Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В воскресенье перед Страстной седмицей, в день Входа Господня в Иерусалим, Православная Церковь празднует историческое событие из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
То, что происходит на богослужении, не есть только воспоминание давно случившихся событий, пусть даже и самых важных в истории человечества. Это – погружение в эти события, проникновение в их глубинный, таинственный смысл.
Иисус с учениками шел в Иерусалим. Дорога лежала через селение Виффагию. И вот, когда Господь пришел в это селение, тогда послал двух учеников для того, чтобы они привели ослицу и молодого осла. Это животное всегда считалось символом мира. В то время как конь служил военным символом.
Господь же хотел войти в Иерусалим как кроткий Царь мира.
Шествие Иисуса Христа было не случайным событием, но произошло по божественному устроению и было предсказано за 400 с лишним лет пророком Захарией: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9).
Под «дщерью Сионовой» следует понимать Иерусалим. На основании слов – «сидя на ослице и молодом осле» – не следует думать, что Господь сел на обоих животных вместе или садился на них по очереди. Нет! Господь воссел на молодого осла, как можно это видеть из повествований евангелистов Марка и Луки, но, по-восточному употреблению, Он сел как бы на обоих животных.
Будучи исполнением древнего пророчества Захарии, вход Господень в Иерусалим был предызображением будущих событий.
«Царство Иисуса Христа, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — не есть сей Иерусалим, который вскоре разрушат, или земля иудейская, которую вскоре опустошат и поработят, но Церковь, которую и врата адовы не одолеют» (Мф 16:18).
Христа радостно приветствуют тысячи людей в древнем Иерусалиме. Даже дети были рады Ему. Они залезают на деревья, срывают пальмовые ветви, приветствуют ими Спасителя. Другие же постилали свои одежды под ноги Христу.
Тогда был такой обычай устраивать торжественные встречи царям, полководцам и другим знаменитым людям.
По известию Иосифа Флавия: «Подобным образом выражалось народное усердие».
«Осанна Сыну Давидову»! Осанна – сирское слово, означающее «спаси», «даруй спасение».
Приветственные слова народа – «Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» находятся в 117 псалме, воспевающем торжество победы над врагами.
По свидетельству блаж. Иеронима: «Иудеи употребляли этот псалом наряду с теми молитвами, в которых просили Бога о пришествии Мессии».
«Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне», — восклицали иудеи, выражая тем самым желание и ожидание совершения переворота в земной судьбе иудейского народа, восстановления царства Давидова.
Все радовались, все ликовали – не ликовал лишь Богочеловек, потому что знал, что большинство из этих людей через несколько дней Его предаст и толпа будет кричать: «Распни, распни Его» (Мк 15:14).
Господь в день этого праздника невидимо приближается к нам и к нашим сердцам.
Только, ликуя и радуясь, нельзя забывать, зачем Спаситель идет в Иерусалим. А идет Он туда умирать. Весь ужас события, которое мы сегодня празднуем, заключается в том, что никто из стоящих вдоль этого недолгого пути, никто не догадывался, не знал, что осленок везет Сына Божия на Голгофу, на смерть.
Мы стоим на пороге Страстной седмицы. Весь Великий пост Церковь пробуждала в нас чувство покаяния. Но Господу не нужно, чтоб все уходили в монастырь или пустыню, становились отшельниками. Господь призывает нас к глубокому покаянию в миру.
Наша жизнь очень коротка. Святой Николай Сербский писал: «Как-то ночью размотал Ангел ленту времени, у которой и края я не мог увидеть, и показал мне на ленте две точки, одну рядом с другой. Расстояние между ними, — сказал Ангел, — есть длина века твоего».
Известно, что слезы человека очищают глаза, убивают микробов, вымывают грязь. Если бы не было слез, мир был бы полон слепых. В жизни духовной та же связь: не будет слез покаяния, очищающих душу, и душа ослепнет.
К одному духовному старцу пришел ученик и сказал: «Авва, я духовными очами вижу ангелов». Старец отвечал: «Это не подвиг. Вот когда духовными очами увидишь бездну грехов, как песок морской, это будет великий подвиг».
У всех нас есть очень простой, но ответственный выбор: либо просто освятить вербу и потом поставить ее в вазочку у иконки, либо принять Христа Спасителя в свое сердце и быть с Ним. Быть не только в радости, но и всем своим сердцем участвовать в Его страданиях.
Надо стремиться к тому, чтобы вход Господень в Иерусалим стал входом Спасителя мира в нашу жизнь, в наше сердце. Чтобы мы с радостью Его приняли и остались Ему верны. Аминь.
Проповедь студента I курса церковно-исторического отделения академии Анатолия Коряковского, произнесенная на всенощном бдении в канун праздника Входа Господня в Иерусалим.