О, Тимофей! храни преданное тебе (1Тим. 6:20).
В составе книг Нового Завета есть три писания, небольшие по объему, которые принято объединять общим наименованием Пастырские послания. Это два послания Апостола Павла к Тимофею и его же послание к Титу. Название «Пастырские» хорошо отражает их основное содержание. Апостол Павел дает в них наставления церковным пастырям, своим близким ученикам Тимофею и Титу.
Согласно традиционной точке зрения и следуя букве Пастырских посланий, они были написаны в последние годы жизни Апостола Павла. Первое послание к Тимофею и Послание к Титу, чрезвычайно близкие друг к другу по содержанию, были написаны Апостолом Павлом на свободе, в то время, когда он располагал собою и строил планы на будущее, а Второе послание к Тимофею говорит о тюремных узах Апостола, исполнено ожидания близкого конца и носит характер предсмертного завещания (2Тим. 4:6-8).
Оба послания к Тимофею просты по содержанию и в целом читаются без особого труда. Тимофей – известный из книг Нового Завета уроженец города Листры в Малой Азии. Его отец был греком, а мать иудейкой. Обратившись в юном возрасте ко Христу, он стал верным спутником и любимым учеником Апостола Павла, который называл Тимофея своим «сыном». Последующая деятельность Тимофея связана с Ефесом, где он был епископом. Церковь в Ефесе, основанная Апостолом Павлом, занимала выдающееся место в ряду других христианских Церквей. К концу Апостольского века христианская община в Ефесе была жизненным центром всего христианского мира. Поэтому неудивительно, что Апостол Павел поручил руководство Ефесской церковью своему любимому ученику Тимофею.
В Посланиях к Тимофею (и к Титу) затронуты четыре основные темы: защита юного христианства от лжеучений; укрепление христианства, не замкнутого на себя, но открытого миру; сохранение идущего от Апостола Павла учительного предания и начало формирования прочных структур для руководства Церкви.
- В остром противоречии к аскетическим тенденциям лжеучений, которые были враждебны творению Божию, Послания к Тимофею представляют позитивное принятие мира и творения. Апостол вооружает Тимофея для борьбы с ложными учениями (1Тим. 4:1-11), для которых характерным было отрицание брака и крайнее пищевое воздержание. Этому крайнему аскетизму противопоставляется утверждение, что «всякое творение Божие хорошо» (1Тим. 4:4). Христиане свободны пользоваться любыми земными дарами, если они с благодарением принимаются как благие дары Божии (1Тим. 4:1-5). Эта свобода и непринужденность оправдывается также тем, что со времени явления в мире Иисуса Христа этот мир стал сферой спасительного действия Бога, Который «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4).
- Церковь – проводник этой спасительной воли Божией. Поэтому она может и должна быть открытой нехристианскому окружению без всякого опасения быть оскверненной. Ее задача – развивать такие формы жизни, которые привлекательны для нехристиан, так как они узнают в этих формах осуществление своих собственных этических идеалов. Однако следует заметить, что следствием такой открытости этическим нормам нехристианского мира было то, что некоторые заимствованные из внешнего мира формы поведения в известной степени противоречили свободе раннего христианства. Это особенно явственно выступает в тех правилах, которые ограничивают свободу женщин (1Тим. 2:9-15).
- В изменяющемся мире и в смене поколений Церковь должна оставаться собою. Эта идентичность Церкви гарантируется неизменностью учительного предания, идущего от Апостолов. В Посланиях к Тимофею, естественно, речь идет об учительной традиции Апостола Павла. Эта традиция обозначается заимствованным из античного права наследования особым термином paratheke («преданное», «вручаемое на хранение», «залог»), то есть наследство, оставленное Апостолом Павлом ( 1Тим. 6:20; 2Тим. 1:14). Тем самым учение Апостола объявляется неким достоянием, недоступным ни для какого вмешательства и изменения.
- Это Апостольское предание следует хранить, им следует управлять. Забота Апостола Павла сосредоточена на подготовке своей смены, то есть пастырей Церкви, блюстителей предания. Эти руководители в Первом послании к Тимофею называются то «епископы», то «пресвитеры». Греческое слово «епископ» означает «блюститель», а «пресвитер» – старейшина. Считается, что терминология, отражающая церковную структуру или иерархию руководства, в те годы еще не сформировалась окончательно. Поэтому термины «пресвитеры» и «епископы» употреблялись как синонимы. Верный ученик Апостола Павла Тимофей должен служить образцом церковного руководителя. Перечисляются те условия пастырского служения, которые относятся, в первую очередь, к области христианской нравственности и исповедания истинной веры. Отмечаются также необходимые в пастырском служении общественные добродетели. Постепенно формируется структуры управления Церковью. В каждой местной церкви должен быть один епископ, которому подчинено несколько диаконов. За такой структурой стояла модель римского дома, большого античного семейства. Епископ – отец дома, то есть общины, и, соответственно, должен обнаруживать в себе качества, которые требовались от отца семейства (1Тим. 3:1-7). В тех общинах, где еще господствовало иудейское руководство старейшин (пресвитеров), пресвитеры приравниваются к епископам.
Три Пастырских послания сближает между собою не только общее содержание. Они сходны друг с другом и по языку, и по той исторической обстановке, которая ими предполагается. И здесь внимательного читателя этих посланий ожидает некоторое удивление. Дело в том, что читатель погружается в них в языковую, стилистическую и богословскую атмосферу, разительно отличную от атмосферы других посланий Апостола Павла. Простому читателю свидетельствует об этом его элементарная интуиция, а ученому библеисту об этом же свидетельствует тщательное исследование. Действительно, давно признано, что в случае Пастырских посланий мы имеем дело с феноменом так называемой псевдоэпиграфики. Что же это за феномен? Если говорить предельно кратко, то он означает, что обсуждаемые послания были написаны не самим Апостолом Павлом. Но кем же? И почему они приписаны Апостолу Павлу? При этом сразу следует оговориться, что сам по себе факт чужого авторства ни в коей мере не влияет на каноничность этих посланий.
Исторически сложилось так, что к концу I века христианской эры Церковь столкнулась с рядом трудных проблем. Проблемы были не столько внешние, сколько внутренние. Если самые первые христиане были исполнены уверенности, что в скорейшем времени, еще при их жизни, истории этого мира настанет конец, и наступит откровение Царствия Божия, то спустя несколько десятков лет энтузиазм ожидания Второго Христова пришествия постепенно уступил место трезвому взгляду на продолжающуюся историю и на необходимость искать способы сосуществования с окружающим миром. Третье христианское поколение «сынов» столкнулось не только с ослаблением энтузиазма, присущего «отцам», но и с появлением многих лжеучений, а вместе с тем с необходимостью защиты Апостольского предания от риска его утраты. Давал себя знать и кризис учительных авторитетов в Церкви. И в самом деле, – трудно от каждого поколения требовать появления таких блестящих и боговдохновенных умов как Апостол Павел.
Феномен псевдоэпиграфики имел долгую историю. Так, до нас дошло много философских сочинений древности, которые якобы писал великий Платон, но которые в реальности были написаны гораздо позже смерти философа. Подобно и пифагорейцы писали ученые трактаты под именем Пифагора. В этих и многих других случаях речь шла не о фальсификации. Имя великого автора ставилось как знак определенной школьной традиции. Ученики ставили себя под авторитет своего учителя и претендовали на то, что они продолжают и распространяют его, а не свои собственные мысли. Время изменяло жизненную ситуацию и приносило новые проблемы. Великие учителя прошлого к этим проблемам не имели непосредственного отношения. Поэтому на новые запросы времени пытались отвечать их последователи – в духе своих учителей. На заднем плане псевдоэпиграфических посланий Нового Завета как бы стоит такой вопрос: Что сказал бы Апостол Павел, или что сказал бы Апостол Петр по поводу новых проблем? Предпосылкой псевдоэпиграфики служило убеждение все еще действующего и несомненного авторитета учителей первого поколения. «Сыновья» стремились идти путем «отцов».
Вопрос авторства – дело ученых. Нам же важно то, что кем бы ни был автор Посланий к Тимофею, эти послания не теряют своей значимости как Слово Божие, свидетельствующее о Духе Святом, Который, по обетованию Иисуса Христа, не оставлял Церкви в трудных условиях ее молодости, но вел ее сквозь изменяющиеся внешние и внутренние условия ее бытия. Послания к Тимофею оптимистически свидетельствуют о том, что благодать Божия сохраняет Церковь в ее содержании при всех возможных изменениях ее внешних форм.
NOTA BENE
ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ. Традиционная точка зрения: Апостол Павел написал 1 Тим в Македонии около 65 г., а 2 Тим незадолго до своей мученической кончины в Риме около 67 г. Точка зрения современной библеистики: оба послания были написаны верным последователем школы Апостола Павла ближе к концу I века.
ОСНОВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ. Борьба с лжеучениями, жизнь Церкви в продолжающейся истории, Апостольское предание, церковное управление.
ОСОБЕННОСТИ. Существенные отклонения от лексикона и стиля всех прочих посланий Апостола Павла. Это свидетельствует о новой исторической ситуации тесного сосуществования с эллинистическим окружением. Например, появление слов «благочестие», «благочестивый», «благочестиво» (1Тим. 2:2; 2,10; 3,16; 4,7; 4,8; 6,3; 6,5; 6,6; 6,11; 2Тим. 3:5; 3,12), немыслимых в Ветхом Завете, а в Новом Завете встречающихся еще только в 2 Петр и один раз в Деян. 3:12, где «благочестие» может иметь значение «языческое благочестие», «магия». Эти привычное для нас слова в новозаветное время означали только языческую религиозность. Выражая свои мысли на языке окружающего мира, автор 1 и 2 Тим мог рассчитывать на понимание читателей нового поколения.