Антоний Ковалевич. Ошибка фарисея и феномен мытаря

Два человека вошли в храм, две разных судьбы, два разных мировоззрения. Оба пришли помолиться, но только один вернулся домой оправданным, как говорит нам греческий текст.

Почему же именно мытарь, презираемый всем иудейским обществом грешник, был оправдан Богом, а фарисей, этот образец иудейского благочестия и праведности, был осужден? В чем заключается ошибка фарисея и феномен мытаря?

Фарисей сравнивает себя с другими людьми, свои добродетели – с развращенными нравами той эпохи. Ревностно исполняя закон, он не научился из него тому, что критерием святости являются не люди, но Сам Бог, Который многократно говорил Своему народу: «Будьте святы, как Я свят». Занимаясь синтаксисом закона, тщательно соблюдая каждую его букву, фарисей не усвоил идею, стоящую в центре закона. Его подвиги благочестия оказались бесплодными – он так и не обрел сострадания и любви.

Фарисей, стоя в храме, говорил Богу о справедливости, в то время как мытарь не смел даже помышлять о ней, иначе он был бы сию же минуту осужден. Мытарь взывал только к милосердию Божию. Он понимал и опытно знал, что в жизни, помимо суровых законов, должно быть место милосердию, всегда неожиданному и порой нелепому. Потому что господство одного лишь закона непременно привело бы к всеобщему осуждению, всеобщей горькой участи. Ведь проклят был всякий не исполняющий слов закона (ср. Втор 27:26).

Мытарь понимал, что не для этого Бог творил мир, творил человека. Будучи неправедным, не имея никаких добродетелей и, более того, нарушая закон и человеческий и Божий, он осознавал свое безвыходное положение осужденного всеми – и людьми и Богом. Но мытарь не оправдывал самого себя ничем, прекрасно понимая, что перед Богом «не оправдается ни один из живущих» (Пс 142:3). Не сравнивая себя ни с кем из людей, он ясно видел свое несоответствие Божественной святости и поэтому даже не смел вступить в область этой святости и Божественного присутствия, каким был и остается храм. Понимая, что он не заслуживает никакого оправдания, мытарь все же взывает к Богу от всего сердца.

Наверняка и его самого много раз просили о снисхождении, просили повременить с возвратом долга. И, возможно, видя заплаканные глаза вдовы и ее детей, он прощал им долг, не осознавая вполне, почему он так поступает. Теперь же этот жестокий человек, обирающий собственный народ в пользу языческого узурпатора, сам просит о помиловании, не ожидая его получить, но все-таки веря в невозможное. И Бог преклоняет Свою справедливость перед этим грешником, являя, по мысли прп. Ефрема Сирина, Свою несправедливость. Господь дарует мытарю прощение, претворяя суд в милость, а неправедность – в праведность.

Дорогие братья и сестры! Господь Иисус Христос задал нам вектор движения, вектор развития, сказав: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Сравнивая себя с этим недостижимым идеалом Божественной святости, мы должны осознавать свое несовершенство и несостоятельность нашей духовной жизни. И здесь нам очень важно научиться примеру мытаря. Понимая свое крайнее недостоинство, он не отчаялся, но воззвал к Богу и был услышан Им. Он поверил в то, что невозможное человеку возможно Богу (ср. Лк 18:27).

Так и мы, отвергнув горделивые и самонадеянные мысли, должны признать свою духовную нищету и возложить упование всецело на Господа. И это будет отправной точкой и крепким фундаментом наших отношений с Богом и возрастания в Нем, к чему призывает нас Церковь в эти подготовительные к Великому посту дни.

Потщимся же войти в духовную весну И поприще благое с осознанием пройти, Что жертва Богу – сокрушенный дух. Смиренного и сокрушенного в сердцах Ты, Боже, не уничижишь.

 // Проповедь на Евангельский отрывок Лк 18:9-14 студента 4 курса бакалавриата чтеца Антония Ковалевича, произнесенная на Божественной литургии 24 февраля 2013 года, в Неделю о мытаре и фарисее


Опубликовано 24.02.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter