Антон Афанасьев. Музыка, объединившая три православные державы

Антон Афанасьев. Музыка, объединившая три православные державы
Антон Афанасьев. Музыка, объединившая три православные державы

Епископ Петергофский Амвросий во время совершения Божественной литургии

В богослужении приняли участие главный протопсалт Карейского соборного храма Святой Горы Афон монах Иаков, московский мужской хор «Древнерусский распев», сербский византийский хор «Моисей Петрович», праздничный хор Валаамского монастыря и мужской хор Санкт-Петербургской православной духовной академии.

Антон Афанасьев. Музыка, объединившая три православные державыО том, в чем заключается уникальность данного события, мы побеседовали с научным консультантом фестиваля «Академия православной музыки» Екатериной Александровной Смирновой. Она рассказала, что прошедшее мероприятие является реконструкцией богослужебного пения, которое бытовало во время правления царя Алексея Михайловича (1645-1676). В те времена в Успенском соборе Московского Кремля пел не только русский хор, но также и певчие из других Православных Церквей: Сербской и Греческой. На прошедшей Божественной литургии было представлено несколько певческих направлений – верующие услышали Византийское пение в его исконном облике — песнопения Святой Горы, которые исполнил главный протопсалт Карейского храма. «Главный протопсалт» означает «первый певчий». Эта должность выборная, и сегодня её занимает монах Иаков.

Антон Афанасьев. Музыка, объединившая три православные державы

Афонское пение уходит своими корнями в глубину веков. Вместе с появлением на Святой Горе первых монастырей родилась и особая певческая традиция. Она достигла своего расцвета в XIII – XIV веках. Одним из главных представителей этой традиции является прп. Иоанн Кукузель (XIV век), который получил прозвание «ангелогласный». Его певческие творения исполнялись на фестивале в Исаакиевском соборе. Традиция Афонского пения очень бережно сохраняется на Святой Горе и на протяжении веков почти не претерпела никаких изменений. Перед нами предстала звучащая древность. Это пение отличается продолжительностью распевов. Молитвословные песнопения исполняются очень протяжно, и поэтому всенощные богослужения на Афоне могут продолжаться до двенадцати часов. Такая продолжительность службы несколько непривычна для русского человека.

Другой, Сербский византийский хор «Моисей Петрович» назван по имени митрополита Моисея, сербского просветителя, который восстановил церковно-певческую традицию после многолетнего господства турков в Сербии. Сейчас сербы используют также и византийские распевы, но исполняют их на церковно-славянском языке.

Антон Афанасьев. Музыка, объединившая три православные державы

Третий, московский мужской хор «Древнерусский распев» основан около 30 лет назад. Его бессменный руководитель Анатолий Гринденко. За богослужением этот хор исполнил древнерусские церковные песнопения, расшифрованные с рукописей XVII века – знаменные и демественные распевы.

Песнопения, исполняемые хорами «Древнерусский распев» и сербским хором «Моисей Петрович», относятся примерно к одному времени – XVII веку, а у монаха Иакова напевы более древние.

В пении византийских хоров мы можем услышать кратимы. Это слоговые вставки, которые поются протяженно. Они не несут никакой информации в себе, состоят лишь из нескольких слогов (например, «тэ-ри-рэм» и «а-нэ-на» (в России их называли «аненайки»). Эти напевы предназначаются для того, чтобы во время их исполнения в монастырях монахи могли сосредоточиться на внутренней молитве. В русском церковном пении они тоже присутствовали. Но во время книжной справы патриарха Никона (XVII век) они были упразднены.

В греческих и византийских распевах слышится очень много мелизматики (способ распева текста, при котором на один его слог приходится несколько звуков мелодии). Знаменное пение по сравнению с ним звучит более сдержанно и сурово.

В службе древность соединилась с современностью. Традиции церковного пения, существовавшие в России, с течением времени изменялись. В синодальный период Русской Православной Церкви богослужебное пение приняло новый мелодический облик. Традиционные напевы, сложившиеся на протяжении XIX века и бережно сохраняющиеся в наши дни, прозвучали в исполнении мужского хора Санкт-Петербургской православной духовной академии.

Расположение хоров в храме также было необычным. В древности (а в Греческой Православной Церкви и поныне) правый и левый лики стояли на клиросах у иконостаса, главный певчий находился в середине храма за архиерейской кафедрой. На литургии верных, по традиции, хоры сходились в центр храма с двух сторон, как мы видели это на сегодняшнем богослужении. Это так называемая традиция пения «на сходе в центре храма».

Что интересно, ни греки, ни сербы при исполнении своих произведений не пользуются современными нотами. Они поют по «невмам» — старинным нотным знакам.

Антон Афанасьев. Музыка, объединившая три православные державы

Невмы

Антон Афанасьев. Музыка, объединившая три православные державы

Невмы

Антон Афанасьев. Музыка, объединившая три православные державы

Невмы

Три православные державы молились под сводами величественного Исаакиевского собора. И состоявшаяся Божественная литургия является уникальной в своем роде, потому что на ней верующие приобщились к тысячелетним традициям православного пения, которое исполняли хоры Греции, Сербии и России.

24 марта 2013 года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга была совершена миссионерская Божественная литургия в рамках V Международного фестиваля «Академия православной музыки», целью которого являтся воспитание любви и уважения к великой духовной культуре России.


Опубликовано 25.03.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter