Андрей Волков. Притча о мытаре и фарисее

Притча о мытаре и фарисее ознаменовывает собой начало особого литургического периода в церковной жизни.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении Святая Церковь предложила нашему вниманию отрывок из Евангелия от Луки.

Притча о мытаре и фарисее ознаменовывает собой начало особого литургического периода в церковной жизни. Эта неделя является первой подготовительной неделей перед Великим постом. Всем нам в скором времени предстоит это поприще, поэтому и тема для размышления сегодня особая – это покаяние и молитва. На утрени перед каноном уже звучат умилительные песнопения, которые вызывают в нашей душе особые покаянные чувства. А отрывок из Евангелия, который мы слышали, призывает с особым вниманием отнестись и разобраться в том, какая молитва угодна Богу, а какая нет.

Итак, перед нашим мысленным взором разворачивается картина, которая происходит в Иерусалимском храме и отражает всю специфичность религиозной жизни того времени. В храм восшли помолиться два человека – мытарь и фарисей. Для каждого дорога к храму была разная. Кто-то шел, чтобы прийти и занять «застолбленную» своей праведностью территорию и напоказ являть свои заслуги перед Богом. А для кого-то этот путь был очень тяжек. И то, как сборщик податей расположился в храме, нам о многом говорит. Но это лишь иллюстрация, вся соль притчи в том, как эти два человека молятся, как они видят себя перед лицом Божьим.

В строгом смысле слова фарисей ничего не просил, это была благодарственная молитва, считавшаяся высшей из молитв. Он благодарил Бога за то, что Тот сделал его не таким, как грешники, и перечислял свои заслуги: он не грабитель, не обманщик, не прелюбодей. В качестве примера грешника он приводит презренного сборщика податей, который, будучи нечистым, дерзает возносить молитвы к Богу.

Фарисей ни о чем не просил, потому что был уверен, что жизнь грядущего Века ему гарантирована его благочестием, то есть исполнением заповедей Закона. Его молитва, вероятно, была взята из жизни, ведь в Талмуде приводятся очень похожие тексты, относящиеся к IV и V вв. Таким образом, он ставит себя на место Бога, который только один может судить, миловать и воздавать.

Мытарь ведет себя совсем иначе: он стоит в отдалении, чтобы не бросаться людям в глаза. Но он чувствует себя удаленным и от Бога. Чтобы совершить истинное раскаяние, ему придется лишиться единственного источника доходов и вернуть в четырехкратном размере все, что он взял лишнего. Может ли он вспомнить всех обманутых им за всю жизнь? Поэтому он не надеется на спасение. У сборщика податей другая молитвенная поза. В то время как люди тогда обычно молились, подняв глаза к небесам и воздев руки, его глаза опущены, потому что он не смеет их поднять к Богу. Он бьет себя в грудь, он даже не смеет просить о прощении, сознавая себя грешником, которому нет спасение из-за множества грехов. Он просит Бога не о справедливости, а о милосердии.

Конец притчи парадоксален: фарисей, благочестивый и праведный человек, серьезно относившийся к своим религиозным обязанностям, не обрел милости в глазах Бога, не был Им оправдан, а грешный и всеми презираемый сборщик податей получил у Бога оправдание! Оправдание – это слово широко использовалось апостолом Павлом и в его богословии практически является синонимом слова спасение (Рим 3:24). «Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот», — Бог услышал молитву мытаря, признающего свою греховность и недостоинство, и отверг молитву праведного фарисея за его самоуверенность и презрение к другим людям.

Несомненно, слушатели Господа были как минимум удивлены. Ведь теперь слово фарисей вызывает отрицательные чувства, а мытарь — положительные. Господь Иисус Христос не объясняет, почему Бог ведет Себя, казалось бы, так несправедливо. Ответ в самой притче: сборщик податей молится начальными словами Псалма 50-го, а в этом псалме дальше есть такие слова: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренного Бог не уничижит».

Не случайно именно этот отрывок из Евангелия от Луки окрашивает тематически первую подготовительную неделю к Великому посту. Все мы призваны к Богообщению. Но, как показывает сегодняшняя притча, не все способны принести достойный плод молитвы. Только смиренное сердце может вместить Невместимого. Только через самоуничижение человек может обрести благодать Божию.

Поэтому, дорогие отцы, братья и сестры, отвергнем от себя всякое самовозвышение и оправдание и будем неотступно стоять перед Богом с сокрушенным сердцем и произносить молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». И Всемилостивый Владыка увидит наше смирение, и мы сможем, как и мытарь, выйти из храма не только оправданными, но и получить надежду на спасение и наследовать жизнь вечную.

Аминь.


Проповедь аспиранта СПбПДА Андрея Волкова, произнесенная на Божественной литургии 24 февраля 2013 года, в Неделю о мытаре и фарисее.


Опубликовано 24.02.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter