Архимандрит Кирилл (Говорун), прот. Кирилл Копейкин, В. Бурега, иерод. Родион (Ларионов). Болонский процесс и богословское образование в Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Архимандрит Кирилл (Говорун), прот. Кирилл Копейкин, В. Бурега, иерод. Родион (Ларионов). Болонский процесс и богословское образование в Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Статья посвящена особенностям системы высшего богословского образования в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Прешовского университета.

Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня портал публикует статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Прешовского университета.

Единственным высшим учебным заведением Православной Церкви Чешских земель и Словакии является православный богословский факультет Прешовского университета. Факультет был создан в 1950 году и до 1990 года имел статус самостоятельного высшего учебного заведения. В 1990 году факультет вошел в состав университета Павла Йозефа Шафарика в Кошице, а с 1997 года он является частью Прешовского университета.

Целью факультета является подготовка будущих священнослужителей, преподавателей религиозных и этических дисциплин, работников в сфере православного богословия и социального служения, а также сотрудников учреждений Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Во главе факультета стоит декан, которому подчиняются три замдекана. Декан возглавляет ученый совет факультета, осуществляет руководство факультетом совместно с Академическим сенатом факультета и Коллегией декана.

В состав факультета входит семь кафедр: библейских наук, систематического богословия, практического богословия, церковной истории и византологии, христианской антропологии и социальной работы, православной педагогики и психологии, греческого языка и культуры. На факультете трудятся 5 профессоров, 4 доцента и 12 ассистентов. За последние пять лет преподавателями факультета были опубликованы 51 монография (из них 11 за рубежом), 377 научных статей (из них 55 за рубежом), 16 учебников и учебных текстов для высшей школы. Факультет регулярно участвует в научно-исследовательских проектах, в том числе международных. В настоящее время на факультете обучаются 544 студента, из них 246 – на дневной форме обучения. В рамках европейской программы Erasmus факультет заключил договоры о сотрудничестве с университетом Кипра, университетом Йоэнсуу (Финляндия), университетом Людвига Максимилиана в Мюнхене, Аристотелевским и Македонским университетами в Фессалониках, Карловым университетом в Праге.

Срок обучения на факультете — 5 лет. Обучение осуществляется по специальностям православное богословие и социальная работа. Факультет имеет право присваивать степень доктора философии (PhD) по этим специальностям. Зачисление на факультет осуществляется на основании единого государственного экзамена и собеседования. Правила проведения собеседования определяются факультетом и публикуются не менее чем за год до вступительной кампании.

Система высшего образования Словакии предполагает трехлетний бакалавриат, двухлетнюю магистратуру и докторские программы, длящиеся, как правило, два года. По некоторым специальностям (теология, медицина, право) предполагается единый пятилетний курс обучения, завершающийся присвоением квалификации магистра и не предусматривающий промежуточной бакалаврской степени.

В Словакии отсутствует государственный образовательный стандарт, однако существуют квалификационные рамки для каждой специальности, разработанные министерством образования на основе рекомендаций университетов. Согласно рамке программа обучения состоит из общеобязательных курсов (70%), курсов по выбору (20%) и факультативных курсов (10%). Для каждой конфессии существуют отдельные квалификационные рамки по богословию. Православное богословие является самостоятельной специальностью и имеет свою квалификационную рамку, выработанную министерством образования на основании рекомендаций православного богословского факультета Прешовского университета.

Контроль качества образования осуществляется Аттестационной комиссией, состоящей из групп по направлениям. Одно из этих направлений составляют гуманитарные науки, в число которых входит и богословие. Университеты направляют для работы в комиссии своих профессоров, которые являются специалистами в соответствующих областях. В каждую группу по направлению входит 10-12 профессоров. Высшие учебные заведения должны проходить переаттестацию раз в шесть лет. В случае, если комиссия выявляет серьезные недостатки, вузу дается на их исправление один год.

Каждое высшее учебное заведение Словакии вырабатывает для себя критерии присвоения звания доцента и профессора, которые базируются на общих положениях, установленных законом об образовании. В Прешовском университете ныне действует положение, принятое в 2008 году. В нем детально описываются требования, предъявляемые к кандидатам на звание доцента и профессора. На присвоение звания доцента может претендовать преподаватель, удовлетворяющий следующим требованиям. Он должен иметь непрерывный педагогический стаж не менее 5 лет. Под его руководством должно быть написано не менее 10 бакалаврских и магистерских работ. Он должен быть участником не менее одного успешно завершенного проекта и одного продолжающегося. Соискатель должен опубликовать как минимум один учебный текст, не менее 1 монографии и 20 научных статей, из которых 5 – за границей или 2 – в рецензируемых журналах, входящих в электронные базы Web of Science и Scopus. В научной литературе должно быть не менее 25 ссылок на его публикации, из которых 10 – в иностранной литературе или 5 – в рецензируемых журналах, входящих в электронные базы Web of Science и Scopus.

На присвоение звания профессора может претендовать преподаватель, имеющий звание доцента и удовлетворяющий следующим требованиям. Он должен иметь непрерывный педагогический стаж не менее 5 лет с момента присвоения звания доцента. Должен выступать куратором бакалаврской и/или магистерской учебной программы или со-куратором докторской программы. Под его руководством должно быть написано не менее 20 бакалаврских и магистерских работ. Он должен быть руководителем как минимум 2 защищенных докторских диссертаций. Соискатель должен быть ответственным исполнителем не менее одного успешно завершенного исследовательского проекта и одного продолжающегося. Он должен опубликовать как минимум 1 вузовский учебник и 2 учебных текста, не менее 2 монографий и 45 научных статей, из которых 10 – за границей или 5 – в рецензируемых журналах, входящих в электронные базы Web of Science и Scopus. В научной литературе должно быть не менее 75 ссылок на его публикации, из которых 30 – в иностранной литературе или 20 – в рецензируемых журналах, входящих в электронные базы Web of Science и Scopus. Соискатель звания профессора должен подтвердить свое международное научное признание, предоставив для этого рекомендательные письма не менее чем от 3 профессоров из 3 зарубежных стран.

Кроме того, при обсуждении кандидатуры соискателя звания доцента и профессора учитывается деятельность в качестве эксперта, рецензента и оппонента, заслуги в создании научной инфраструктуры, исследовательских методик, членство в научных обществах и комиссиях.

Таким образом, в системе образования Словакии в полной мере реализованы принципы Болонского процесса. Университеты обладают значительной автономией, что, в частности, позволило православному богословскому факультету оказать решающее влияние на формирование квалификационной рамки по православному богословию. Важным следствием интеграции в европейское образовательное пространство стали существенное повышение требований, предъявляемых к преподавательскому составу, а также возможность активно участвовать в международных научных и образовательных проектах.

Богослов.ru


Опубликовано 28.11.2010 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter