Авраам — одна из важнейших личностей в человеческой истории; три мировые религии — Иудаизм, Христианство и Ислам — возводят к нему свои корни; он называется «Отцом верующих». Святой Апостол Павел, объясняя, что такое вера, приводит в пример именно Авраама. Поэтому нам очень важно понять, кто он такой и какое отношение имеет к нам — живущим спустя три тысячелетия после него.
Аврам — как его звали до того, как Бог заключил с ним завет — родился в Уре Халдейском, одном из центров ближневосточной цивилизации. Раскопки, проведенные в начале 20-тых годов прошлого века, обнаружили кирпичные дома, иногда в несколько этажей, весьма искусную для древнего мира систему водоснабжения и канализации, памятники письменности и искусства, и, в центре города, огромный зиккурат — ступенчатую башню, воздвигнутую в честь лунного бога Нанна.
В Уре Аврам вступил в брак с Сарой; после этого его отец, Фарра, вместе с ним и со всей семьей переселился в другой город — Харран. Художники часто изображают его живущим в шатре, чем-то вроде бедуина — но значительную часть своей жизни Аврам был, как и большинство из нас, городским жителем. Когда ему было 75 лет, к нему воззвал Бог. Не лунный бог, которому поклонялись в Харране, и не один из множества языческих богов, но единственный истинный Бог.
« И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. (Быт.12:1-3)»
Он не был кочевником, переходившим с места на место — поэтому бросить привычное место и уйти, ему было, наверное, не легче, чем любому из нас. Но Аврам повиновался; потому, что он поверил.
Бог Авраама
Сейчас под «верой в Бога» люди часто понимают «веру в существование Бога» или даже неопределеннее, веру в то, что «там что-то есть». Во времена Авраама люди не сомневались в существовании «чего-то там»; собственно, вера в сверхъестественное была обычной для всех времен и народов. Настолько секуляризированные культуры, как нынешняя Россия или Китай — скорее исключение. Язычники верили в богов; как ни странно, многие из них верили и в существование Бога — Творца и Хранителя мироздания.
Язычник — и древний, и современный — вполне может признавать, что Творец существует; но существует где-то за кадром, с Ним нет связи, нет никаких отношений. Язычник верит в существование грозных, таинственных и могущественных существ, которым он поклоняется и покровительства которых ищет. Эти существа, боги языческого мира, представлялись могущественными – но не всемогущими; они напоминали правящий класс человеческого общества – со своими страстями и пороками, со своей подковерной борьбой и междуусобицами. Часто между богами и людьми предполагалась определенная взаимная зависимость – люди нуждались в благоволении богов, но и боги – в жертвоприношениях, совершаемых людьми. Боги буквально оголодают, если им перестанут приносить жертвы, как в комедии Аристофана “птицы”, где боги попали в очень сложное положение из-за того, что птицы стали перехватывать дым от жертвоприношений. Отношения язычников с богами — это отношения с сильными союзниками; и это отношения довольно прагматические. Урожай в этой долине или удача в бою в этих горах зависят от местных божеств — что же, почтим и их.
Эти боги, чаще всего, внеморальны — не то, чтобы особенно злы, а просто не интересуются нравственностью. Они интересуются жертвоприношениями. Интересно, что такого рода язычество не умерло и в наши дни; как дикари, которые мажут икону жертвенной кровью, некоторые наши современники подходят к Православным обрядам с чисто языческих позиций — бандиты перед разборкой заказывают молебен, а домушники берут с собой на дело икону.
Вера в языческих богов не требует пересмотра своей жизни, не требует покаяния — им надо только уделять некоторую долю почитания и приношений. Но Авраму открывается совсем другой Бог — «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт.17:1)». С этим Богом нельзя установить отношения «Ты мне — я тебе»; его благоволение нельзя купить за принесенного в жертву барана (или заказанный молебен). Это Бог, который требует, чтобы мы полностью предали Ему свою жизнь, «ходили (т. е. жили) перед Ним и были непорочны.
Вера
Этому Богу Аврам поверил. Что в этом исключительного? Ведь много людей верит в Бога. Мы можем верить в то, что Бог реален, что Его слово, вообще говоря, истинно, что Он желает спасения людей, мы можем придерживаться самых правильных богословских воззрений — и сейчас, во времена Нового Завета, в этом смысле мы знаем о Боге гораздо больше Авраама. Но при этом мы можем не иметь его веры. Что отличает веру Авраама? Это не просто вера в бытие Божие; не просто признание определенных истин о Боге — это личное доверие. Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично, я лично призван верить этому слову и полагаться на него.
В этой вере есть великое, поразительное дерзновение. Неверующие часто бранятся на приниженность рабов Божиих; однако те из них, которые дают себе труд приглядеться внимательнее, возмущаются, наоборот, их крайней заносчивостью — подумать только, верующие полагают, что Творцу всего этого непостижимо огромного мироздания есть дело до каждого из них, что Он затрудняется их грехами и радуется их покаянию, что Он — управитель мироздания — тратит время на то, чтобы возиться с ними.
Авраам верит, что к нему обращается Всемогущий; более того, он верит в то, что Всемогущий дает ему обетование. Слово «обетование» — вошедшее в наш синодальный перевод из церковнославянского языка — буквально значит «обещание». Бог обещает Аврааму: «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. (Быт.12:2,3)».
Выглядит ли это правдоподобным? Нет. По любым человеческим меркам это абсурд. Аврааму уже 75 лет, когда он покидает Харран. Более того, до рождения Исаака проходит еще четверть века. Четверть века, в которые Авраам, все более глубокий старик, верит, что у него — и его очень пожилой жены — родится сын, через которого он станет отцом многих народов. Как пишет Апостол Павел, «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так [многочисленно] будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. (Рим.4:18-21)»
Истинная вера признает Бога тем, Кто Он есть; Бог знает, что говорит — нелепо полагать, что Всеблагой вводит нас в заблуждение или Всеведущий чего-то не учел. Все, что угодно может оказаться заблуждением, ложью и ошибкой — но слово Божие остается непоколебимой истиной. Падение прародителей начинается со слов змея «подлинно ли сказал Бог?», с сомнения в слове Божием; Авраам, отец веры, совершает шаг в обратном направлении — он поверил Богу. Бог заключает с Авраамом завет; и об этом стоит сказать подробнее.
Завет
Что такое «Завет»? Это одно из ключевых понятий Библии, и нам стоит остановиться на нем подробнее. В современном языке мы называем так что-то вроде наставления, торжественного повеления, которое дается ученикам или потомкам — как говорят о ком-нибудь «он был верен заветам своего учителя». Но в Библии слово «завет» имеет другое значение — его можно отдаленно передать как «договор». В отношениях между людьми оно означало соглашение, которое налагало на его участников определенные обязательства. Такое соглашение могло заключаться между равными, например, союзниками, а могло — между правителем и народом. Правитель принимал на себя обязательство защищать подданных, они — исполнять его повеления и платить подати. В наше время это можно было бы сравнить с предоставлением гражданства.
Однако в словах «договор» или «предоставление гражданства» для нас есть какой-то безличный, почти бюрократический оттенок; «Завет» предполагает именно личную связь. “Договор” обычно касается только какой-то одной стороны нашей жизни, чаще всего профессиональной или финансовой; завет касается всей жизни человека, как брак. Бог Библии — не безличная сила, Он личность, к Нему можно обратиться на «Ты», с ним можно вступить в личные отношения.
Однако отношения бывают разными. Бывают мимолетные разговоры со случайными попутчиками, с продавцами или покупателями, вежливое «здравствуйте» соседу в лифте, деловой разговор со специалистом, которого мы пригласили решить нашу проблему.
Бывает и по-другому — бывает брак, который может развести только смерть, бывает долгая дружба, когда старые школьные друзья празднуют рождение внуков друг друга, бывает – хотя нам это не знакомо – феодальная преданность, когда весь наш род с незапамятных времен служит государеву дому, и мы невероятно гордимся этим.
Отношения второго типа отличает то, что мы принимаем других людей как неотъемлемую часть нашей жизни. Нас связывает глубокая общность — мы семья, или друзья, или люди государева дома.
Бог не прохожий, который появляется на минуту, чтобы опять исчезнуть. Он устанавливает с людьми прочные отношения, которые Библия и называет «Заветом». Бог говорит Аврааму:
«Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; (Быт.17:4-7)»
Святой Апостол Павел указывает на то, что потомки, о которых идет речь, это столько потомки по плоти, сколько те, кто разделяет веру Авраама.: «И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом, (Гал.3:8,9)» Среди этих народов находимся и мы, верующие в обетования Божии, которые даны нам в Иисусе Христе.