Анатолий Кленяев. На реках Вавилонских

klenyaev

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы стоим на пороге третьей ступени подготовительных недель перед входом в очистительную купель Великого поста. Эта неделя именуется Неделей о Страшном суде Божием. И сегодня на всенощном бдении мы уже слышим пение 136 псалма «На реках Вавилонских». Этот псалом — песнь изгнания. Ее пели древние израильтяне, когда их вели на чужбину в Вавилонию, и они пели его там. Этим псалмом, евангельской притчей, которая будет читаться завтра за Божественной литургией, и всеми песнопениями этого дня и грядущей седмицы Церковь напоминает нам, что здесь, в этом мире, мы с вами на чужбине, что это не наш дом, это не наша Родина. Наш отчий дом на Небесах. Нас там ждет любящий Отец.

И перед нами встает вопрос: значит ли это, что мы должны быть абсолютно равнодушными к этому миру, значит ли это, что мы должны быть абсолютно равнодушными к этой жизни, к тому, что происходит с человеком здесь и сейчас. Конечно, нет. Даже когда мы с Вами находимся на чужбине, мы стараемся устроиться получше. И каждый раз, когда мы, допустим, едем в общественном транспорте — автобусе или поезде — мы стараемся сесть поудобнее. То есть когда мы устраиваем жизнь этого мира, когда мы ответственно относимся ко всему, что здесь происходит, это нормально. Не нормально, когда мы салон автобуса или купе начинаем считать своим домом. Не нормально, когда мы, находясь на чужбине, забываем о своей Родине, когда мы чужбину начинаем называть Родиной и служить ей, а не Отечеству и Богу. И это не нормально.

Такое было в истории Израиля, когда после долгого Вавилонского пленения у израильтян появилась возможность вернуться в Землю обетованную, вернуться на Родину, но далеко не все воспользовались этой возможностью. Многие так хорошо устроились в Вавилоне, что не захотели идти на развалины, на пепелища своей Отчизны. Такое, к сожалению, бывает и в нашей жизни, когда здесь и сейчас мы настолько хорошо устраиваемся в этом мире, что забываем о нашей Небесной духовной Отчизне. И наш самый страшный грех — это наша измена Богу, да и самим себе тоже, когда мы в Церковь приходим не ради Царства Божия, не ради вечности, не ради того, чтобы обрести Отчий дом, а ради того, чтобы уладить свои земные дела, чтобы здесь и сейчас устроиться как можно лучше. Это похоже на ту ситуацию, когда древние израильтяне не захотели возвращаться из Вавилона в Израиль, но при этом постоянно подчеркивали, что они израильтяне. То же самое происходит и в нашей жизни, когда мы отрекаемся от нашего Небесного Отечества, когда мы забываем о нем, но при этом дерзаем называть себя христианами, при этом дерзаем называть себя верующими. Мы не задумываемся об этом.

Мы еще не раз будем петь этот псалом, эту песнь изгнания, и в течение этой недели будем стараться размышлять о нашем отношении к этому миру, к жизни в этом мире и о наших отношениях с Богом, о нашей вере, о нашем христианстве. Что такое наша вера? Что такое наше христианство? В чем оно заключается? Что значит это сегодня для нас? Быть христианином — это не значит быть равнодушным к этому миру. Это не значит быть равнодушным к этой жизни. Быть христианином — это значит, все в нашей жизни поверять Царству Божию, вечности. Жить для Царства Божия и для вечности. Аминь.

Источники

  • Библия
  • Триодь постная
Проповедь магистранта I курса церковно-практического отделения академии Анатолия Кленяева, произнесенная на всенощном бдении накануне Недели мясопустной, о Страшнем суде, 18 февраля 2012 г. 18 Февраля,2012 года

Опубликовано 18.02.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter