Антоний Чумаков. О святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России

Антоний Чумаков. О святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«В годину тяжкую Богом избранный… положил еси душу за Церковь, за люди своя, исповедниче святе, Патриарше Тихоне». Тропарь, глас 3.

Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь празднует одно из величайших событий, произошедших в мировой истории — Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот радостный и светлый праздник, однако он носит и некоторый оттенок грусти, потому что именно в этот день, почти 90 лет назад, скончался праведник, тяжким подвигом и стараниями которого сохранено в нашей стране Православие – святейший Патриарх Тихон. Ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего христианского мира, какое привлекал святитель еще при своей жизни. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение и авторитет, заставляет нас обратиться к его образу с особенным вниманием и любовью.

Будущий святейший Патриарх Тихон (в миру Василий Беллавин), родился 19 января 1865 года в селе Клин Псковской губернии, в семье священника. Василий закончил Торопецкое духовное училище, Псковскую духовную семинарию, а затем Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1891 году он принял монашеский постриг с именем Тихон и был рукоположен в священный сан. В 1897 году хиротонисан во епископа и назначен сначала на Люблинскую кафедру, а затем на Алеутскую и Североамериканскую. Здесь владыка много потрудился, создав прекрасную епархию. Любовь к Богу и людям, доброта, доступность, мудрость отличали его как человека и как архиерея. В 1905 году епископ Тихон был возведен в сан архиепископа и через два года переведен на Ярославскую кафедру, а затем в Виленскую и Литовскую епархию. 23 июня 1917 года архиепископ Тихон был избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.

15 августа 1917 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество, на котором митрополит Тихон был избран по жребию Патриархом Московским и всея России. С этого момента и начинается его крестный путь. В условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи его Святейшеству предстояло строить отношения с новой государственной властью, враждебно относящейся к Церкви и сделать все возможное для сохранения Православия в это тяжелое время. В своем первом Патриаршем послании от 19 января (1 февраля) 1918 года он выразил озабоченность положением Церкви и осудил творящиеся кровавые беспорядки. Патриарх смело обличал власть, воздвигшую гонения на Церковь, произнес анафему тем, кто от лица власти творил расправы, призывал верующих к защите Церкви. Владыка неустанно трудился, защищал гонимых и обездоленных ценой собственной жизни и благополучия, утешал, помогал и молился. Постигший страну страшный голод в 1921 году, не остался без внимания Патриарха. Помимо горячих призывов о помощи его трудами был создан Комитет помощи голодающим, во многом облегчивший их положение. Владыка сам жертвовал не имеющие богослужебного предназначения предметы и ценности. Именно эти действия Патриарха побудили власть издать декрет об изъятии церковных ценностей, якобы на «благо народа».

Стараниями святителя было сохранено Патриаршество, им было много достигнуто в подготовке организации и регистрации Синода и епархиальных учреждений, без чего немыслима церковная жизнь. Благодаря его ходатайствам многие священнослужители были выпущены из тюрем и возвращены из ссылок; временно прекратились судебные процессы и расстрелы духовенства. Патриарх Тихон был смелым защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость и доброту, он был непоколебимо твердым и непреклонным в церковных делах и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко это проявилось в период «обновленческого» раскола. Власти пытались разложить Церковь изнутри, но Патриарх личным примером показывал важность стояния в правде и истине.

Труды Патриарха, его авторитет и любовь к нему со стороны народа вызывали ненависть у правящей верхушки. Его жизнь всегда была под угрозой. Три раза на него совершали покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений, его часто заключали в тюрьму, содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Патриаршество святителя было сплошным подвигом мученичества.

Но не все, даже сейчас, могут по достоинству оценить величие его подвига и святости. Патриарха упрекают и в уступках властям, в безволии и малодушии, в приспособленчестве к Советской власти. Но обвинители забывают, что святитель на первое место ставил и исполнял волю Божию, что неизбежно заставляло его подчас отказываться от своей человеческой воли и от принятых решений. Владыка всегда помнил, что судьба Православия в нашей стране лежит на его ответственности. Ради этого он в дальнейшем изменил и свое отношение к политической власти. Святитель понимал, что гражданская война закончилась, и в стране существовало одно законное Советское правительство. Он предвидел будущее становление государства и желал, чтобы Православная Церковь могла занять в нем принадлежащее ей место. «Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду пастырям, народу и церковному достоянию. Его компромиссы — делание любви и смирения. И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо, это исключительно безукоризненная святая личность», — писал о Патриархе протоиерей Михаил Польский. Ничто не смогло сломить его, он так и умер в борьбе, храня верность Христу и горячо переживая за судьбы Церкви и Отечества.

Вся жизнь святителя, с юного возраста и до блаженной кончины — это потрясающее свидетельство верности Господу. Верность, как мы знаем, это не разовый подвиг, не единожды совершённое действие или сиюминутное стремление к Богу. Это состояние, это вся жизнь христианина во всех её проявлениях и делах. Но в нашей реальности зачастую бывает совсем не так. Мы увлекаемся чем-то большим, грандиозным и в то же время забываем о малом. Так, например, мы можем много говорить людям о милости Бога, о Его прощении, а наше собственное сердце будет разрываться от горечи и обиды на своего ближнего за какую-нибудь мелочь. Верность Богу в малом, в обыденном нас совсем не привлекает. В нашей повседневной жизни, в отношении к своим обязанностям, в разговорах, чтении и слушании мы порой поступаем не как христиане. Постепенно заглушая голос своей совести, начинаем со временем терять способность вообще этот голос слышать. Думаем, что на разные мелочи Бог «не обращает» внимание. Но мы должны помнить, что отказ от Христа не всегда происходит открыто и под чьим-то давлением. Утрата христианской верности происходит незаметно, с добровольного игнорирования тех самых мелочей. Это входит у человека в привычку, приобретает размах и постепенно приводит к духовной гибели. «Неверный в малом неверен и во многом», — предупреждает Господь (Лк 16:10).

Жизнь святителя Тихона, его подвиги любви, мужества и верности Христу да послужат нам примером. Святителю отче Тихоне моли Бога о нас! Аминь.

Проповедь студента II курса библейского отделения академии чтеца Антония Чумакова, произнесенная на Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2012 года


Опубликовано 06.04.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter