доме. Посланцы Пилата были очень тронуты оказанным им приемом. Во время похмелья они поведали хозяину дома, зачем их послали в Каппадокию — найти Лонгина и отсечь ему и его сообщникам головы. При этом они просили никому не передавать этой тайны, чтобы Лонгину не удалось скрыться от них. Когда стражники крепко уснули, Лонгин послал за своими друзьями и всю ночь молился, приготовляясь к смерти. Пришедшим Исавру и Афродисию Лонгин рассказал о цели появления в его доме римских воинов. Выслушав Лонгина, его друзья поняли, что им всем вместе скоро предстоит принять казнь за их свидетельство о Воскресении Христовом. Они нисколько не опечалились, а наоборот — возрадовались тому, что примут мученический венец и отойдут ко Господу Иисусу Христу, Которого они возлюбили всею душою. С наступлением утра и после окончания совместной молитвы Лонгин привел своих близких друзей к уже проснувшимся стражникам. Они торопились в дальнейший путь, чтобы искать бывших «предателей» из числа римских воинов. Лонгин объявил стражникам: — Все мы трое — те, за кем послал вас Пилат. А я и есть тот самый бывший Лонгин сотник из Иерусалима… Стражники онемели от услышанного. После паузы и немой сцены Лонгин добавил: — Делайте с нами то, что повелели пославшие вас… Гости Лонгина были очень удивлены и не верили своим глазам, что перед ними — бывший Лонгин сотник и его сотоварищи. Однако им совсем не хотелось лишать жизни своего благодетеля и его близких друзей. Они хотели отпустить всех троих и даже советовали им бежать. Однако Лонгин отказался от этого предложения. Он проявил твердую волю и решил с братьями по вере принять мученические страдания за Христа. Лонгин убедил стражников не нарушать приказ Пилата и выполнить свой воинский долг: —За мое гостеприимство лучшей благодарностью для меня с вашей стороны будут такие ваши дальнейшие действия — отправить меня к Господу моему, Которого я давно желаю видеть… После этих слов Лонгин и его друзья надели на себя белые погребальные ризы. Хозяин повелел своим домашним похоронить тела у близлежащего холма. Далее мученики Христовы Лонгин, Исавр и Афродисий осенили себя крестом и, не колеблясь, преклонили под мечи свои главы. Тела обезглавленных мучеников были с честью похоронены там, где завещал Лонгин. Покидая Каппадокию, римские воины взяли с собой в Иудею отсеченные главы.О мученической кончине Лонгина и его друзей стало широко известно на его родине в Каппадокии.  Этот подвиг обратил многих людей к Богу, укрепил их  в вере, подавая  всем христианам пример стойкости в  вере в Бога. … И вот снова автор этих строк прибыл в Иерусалим, пришел в Храм Гроба Господня   и преклонил колени  на том самом месте  (придел святого Лонгина сотника), где, согласно преданию,  произошло чудесное обретение честной главы святого мученика Лонгина. Легенда гласит, что, придя  из Каппадокии в Иерусалим, римские стражники принесли туда честную главу святого Лонгина и предъявили ее Пилату, а он показал ее иудеям. Удостоверившись в смерти бывшего сотника и его сподвижников, Пилат распорядился бросить головы мучеников на обычную мусорную свалку вне стен города. Здесь и лежала покрывшаяся сначала пылью и позже засыпанная мусором честная глава святого Лонгина. Среди западных христиан распространено предание о том, что казнившие Лонгина римские воины через некоторое время и сами уверовали в Господа, проповедуя в народе учение Иисуса Христа. Однако их проповеди длилось недолго: все они приняли мученическую смерть от рук язычников. Господь сохранил в целостности главу мученика и открыл людям его мощи (главу), чтобы прославить Лонгина сотника в верующем народе. Мученик Лонгин, по западному преданию, исцеливший свое плохое зрение на Голгофе, и сам стал почитаться в народе как целитель глазной болезни. Основою для этого же верования в среде православных послужило чудо прозрения ослепших очес одной христианки, совершившееся при обретении честной главы святого. Случилось это так:  одна ослепшая вдова-христианка из Каппадокии пришла в Иерусалим, чтобы поклониться здесь святыням и получить от них исцеление. Неожиданно на Святой Земле  во сне ей явился сам святой Лонгин, указавший место расположения смрадной свалки, где она найдет его главу для того, чтобы похоронить ее на его родине. Слепую женщину проводили за город, к свалке. И здесь святой Лонгин сотник чудесным образом помогал женщине найти его голову в куче мусора и исцелиться от слепоты. В момент обретения честной главы, когда к ней  только прикоснулись руки несчастной женщины, свершилось чудо — христианка прозрела. Она возблагодарила Бога и святого Лонгина,  после чего благоговейно омыла честную главу  и отнесла  ее в Каппадокию, где и погребла ее в селении «Sandralis» или «Andrales» недалеко от «Tyana» (11, с. 450). Однако до настоящего времени само место захоронения честной главы святого Лонгина сотника на каппадокийской земле не обнаружено. Меня заинтересовал вопрос, существуют где-либо на земле  мощи святого Лонгина сотника? Найти ответ на этот вопрос помогла сестра Елена-Мария (Констанци), сообщившая  мне в Мюнхен, что в родной ей Италии, хранится немало мощей, приписываемых святому Лонгину сотнику. Например, имеются  сведения, что в Риме, в церкви Сант Агостино, имеются мощи Лонгина сотника. Считается, что в Соборе Святого Петра в  Ватикане также хранятся частицы мощей Лонгина сотника. В примечаниях к житию Лонгина в изложении святителя Димитрия, митрополита Ростовского читаем: «Честная рука св. Лонгина Сотника находится в Риме, в Ватиканском соборе апостола Петра» (1). Однако в настоящее время эти мощи (рука) там отсутствуют. Многие православные паломники из приходов Московской Патриархии и РПЦЗ сообщали в своих записках, что они видели мощи ( десницу) святого Лонгина в Сокровищнице базилики святителя Николая в городе Бари. Однако об истории происхождения этих мощей мало что неизвестно. Можно допустить, что эти мощи ( десница) происходят  не из Каппадокии или из Иерусалима, а из… итальянской Мантуи. Это мысль пришла в голову автору этих строк после посещения им в 2015 году  Мантуи и  часовни  базилики Св. Андрея. Этот культовый  объект привлекает сегодня многочисленных пилигримов. В городе очень популярна народная легенда о том, что Лонгин вскоре после смерти Иисуса пришел в Мантую и принес с собою в сосуде несколько капель Святой Крови, стекавшей на Голгофе  по древу  Святого Креста. Поговори с помощью переводчика  с  жителями Мантуи и ты услышишь, что Лонгин проповедовал здесь Евангелие и претерпел мучения именно в Мантуе, а не в Каппадокии. С IX века  в базилике Св. Андрея в Мантуе хранятся два ценных реликвария в форме кубков с реликвиями Святой Крови и мощи мученика Лонгина сотника. В 804 году ( 8, с.371) здесь обнаружили во время раскопок металлический реликварий с костными останками некоего Лонгина и сосудом с каплями «Крови Христа». Однако, какого именно из нескольких  известных Церкви святых, носивших имя Лонгин? Известно, что один мученик Лонгин (солдат) вместе с Виктором скончался в конце III — начале IV века; другой  Лонгин умучен в Никодемии во времена Диоклетиана; третий мученик Лонгин африканского происхождения погиб в 505 году (6, с. 696). О четвертом святом Лонгине упомянем ниже. Местное предание в Мантуе приписало обнаруженные костные останки именно Лонгину сотнику. Его имя обросло в итальянском городе самыми фантастическими легендами. Первая: после Распятия и Воскресения Иисуса Христа Лонгин сотник собрал в небольшой сосуд «Кровь Христа» и через год он переселился с ценной реликвией в Мантую. Вторая: Лонгин обратил ко Христу многих  жителей Мантуи. Третья: останки Лонгина и «Кровь Христа» доставили из Святой Земли в Италию на корабле, но святыни решили хранить почему-то  не в Риме, а в Мантуе. Этим легендам верили не только горожане Мантуи , но и римские папы. Так, в начале XI-го века папа Лев IX прибыл в Мантую для поклонения мощам святого Лонгина, увезя с собою и часть  его мощей. Из Мантуи мощи  Лонгина сотника попали в Чехию и Португалию. Известно, что в 1354 году Карл IV доставил в Прагу главу святого Лонгина из Мантуи (8, с. 371). По другим данным,  и десница, приписываемая Лонгину сотнику, тоже попала  в 1645 году   в Прагу ( См.: 2.). В 1587 году часть мощей Лонгина из Мантуи попала также и  в Лиссабон (8, с. 371). Заметим, что  частицы мощей   Лонгина имеются и в России: например, в Благовещенском храме села Крутые Хутора в Липецкой епархии. Однако история их происхождения  этих мощей неизвестна. …Издавна на Западе  копьё считается   одним из орудий Распятия Христа.  Связанное с историей о Страстях Христовых так называемое «Копье Лонгина» называют и   одной из почитаемых христианских реликвией. «Копье Лонгина» якобы было обретено святой равноапостольной царицей Еленой  во время  проведения иерусалимских раскопок.  Однако дальнейшие сведения о нем очень противоречивы. Это копьё называется в некоторых странах «Копьем Лонгина», «Cвятым копьем», а иногда — «Копьем судьбы». Как правило, «Святое копье» отождествляется  с копьем, которым римский воин пронзил тело Христа (3, с. 615). Всем известно, что в  православном богослужении используется «литургическое копие», символизирующее собою копьё римского воина. Такое копие представляет собой плоский обоюдоострый нож (резец) в виде наконечника копья, вставленный в деревянную или костяную рукоять. Оно является образом того копья, которым воин, желая удостовериться в смерти Иисуса Христа на Кресте пронзил Его бок. Во время проскомидии  священник трижды копием творит знамение креста над печатью просфоры, после чего  изымает частицы из просфор. Священник слегка прободает правую сторону агничной просфоры,  произнося при этом слова из Евангелия: «един от воин копием ребра Ему прободе» (Ин. 19:34). Верующих людей  среди православных и католиков давно интересовал вопрос: сохранилось ли до нашего времени «копье Лонгина»? Имеется несколько поздних легенд, рассказывающих и о других копьях, якобы принадлежавших св. Маврикию, св. равноапостольному императору Константину Великому и императору Карлу Великому (3, с.615). Известны, например, предания о том, что некое копье до того, как оно попало в руки римскому сотнику, принадлежало Ироду Великому. Протестантский богослов Жан Кальвин в своем труде «Трактат о реликвиях» (Le traite des religues;1543), посвященном подлинности многочисленных христианских реликвий в Европе, рассказывал о четырех известных ему копьях, претендующими называться… «подлинными копьями Лонгина», причем, три из них хранились на французской земле. В течение столетий обросли разными легендами не только так называемое «копье Лонгина», но и предполагаемые места его хранения в мире. Копье можно встретить ныне в Италии, Армении, Австрии, Польше и Турции. В этих странах хранится реликвия, претендующая называться «копьём Лонгина». Не исключено,  что в одном из мест действительно может хранитбся настоящее копье, а возможно, его вообще нигде нет! Ученые и историки проводят разные исследование, пытаясь установить возраст реликвий. Они хотят определить, какое копье может называться оригинальным, какое — символическим, какое — копией или подделкой. На сегодняшний день они установили, что несколько подобных реликвий датируются только III—IV и даже VII-м столетиями. Но не I-м веком! Однако, если бы даже и нашли копье времен земной жизни Христа, то как можно доказать, что именно это, а не другое! принадлежало римскому воину, упоминаемому в Евангелии? Среди  православных паломников распространено мнение, что одной из самых  древних реликвий является «константинопольское копье», хранящееся в Ватикане. Кстати, автору этих строк в декабре 2017 года еще раз подтвердили  эксперты в Риме  (среди них и руководитель русской службы Радио Ватикан католический священник отец Августин и др.): хранимое в Ватикане копье никто  не называет  «копьем Лонгина». Известно, что в центре Собора Святого Петра над высокой скульптурой святого Лонгина (440 см) работы  Джованни Лоренцо Бернини имеется  мраморный балкон, где вот уже несколько столетий хранится лишь наконечник «константинопольского копья». Этот наконечник был подарен султаном Баиазет II папе Иннокентию VIII-м в 1492 году. Некоторые историки считают, что он относится к тому самому копью, которое хранилось в Константинополе, а прежде — в Иерусалиме. После захвата города персами копье в 614 году появилось в Византии. Оно хранилось сначала в константинопольском Храме Святой Софии, а позже — в церкви Фаросской Богоматери. В Константинополе наконечник копья оставался до 1492 года.  В том же году в качестве подарка он был увезен в Рим и помещен в Соборе Святого Петра. Впрочем, можно прочитать и  о другой истории этого копья.Помимо Ватикана так называемое «копье Лонгина» хранится и в Армении (Эчмиадзин). Предание связывает его с именем апостола Фаддея, который привез его I-м веке в  Гегардаванк («Монастырь копья»). Армянская церковь, по данным СМИ, отказывается предоставлять ученым реликвию для проверки ее возраста. В западных источниках имеется информация о том, что в Армении во времена правления Максимиана, известного как Галерий ( римский император в конце III-го — начале IV-го века) пострадал святой мученик Лонгин (См.:7,с.638). Можно предположить, что у него тоже было копье, но эта версия никем  еще не проверялась. «Венское копьё» ведёт свою историю со времен Х-го века. Согласно данным экспертизы, эта реликвия на несколько столетий моложе евангельских событий. По одним данным, копье могло принадлежать совсем не Лонгину, а святому Маврикию — воину Фиванского легиона, пострадавшему в IV-м веке на германской земле. Что касается так называемого  «Краковского копья», то после проведенного исследования  оно оказалось  лишь копией «венского копья»… Весной  2010 года я три месяца в качестве обыкновенного трудника  находился в Горнем женском монастыре под  Иерусалимом, вновь присутствовал в Храме Гроба Господня во время схождения Благодатного огня и несколько раз в неделю подходил к часовне Святого мученика Лонгина. Здесь уже по традиции молча молился и  разговаривал  со святым мучеником Лонгиным, а потом коротко и крупными буквами писал сестре Ангелине в Тирасполь, что его душа  невидимо пребывает в Иерусалиме и  чудесно разрешает всякие  трудные обстоятельства. В тот год зрение сестры  по причине  запущенной болезни (сахарный диабет) резко ухудшилось. Один глаз ослеп, а другим она  тоже стала  плохо видеть. Читала и писала только с помощью сильной лупы. Вдобавок у нее появились страшные боли в ноге. Несмотря на эти беды, Ангелина бодрилась и говорила по телефону, что  она  вместе с сыном несколько раз в день молитвенно прибегает к святому Лонгину, а  еще и к блаженной Матроне Московской. Сестра уверяла, что эти святые  ей «очень помогают», когда она еле-еле передвигается от кровати до газовой плиты на кухне или в очередной раз находится в больничной палате. 29 октября — день памяти святого  мученика Лонгина  — стал для меня одним из самых дорогих дней в церковном календаре. В один из таких праздничных дней того же года архиепископ Лонгин из Дюссельдорфа после моих поздравлений  и рассказа об иерусалимской часовне все-таки смилостивился и согласился дать мне интервью, но …»в недалеком будущем». Я стал готовиться ко встрече с архиепископом и подбирал вопросы для интервью. Одним из первых вопросов, которые я хотел бы ему адресовать, был таким: «Как и когда возникла у Вас идея возведения православной часовни-памятника в Дахау?» Именно архиепископу Лонгину  принадлежала инициатива построить на территории бывшего концлагеря Дахау часовню-памятник в память  тех жертв, которые пострадали не только в Дахау, но и в других концлагерях. Эта часовня была изготовлена в России, привезена в Дахау, а солдаты Западной группы войск Советской Армии сложили ее. У православных Мюнхена  появилась постоянное место в Дахау для совершения богослужений. Вспоминаю, как  в первые рождественские дни 2000-го года я находился в Храме Гроба Господня, где  ныне покойный Патриарх Алексий II проводил вечернее богослужение, в ходе которого он громко  и к удивлению собравшихся провозгласил  у входа в Кувуклию: «Христос Воскресе!» Верующий народ на разных  языках прокричал в ответ: «Воистину Воскресе!» (В этот самый момент мне, грешному, померещилось даже, что  в радостной толпе я приметил… лик самого  Лонгина сотника. Но в тот же же день исповедовал этот необычный факт в моей жизни). Мне удалось после  объяснений с одним охранником из России подойти  к Святейшему Патриарху и сказать ему пару слов  о часовне-памятнике в Дахау, ее иконах и, конечно,  об архиепископе Лонгине Клинском, благодаря которому и появилась  на территории нынешнего мемориального комплекса  в Дахау уникальный деревянный храм. Вручил главе  Русской Православной Церкви и цветной буклет о  часовне. Патриарх Алексий мельком взглянул на фотографию алтарной иконы работы немецкой художницы Ангелы Хойзер, а  потом,  приветливо взглянул на меня  и сказал: «Я был у вас в Дахау». После этого патриарх  преподал свое благословение.  Автора этих строк кто-то торопил сзади  и он  даже не  успел произнести: «Знаю. В часовне хранятся Ваши подарки и  копия Вашего письма  прихожанам…» Через 12 лет после этого  памятного события архиепископ Лонгин  прокомментировал слова Патриаха «Я был у вас в Дахау»: «…Поскольку  Ангела Хойзер написала  необычную алтарную икону, готовый ее эскиз был показан Святейшему Патриарху Алексию II. Святейший Патриарх долго смотрел на него, а потом со слезами на глазах сказал: «Вы передали именно то, что действительно происходило в этих лагерях. Это будет прекрасная икона, и Вы должны ее написать». И госпожа Хойзер написала эту икону. А когда в 1995 году Святейший Патриарх посетил Германию, он освятил эти иконы…» (См.: 14). Я долгие годы  имел одно желание: приобрести именно в Иерусалиме иконки святого мученика Лонгина сотника, приложить их к престолу и трем иконам в приделе Святого Лонгина, а потому подарить одну из   них архиепископу Лонгину в Германии, а другую отправить по почте слепнущей сестре Ангелине в Приднестровье. Однако при жизни этих дорогих мне людей так и не суждено было моему желанию сбыться   по той единственной  причине, что в Святом Граде Иерусалиме… нельзя было найти таких иконок. Архиепископ Лонгин ушел из жизни в августе 2014 года. Ангелина за час до своей кончины в июле 2016 года обзвонила своих близких родственников, испросила  прощения и простилась  навсегда с ними…Однако  те, кого мы любим, живут! Совсем недавно выручили  московские паломники, рассказавшие мне у придела Святого Лонгина, что  в  столичном храме в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке находится чтимый образ святого мученика Лонгина сотника, «иже при Кресте Господнем стоявшего». Перед иконой еженедельно по четвергам совершается водосвятный молебен об исцелении глазных болезней.  Паломники, к счастью, привезли  с собою из Москвы   маленькие бумажные иконки  с ликом  святого Лонгина.  Три  подарены автору этих строк. Одну из них я передал через знакомых на кладбище Neuer Friedhof  в  Бонне, чтобы ее положили у основания нового надгробного креста на могиле архиепископа Лонгина.  Другую иконку отправил по почте племяннику в Приднестровье, чтобы  он укрепил ее на могиле сестры. Третья московская  иконка святого Лонгина сотника как память об иерусалимском приделе, посвященном его имени,  находится в моем домашнем иконостасе в Мюнхене.

Страстная неделя, 2017 год


Литература: 1. Cвятитель Димитрий, митрополит Ростовский. Житие и страдание святого мученика Лонгина сотника. Память 16 октября (по ст.ст.) 2. Лонгин, сотник. // Православная энциклопедия. Т. ХLI. —М.: Православная энциклопедия, 2016. 3.Копье святое (Копье Лонгина, копье св. Маврикия).// Православная энциклопедия. Т. ХХХVII. —М.: Православная энциклопедия, 2015. 4.Константин Романов. Стихотворения и драма «Царь Иудейский». —М.: Профиздат,2011. —288 с. С.126—127. 5.Vom heiligen Longinus//Legenda aurea. Das Leben der Heiligen. — Aschaffenburg: Paul Pattloch Verlag, 1986. 6.Heilige und selige. Der R;misch-Katolischen Kirchen. Erster Band. —Leipzig: Vier Quellen Verlag. —1929. —800 S. 7.Lexikon f;r Theologie und Kirche. —Sechster Band. —Freiburg im Breslau: Herder, 1934. 8.Zedler J.H. Grosses vollst;ndiges Universal-Lexikon. Band 18. —Graz/Austria: Akademische Druck —u. Verlagsanstalt, 1995. —1595 S. 9.Schauber V., Schindler H.M. Bildlexikon der Heiligen. Seligen und Namenpatrone. — Patloch, 1999. —806 S. 10. Lexikon f;r Theologie und Kirche. Sechster Band. —Freiburg, Basel, Rom,Wien: «Herder», 1997. 11.Reajllexikon f;r Antike und Christentum-Sachw;rterbuch zur Auseinandersetzung des Christentums und der antiken Welt. Band XXIII. —Stuttgart: «Anton Hiersemann», 2010.—1295 S. 12. Логвиненко А. Храм Воскресения Христова. Голгофа и Гроб Господень. — Киев: ООО «АДЕФ-ПРИНТ», 2016. 13.Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Издание преемников А.П. Лопухина. — В 3 т., Т.3. Новый Завет. —Петербург, 1911—1913. — 505 с. 14. «В Германии мы должны свидетельствовать о нашем Православии». Интервью с архиепископом Клинским Лонгиным (Талыпин).  Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/2336229.html


Опубликовано 12.04.2017 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter