Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали всем нам хорошо известный отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о двух чудесах Иисуса Христа. По возвращении из Гадаринской области в Галилею Господа встречает толпа народа, из которой выделяется один человек, некто Иаир, начальник местной синагоги. Его единственная дочь, двенадцати лет, тяжело больна и находится при смерти. Удрученный горем отец забывает свое высокое положение в обществе, падает на колени и просит Христа прийти к нему в дом и исцелить страждущую девочку. Господь мгновенно отзывается на просьбу и идет в дом к Иаиру. По пути получает исцеление женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет.
При внимательном чтении этого евангельского отрывка видно, что апостол Лука не случайно включает рассказ об исцелении кровоточивой женщины в рассказ воскрешения дочери Иаира. Он предлагает нам поразмыслить о большом контрасте жизни этих людей: в одном доме – печаль, трагедия и безнадежность, а в другом доме – радость, веселье, рожденье новой жизни. Болезнь и здоровье! Счастье и горе! В доме Иаира все прекрасно: каждое новое утро приносит новую радость, растет любимая дочь, окруженная заботой, любовью и вниманием родителей и друзей. И это безоблачное счастье длится двенадцать лет. Но какими мрачными, безотрадными и горькими были эти же двенадцать лет жизни женщины, страдающей кровотечением. Она была исключена из общества, так как болезнь по Моисееву закону делала ее нечистой (Лев 15:25). К тому же, по мнению большинства людей, она была прямым результатом ее греха. Таким образом, кроме физических страданий, женщина постоянно переживала и моральное унижение. Никто не мог исцелить её, она истратила все средства, всё свое имение, но не получала облегчение и более того, ей становилось хуже. В параллельном отрывке у евангелиста Марка сказано, что женщина «много потерпела от многих врачей» (Мк 5:26). Лука, будучи, по Преданию, врачом, предпочел этого не говорить. Он опустил замечание Марка о вреде, принесенном врачами. И вот эта женщина получает полное исцеление, лишь только прикоснувшись к одеждам Христа. Оказалось, что не нужны ни слова, ни особые жесты: для исцеления было достаточно одного прикосновения, но прикосновения с верой. Господь обращается к ней очень важными и значимыми словами: «Дочь моя, вера твоя спасла тебя!» (Лк 8:48).
После эпизода с кровоточивой возобновляется прерванный рассказ о начальнике синагоги Иаире и его дочери, которая к тому времени уже умерла. Господь воскрешает ее. Христос предстает здесь, как Господин жизни и смерти. Физическая смерть для Иисуса Христа есть только временный сон, потому что она преодолевается Им, Богом, дарующим вечную жизнь.
В этом евангельском повествовании можно выделить несколько поучительных моментов. Во-первых, это спасительная сила веры. Вера способна творить чудеса – вернуть здоровье и даже жизнь другому человеку, мертвому. Понятие «вера» в контексте нашего отрывка имеет значение веры как доверия. Доверие – это не наше личное достижение, но дар благодати, дар, который дает нам озарение, глубинное осознание того, что всё, что мы имеем, – жизнь и смысл жизни, – от Бога, а не от нас самих. Тесные отношения всегда зиждутся на доверии и разрушаются, когда оно исчезает. Если мы желаем полноценных отношений с Богом, то должны доверять Ему, доверять во всем, наперекор страхам и сомнениям, наперекор нападкам мира и диавола! Именно так поступили упоминаемый сегодня Иаир и женщина, страдавшая кровотечением. У одного была умирающая дочь, другая сама находилась на грани жизни и смерти, но оба, узнав о Мессии, искренне возжелали встречи с Ним и искренне доверились Ему. Бог ждет от нас такого доверия и соответствующего поведения.
Еще один момент, на который хотелось обратить ваше внимание, это связь темы доверия с не менее важной темой, темой покаяния. Греческое слово «метанойя», покаяние, переводится как «перемена ума, поворот, переосмысление». И здесь очень важно разобраться, от чего Господь нас призывает отвернуться, а к чему, наоборот, повернуться. Эта «перемена ума», захватывающая всего человека целиком, заключается в следующем: центром нашей жизни становится Бог. Мы не просто отворачиваемся, «отвращаемся» от греха, мы обращаемся, поворачиваемся к Богу и без доверия Ему такой поворот просто немыслим. Невозможно, надеясь на себя и живя для себя, осознавать Господа центром своей жизни, невозможно увидеть свои ошибки и уж тем более раскаяться в них. В Таинстве Покаяния Бог обновляет нашу жизнь, и Он также дает нам задание. И это задание Божие состоит в том, чтобы мы дар обновленной жизни отражали в нашем повседневном поведении, в добрых делах. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», — призывает нас Господь Иисус Христос (Мф 5:16).
Так будем же, братья и сестры, всеми силами стараться подражать твердости веры исцеленной женщины и Иаира из сегодняшнего евангельского чтения, будем стараться ответить на призыв Господа, чтобы и мы, преодолев все встречающиеся в нашей жизни испытания, смогли услышать полные любви и милосердия обращенные к нам слова Спасителя: «Вера твоя спасла тебя». Аминь.
Проповедь студента II курса библейского отделения академии Антона Чумакова на Божественной литургии в храме апостола Иоанна Богослова 20 ноября 2011 г.