Антон Чумаков. Преподобная Мария Египетская как образец мужества и решимости

Антон Чумаков. Преподобная Мария Египетская как образец мужества и решимости

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня на утрени, дорогие братья и сестры, будет прочитан отрывок из Евангелия от Марка, повествующий о подвиге святых жен-мироносиц. Эти удивительные женщины следовали за Христом во время Его земной жизни, были свидетельницами Его страданий, присутствовали при Его погребении. Погребение совершилось в вечер пятницы, наступала суббота.

Времени, для того чтобы отдать последний долг телу Господа, не оставалось, и женщины, хотевшие помазать благовониями Его тело, не могли сделать этого. Помазание тела умершего благовонными маслами являлось символическим выражением любви и преданности. Тело Христа было положено в новом гробе, т.е. пещере, высеченной в цельной каменной скале. Небольшое отверстие – вход в пещеру, который в Священном Писании назван дверями гроба – закрывал камень, бывший, по свидетельству евангелиста, весьма великим. У гроба была поставлена стража из римских воинов, которую Пилат дал по настоянию Синедриона, ожидавшего похищения тела Христа учениками. Гроб был опечатан.

Ранним утром субботы святые жены отправились выполнить печальную миссию, несмотря на все препятствия. И это шествие к месту погребения Христа святых жен – женщин, которые, по слову апостола Павла, являются «немощнейшим сосудом» – есть пример необыкновенного мужества. Пришедши ко гробу они, к удивлению своему, увидели тяжелый камень отваленным. Отодвинул его, сокрушил печать и разогнал стражу светоносный ангел. Он сел на камне, ожидая появления жен. Когда они пришли, он возвестил им о воскресении Господа, повелев сказать о том апостолам. За свое усердие, за решимость, за мужество воздать почесть телу Господа, которое охраняла воинская стража, за которым зорко наблюдал Синедрион, святые жены первыми получили точное и верное свидетельство о воскресении Христа.

«Не нуждалось тело Господа в благовонном мире мироносиц. Но святые жены благовременною покупкою мира, ранним шествием, при первых лучах солнца, к живоносному гробу, пренебрежением страха, который внушался злобою Синедриона и воинственною стражею, сторожившею гроб и Погребенного, явили и доказали опытно свой сердечный залог к Господу», — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Прекрасный пример для назидания и подражания.

А что такое это самое мужество? Мужество святые отцы, в противоположность безволию и малодушию, определяли как твердость стояния в истине и умение действовать уверенно в трудных обстоятельствах. Они подчеркивают его большое значение для духовной жизни. «Мужественная душа воскрешает и умерший ум», — пишет преподобный Иоанн Лествичник. Господь хочет, чтобы мы облеклись возвышенным мужеством и даже в самые тяжелые минуты находили радость в Его любви и верности.

Отсутствие мужества и решительности есть малодушие. Малодушен тот, кто теряет твёрдость духа и унывает во время гонений, скорбей, болезней, испытаний. Сегодня, братья и сестры, требуется большое мужество, чтобы и в мелочах, и в главном выделяться среди всех людей, чтобы быть христианином не на словах, а на деле. Ведь зачастую за церковной оградой, дома или на улице человек  ведет себя совсем иначе, чем в храме. Бывает, со стороны не поймешь и даже не подумаешь, что это верующий человек.

Иеромонах Серафим Роуз писал: «Наше Православие открывается не только в наших строго религиозных взглядах, но во всем, что мы делаем и говорим. Большинство из нас почти не осознает христианской ответственности за мирскую сторону нашей жизни. Человек же с подлинно православным мировоззрением любую часть своей жизни живет как православный…». А старец Паисий Святогорец предупреждал: «Православно думать легко, но для того, чтобы православно жить, необходим труд».

Труд над своей душой, для внутреннего и внешнего преображения. Понудить себя к такому труду нам мешает леность и косность, омертвение и нечувствие, эти болезненные недуги души. И только воспитав в себе мужество и решимость, мы сможем их преодолеть, лишь только тогда для нас жизнью станет Христос, и мы будем учиться исполнять Его заповеди, лишь тогда мы сможем в чем-то измениться и исправиться.

Мужество оградит нас от боязни людского мнения – мнения, которое почему-то определяет многое в нашей жизни. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Награду мы получаем не за делание, то есть не за саму добродетель и даже не за понесенные ради нее труды, но за рождающееся от нее смирение». А ведь проявить мужество — это значит смирять, ограничивать себя. Это значит поступиться своим комфортным состоянием. Сердце же сокрушенного и смиренного, как мы знаем, Господь не презрит.

И не случайно, дорогие братья и сестры, Церковь вспоминает сегодня великую святую, преподобную Марию Египетскую, предлагая нам пример её жизни не только как пример покаяния, но еще и как истинный образец мужества и решимости. Именно эти добродетели восставили её от падшей греховной жизни к высоте святости! «Почитание святых заключается в подражании им», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Итак, братья и сестры, последуем примеру святых жен-мироносиц и преподобной Марии, искореним в себе всякое нерадение и обленение, как чада Божии постараемся сделаться мужественными и готовыми идти за Господом. Удалимся от губительного малодушия, которое, по мысли святых отцов, в первую очередь проистекает от маловерия. Будем укреплять нашу веру. Постоянной отличительной чертой характера и поведения нашего да будет мужество. Аминь.


Опубликовано 02.04.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter